Правила профессии: сценарист Андрей Золотарев

Переписывай, знай себе цену, не будь снобом и интровертом: эти и другие правила Андрея Золотарева, сценариста фильмов «Тренер», «Лед», «Притяжение» и «Призрак».

Переписывай

Работа сценариста — это не написание, а переписывание, которое занимает 99% вашего времени. И смысл в том, чтобы не бояться расставаться с собственным текстом. Молодым ребятам свойственно трястись и переживать за вычеркивание и переписывание своего текста. Им кажется, что это вызов их творческим способностям, и порой они ставят знак равенства между сценарием и собой: «Мне, видимо, в себе надо что-то поправить, раз мой сценарий не нравится». Но страдать так — неправильный путь, правильный путь — переписывать.

Хорошие драфты получаются раза этак с тридцатого. Из драфтов «Притяжения» можно было сложить целую сагу, выстроив варианты в нужном порядке. Наши коллеги из Голливуда тоже делают великие сценарии, постоянно переписывая, мы в этом далеко не одиноки. Поэтому не стесняйтесь переписывать, это самое правильное в сценарной работе.


Самоцензура — это плохо

Не говорите себе: «Я никогда не буду писать про политику, потому что это слишком смело», или «Мне кажется, что это гениальная идея, но сейчас такое не примут». Самоцензура и саморедактирование — это адский бред. Не делайте работу за редактора. Во-первых, это не гуманно по отношению к редактору. Во-вторых, это мешает нам «рожать» нешаблонные вещи.


 

Работай в команде, или перестань быть гребаным интровертом

Работа в команде — это жуткая боль для любого сценариста, ведь в массе своей мы интроверты. Посмотрите на первые наборы на сценарные факультеты: туда приходят люди крайне закомплексованные. Они, по большому счету, хотят через написание сценариев пройти психотерапию. Лучше бы они действительно пошли к психотерапевту.

Если вы хотите утвердиться на рынке и сделать что-нибудь для зрителя, а не только для собственной терапии, здорово было бы научиться работать в команде и перестать быть гребаным интровертом. Сценарист в наши дни — профессия довольно публичная, и его работа происходит в общении. Сценаристы часто работают на площадке, общаются с режиссерами и продюсерами, и им нужно уметь доносить свои мысли, внятно их формулировать, и делать так, чтобы их услышали и поняли, потому что просто писать текст, оставаясь при этом непонятым автором, — крайне неправильная и непродуктивная позиция.


Знай себе цену

Нужно разбираться в рынке. Сейчас существуют вменяемые продюсеры и агенты, но вам необходимо самому понимать, сколько вы стоите. К сожалению, за вас в этом никто не разберется.
В нашей киноиндустрии нет «среднего по больнице» в плане оплаты. У нас маленькая выборка сценаристов и слишком большой разлет в их стоимости. Поэтому формула расчета гонорара за сценарий плавает где-то там же, где и биткоины. Существует только примерная цена, которую вам готовы заплатить. Но вам все равно важно понимать эту величину.


Не бойся продпть сценарий дешево

Не нужно бояться продавать ваши сценарии чуть дешевле, чем обычно, если вы понимаете, что такой шаг откроет для вас классные перспективы. Сегодня на рынке есть правило: чем перспективней проект, тем дешевле, скорее всего, вы его напишете. Но при этом надо все равно понимать, сколько реально вы стоите (см. выше). Падая в цене, знайте, откуда вы упали.
Я могу написать сценарий и бесплатно, если понимаю, что продюсер не сможет заплатить мне столько, сколько я хочу. Мне кажется, делать так правильнее, чем удешевлять свой труд в десять раз. Но у каждого свой подход.


Общайся

Раньше говорили: «Быть в тусовке». Но теперь у этого словосочетания плохой флер. Мол, «тусуешься, делаешь все по дружбе, тебя все знают, и поэтому приглашают в проекты». Мы просто должны знать друг друга и общаться.

Поскольку у нас на рынке большой дефицит адекватности, первый вопрос, который задают продюсеры по поводу потенциального сценариста, звучит так: «Насколько он адекватен?». Подумайте: как вы можете доказать продюсерам и режиссерам свою адекватность? Очевидно, что для этого нужно встречаться с этими людьми, общаться с ними и «набредать» на общие мысли. Тогда инициатива в создании сценариев в определенный момент станет исходить именно от вас. Вы будете не только «питаться» тем, что вам дают, но и реализовывать свои материалы.

Общаться нужно. Именно для этого нужны фестивали. Надо переставать быть закрытым и понять, что вы участник большой публичной профессии. Общаться нужно еще и для того, чтобы выработать общие правила, понимать друг друга, говорить на одном языке.


 

Будь актером

Профессии сценариста и актера, по большому счету, очень схожи. Актер, пропуская через себя роль, интерпретирует ее и представляет, что бы он делал на месте героя, как бы реагировал на события и людей, в какой момент опускал бы глаза и делал определенные жесты. Мы, сценаристы, делаем ровно то же самое, что и актеры, просто на более раннем этапе: ставим себя на место героев. Что бы я сделал сейчас? Какие дилеммы передо мной стоят? Если я — плохой парень, и у меня есть определенный груз за плечами, какой выбор бы я сделал? Стоит мысленно пройти путь за каждого персонажа, выбирая вместе с ним. Это классный инструмент, чтобы проверить сценарий на адекватность.


 

Люби своих персонажей (особенно плохого парня)

Чем больше мы любим героев, тем больше наши шансы представить себя на их месте,и написать в итоге хороший сценарий.

Кстати, западные телевизионные проекты упорно доказывают, что место протагониста (центральное действующее лицо — примечание tvkinoradio. ru) в фильме может занимать конченая мразь, если зритель способен поместить себя внутрь героя. При этом сценаристу важно рассказать, как главного героя мучал в детстве отец и как его бросила первая любовь. Этого достаточно, чтобы зритель смог начать сопереживать герою и двигаться с ним дальше.

Особенно важно сценаристу любить антагониста. К сожалению, структура драматургии такова, что если у вас слабый антагонист, фильм будет просто неинтересно смотреть. Антагонист должен быть сложным и противоречивым, максимально закрывать путь протагонисту. Чтобы решить эти сложные задачи, сценарист должен его по-настоящему любить.


Смотри кино и телевидение. Не будь снобом!

Сейчас слишком много снобизма. Я часто встречаю людей, которые говорят: «Телевизор? Что? Я не смотрю телевизор». Они даже сериалы не смотрят, потребляют только артхаус, посещая модные показы. На мой взгляд, это довольно ограниченные люди. Почему? Все самое интересное сейчас происходит на телевидении. В то время как продюсеры кино «ставят» на проверенные финансовые схемы и вынуждены поэтому выпускать надежные в коммерческом плане истории, создатели телевизионного контента рискуют, пробуя новые интересные форматы. Поэтому за тем, что происходит на телевидении, нужно следить. И не в смысле «умирать, но смотреть по три серии в день». Смотрите хотя бы топы, хотя бы пилоты сериалов, если не можете сподвигнуть себя на большее.

Надо быть в курсе и того, что делают российские коллеги. Говорить, что русское кино никуда не годится, а я один — хороший сценарист, неправильно. Когда я встречаю таких людей, я понимаю, что имею дело с непрофессионалами, которые не хотят быть в курсе того, что творится на их собственном рынке, а значит, они не готовы расти.

 

 

Источник