Богдан Кутепов о том, как рассказать любую историю за минуту

Видеограф-документалист «Громадського» считает, что видео, которое стоит показа на фестивале, можно снять на смартфон. Главное — чтобы руки не тряслись.

«Сначала я снимал видео на «мыльницу», — вспоминает Богдан Кутепов. — Потом был Canon 6D, теперь — Canon EOS 5D Mark IV. Устройство теперь не имеет большого значения: камеры смартфона или планшета достаточно, чтобы снять видео не только для социальных сетей, но и для кинофестиваля». Он начинал как журналист-расследователь и телеведущий, далее в «Телекритике» сформировался и получил признание как видеограф, еще больше прославился как стример «Громадського», а ныне снимает документальное кино. Снимает, в частности, на смартфон, ведь, как пояснил Богдан Кутепов во время тренинга по мобильной видеожурналистики в Украинском католическом университете, важно не чем, а что снимать.

Быть Кутеповым

На «Громадськом» у меня творческая свобода — как говорится, «сначала работал на зачетку, а теперь она работает на меня». Впрочем, это не значит, что я могу что-то снять, а потом месяц ничего не делать: нужно все время подтверждать свои навыки, учиться. Я не идеальный оператор, но каким-то чудом «Громадське» хотело подавать мне на «Телетриумф» в номинации «лучший оператор». А я даже баланс белого не умею выставить! Шучу, конечно — умею. Но на свой фотоаппарат я часто снимаю в автоматическом режиме, так нет времени вручную выставлять параметры.

Я снимаю эмоции, а не два средних или два крупных плана. Никогда не использую чужое видео — даже маленькие кусочки. Стараюсь приходить на события заранее, чтобы показать, как к нему готовились, и остаюсь, чтобы увидеть, что произойдет после завершения. НЕ выгореть на работе мне помогает разнообразие тем — снимаю о политике, войне, любови или о бабушке, которая продает цветы на рынке.

Люди любят истории

Видео — эффективный инструмент привлечения аудитории для медиа. В Америке многие издания увольняют фотографов и берут на работу видеографов, потому что верят, что видео спасет медиа. По тексту можно пробежаться по диагонали, а видео, если оно не заденет с первых секунд, никто не досмотрит до конца. Скролить видео можно, но нет смысла — вы не сможете, посмотрев, что происходит на первой и третьей минуте ролика, понять историю полностью.

За минуту можно рассказать любую историю. Даже если вы берете общую тему, нужно много деталей. Говоря о защите животных, нужно найти конкретное животное, рассказать о нем и показать, что делать, чтобы огорчения, которые его настигли, не повторились.

Даже если вы написали текст, вы можете снять короткое видео к нему и загрузить на Ютуб и Фейсбук. Люди могут не прочитать текст, но посмотрят видео и запомнят вас. Сторицентричнисть — это правильно, ведь люди любят истории.

Как делать не надо

Самая распространенная ошибка — не протереть камеру на смартфоне. Нет разницы, сколько у вас мегапикселей, если объектив грязный жирными пальцами: картинка будет нечеткой.

Вторая типичная ошибка — снимать в вертикальном положении. Разве что вы планируете делать квадратное видео для социальных сетей. В других случаях следует снимать горизонтально, так как телефон можно легко перевернуть, а вот монитор компьютера зритель не перевернет. К тому же, ваша камера умеет снимать в расширении FullHD, но когда вы держите телефон вертикально, видео превращается в маленький четырехугольник с черными полями и, соответственно, ниже качеством. Наши глаза расположены горизонтально, и видео должно быть максимально благоприятным при просмотре. Даже на свадьбе, если вы увидите, что ваш дядя снимает кого-то вертикально, посоветуйте ему нажать кнопку «стоп» и перевернуть устройство. Stories в Инстаґрами и Фейсбуке, рассчитанные на вертикальное видео, прививают пользователям плохой вкус.

Третья ошибка — использование фронтальной камеры: почти во всех смартфонах она хуже основной. Поэтому даже когда хотите сделать Селфи, лучше используйте основную.

Также распространенные ошибки — снятие против света и запись интервью на улице, где ездят машины.

Как сделать мобильное видео качественнее

Я использую стабилизатор DJI OSMO Mobile. Если стабилизируете изображение руками, держите телефон не двумя пальцами, а двумя руками. Вы можете упереть локти в туловище — тогда кадр не будет трястись.

Музыку можно брать в бесплатных аудиобиблиотеках, например, YouTube Audio Library. Я пользуюсь emipm.com, но там нужно иметь подписку. Музыку с этого сайта используют в коммерческих целях телевизионные продакшн и телеканалы, но если вы делаете некоммерческое видео, к вам никто не будет иметь претензий. Если в своем видео вы используете чужой трек, отчисления с прибыли от рекламы в вашем видео будет получать владелец трека. В Украине заработок на монетизации в ютубе все равно мизерный.

Просто и качественно смонтировать видео на смартфоне в бесплатном приложении Quik. Там нет копирайтов, ограничений на сохранение видео в формате HD. Эта программа, в отличие от многих аналогов, работает корректно в операционных системах Android и iOS. Добавляете кадры последовательно на панель приложения, накладываете музыку и титры, конвертируете — и видео готово. Но Quik неполноценно работает без интернета.

Есть также удобная бесплатная программа анимации титров Legend — Animate Text in Video, которая работает для обеих операционных систем. Там можно создать титры, а затем добавить к готовому видео в Quik.

Как эффективно распространять видео

Если вы запостили ссылку ролика с Ютуб на Фейсбук, увидите, как мало просмотров наберет ваш пост. Сейчас две платформы борются за пользователей именно с помощью видео, поэтому на каждую нужно заливать ролик отдельно.

Минус Фейсбука в том, что он живет одним днем: в первый день ваше видео будет в ленте, на второй его еще будут репоститы, а на третий день появится Надежда Савченко или Рубан — и о видео забудут. Зато Ютуб выдает ссылку на видео, связанные с тем, которое просматривает пользователь.

Подход Фейсбука к видео в этом году изменился. В ближайшие двенадцать месяцев акцент будет делаться на прямых трансляциях и видео 360°. Больше всего в Фейсбуке просматривают комедийные шоу, видеоблоги, музыкальные видео, сегмент how to (лайфхак) и пранки.

Но не все измеряется ругательствами. Лайкозависимость приведет лишь к тому, что вы «пожелтеет»: будете искать хайп и сенсационные темы.

И помните: если вам нравится видео, которое вы сняли несколько лет назад, — вы стоите на месте.

 

 

Источник