Российский рынок платного ТВ-2018: рост абонбазы низкий, рост выручки — высокий

В России по итогам 2018 года число пользователей платного ТВ достигло 44,2 млн. Прирост абонентской базы составил 3,2% против 3,8% в 2017-ом. Объем рынка составил 99,3 млрд руб.

Такие данные содержатся в отчете, посвященном предварительным итогам рынка платного ТВ в 2018 году, подготовленного «ТМТ Консалтинг». В нем отмечается, что при небольшом росте абонбазы динамика совокупной выручки игроков рынка платного ТВ осталась стабильно высокой: 10,8% в 2018 году против 10,6% в 2017-ом. Это обусловлено проведенным некоторыми операторами повышением тарифов, изменением методики учета выручки, а также ростом потребления дополнительных услуг (VoD, multiroom, отложенный просмотр и так далее), считают в «ТМТ Консалтинг». В частности, средний счет на одного абонента (ARPU) за год увеличился на 11 руб. и составил 178 руб. без НДС.

«ТМТ Консалтинг» отмечает, что в России продолжает сокращаться число подписчиков кабельного ТВ, но отток абонентов КТВ наблюдается только в аналоговом сегменте. За год телевидение в этом формате перестали смотреть (отключились совсем либо перешли на «цифру») свыше 400 тыс. домохозяйств. В результате доля цифровых абонентов в структуре абонентской базе всего платного ТВ выросла до 73%.

Самой быстрорастущей технологией остается IPTV: новые подписчики – это по большей части абоненты ШПД, перешедшие на пакетные тарифы. Прирост абонентской базы спутникового ТВ оказался вдвое меньше, основной вклад в него внес самый молодой игрок на этом рынке — компания МТС, выяснили в «ТМТ Консалтинг».

В структуре выручки заметно вырос разрыв между спутниковой технологией и IPTV – теперь он составляет 7 процентных пунктов (п.п.), а не 3 п.п., как годом ранее. Доля КТВ сократилась с 49% до 43%. К таким результатам привели существенные различия в изменении среднего счета по технологиям: в то время как в КТВ показатель ARPU изменился незначительно, в спутниковом сегменте он вырос на 8 рублей (что связано с повышением «Триколором» тарифов во II полугодии), а в IPTV – сразу на 47 руб.

Как и в прошлом году, рост рынка происходил за счет операторов из топ-5, в то время как прочие операторы продолжали терять абонентов. В то же время в структуре по абонентам на 1 п.п выросла доля МТС, на столько же сократилась доля «Триколора». В структуре по выручке увеличились доли «Ростелекома» и «ЭР-Телекома» (на 3 п.п. и 1 п.п. соответственно).

Лидером по абсолютному приросту абонентской базы в 2018 году стал «ЭР-Телеком»: увеличение на 407 тыс. произошло благодаря деятельности, направленной на слияние и поглощение. «Ростелеком» за год подключил 400 тыс. абонентов. Оба оператора этих являются лидерами рынка и по росту выручки (на 22-23%).

Абонентская база МТС увеличилась на 332 тыс. Основной вклад в прирост внесла спутниковая технология: за год компания подключила к спутниковому ТВ свыше 250 тысяч новых пользователей.

В 2018 году стагнация рынка впервые затронула крупнейших игроков. Лидер российского рынка – спутниковый оператор «Триколор» – потерял часть клиентов. Причинами стали прекращение оператором вещания в формате MPEG-2 и повышение стоимости базовых пакетов, считают в «ТМТ Консалтинг».

В «Триколоре» корреспонденту «Телеспутника» подтвердили, что произошло несущественное изменение базы клиентов. «Наши аналитические данные говорят о том, что это, в первую очередь, связано с трансформацией способов потребления контента. На рынке получили развитие два типа предложения для пользователей, позволяющие смотреть телеканалы „Триколора“ на двух экранах в рамках одной подписки. Клиенты могут использовать спутниковый комплект сервер + клиент. Или, при наличии приемника и смарт ТВ на базе Android TV или Tizen OS, могут скачать на телевизор бесплатное приложение „Триколор Онлайн ТВ“ и пользоваться ОТТ-сервисами по действующей подписке. Также клиентам доступно мобильное приложение для устройств на базе iOS и Android. Еще один фактор, который мог оказать влияние на базу — изменение условий по тарифу „Единый“», — рассказали в компании.

В «ТМТ Консалтинг» прогнозируют, что в 2019 году абонентская база вырастет на 1,5-1,7%, который будет в первую очередь обеспечен подключениями к IPTV в пакете с другими услугами. Темпы роста выручки по итогам этого года снизятся до 8%.