«Движение вверх»: как научить камеру летать быстрее мяча

6 камер, система QTAKE и режим документального кино: оператор-постановщик Игорь Гринякин рассказал о производстве масштабного спортивного блокбастера.

Раскадровки и тестовые съемки

В течение полугода три раза в неделю мы с режиссером Антоном Мегердичевым производили тестовые съемки баскетбольных сцен в поиске наиболее выигрышных изобразительных средств. Параллельно с тестовыми съемками артисты, дублеры и постановщик баскетбольных сцен Александр Белов (Александр Белов — сын Сергея Белова, непосредственного героя матча) прорабатывали баскетбольные элементы матча.

Игорь Гринякин, оператор-постановщик / Фото: Виктор Вытольский

В «Движении вверх» показаны восемь матчей, и нам надо было разобрать в тестовом порядке каждый баскетбольный элемент внутри них, потом отснять, смонтировать и отложить до съемок. Полгода подряд мы учились снимать игру, видеть ее. Кроме того, отсекали кадры, которые не дают нужного эффекта, и оставляли те, которые нам подходили. На тестах я использовал роликовые коньки, потому что они давали возможность передвигаться достаточно быстро, эффективно существовать внутри игры (снятые таким образом сцены вошли в фильм).

Как правильно снимать баскетбол

Главной нашей задачей в процессе съемок было не просто снимать «как летает мячик», а прорабатывать конфликты, которые возникали между баскетболистами на поле: кто на кого смотрит, как реагирует тренерская скамейка, русские и американцы в зале, почему один спортсмен не успел и не смог, а другой — смог. На баскетбольной площадке происходит целая человеческая драма, битва человеческих душ и сердец, и, работая над фильмом, мы пытались показать эти драматические моменты во всей красе.

На съемках фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

Мы снимали матчи не в хронологическом порядке. С утра мы работали над кусочком из начала матча, через двадцать минут снимали середину матча, а после обеда — финал. Поэтому было достаточно непросто «поймать» чувство эмоционального напряжения каждого игрока и передать это ощущение команде, и после — зрителю на экране. Преимущество нам дала опытная группа: все работали на пределе возможностей, и с технической точки зрения мы также были готовы ко всему. Каждую игру мы поделили на сотни элементов, один элемент игры занимал примерно от пяти до семи-восьми секунд. Поскольку игры достаточно быстрые, за эти секунды успевает произойти огромное количество действий.

Техника на грани фантастики

При съемке баскетбольных матчей в «Движении вверх» мы одновременно использовали шесть камер. Откуда они взялись? Съемочный план был устроен так, что мы не могли тратить больше 10 или 15 минут на съемку одного баскетбольного элемента. За время съемки каждого из них мы должны также успеть проработать, помимо общего и среднего планов игры, крупные планы дублеров и актеров, американскую и русскую скамейки запасных, реакцию тренеров обеих команд. Все должно было быть сделано очень быстро, фактически в режиме документального кино. Чтобы ответить на эти вызовы, я предложил режиссеру и продюсерам способ съемки фильма с шести камер — и они меня поддержали.

Перемещавшаяся по тросам под потолком камера-«паук» отвечала за скорость и географию спортивных элементов. Другая камера постоянно находилась в гуще событий, будучи шестым «игроком» на поле. Третья работала на крупные планы, четвертая снимала исключительно соперников советской сборной. Еще одна камера отвечала за рост и ракурс и, наконец, камера-«рапид» фиксировала происходящее, замедляя время. Воедино все сигналы с площадки сводила синхронизирующая аппаратура QTAKE.

Кадр из фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

На самом деле, киноиндустрия только сейчас серьезно озаботилась проблемой синхронизации, раньше систем вроде QTAKE не было. Хотя очевидно, что без подобного софта работать нельзя. Из устройств также использовалась RideCam, маленькая радиоуправляемая скоростная машина, которая позволяет камере перемещаться вдоль пола на большой скорости «внутри» игры.

Кадр из фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

Из-за того, что в нашем фильме огромное количество компьютерной графики, мы всегда старались светить максимально цветным светом, делая особый акцент на экстерьерах и объектах. Наполненность светом объектов создавала ощущение правильности протекающего времени. Огромное количество яркости в фильме позволило нам без труда снимать и кадры в рапиде. Для этой цели мы использовали скоростную камеру Phantom, позволяющую снимать 900 кадров в секунду с разрешением 4K. На рапид мы снимали очень многое и огромное количество этого материала потом не взяли.

Финальный матч

Кадр из фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»Кадр из фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

 

В Америку всей нашей съемочной группе безумно хотелось попасть, потому что Соединенные Штаты — это другой мир. При этом российский зритель Америку знает не хуже нашей полосы. Снимая американские сцены, мы старались делать это так, как сами американцы снимают себя, не прибегать к особому «иностранному» взгляду. Если вы обратили внимание, эпизод игры наших баскетболистов с американскими любителями происходит в нью-йоркской подворотне, а не на центральной улице города. И, как мне кажется, это обстоятельство придает сцене особенную атмосферу.

Кадр из фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

Матч с американцами в финале картины — самое главное событие в фильме. Его апофеозом стал эпизод «3 секунды», который снимался в течении несколько дней: мы потратили на него больше всего денег, внимания и времени. Главным источником вдохновения для нас стала хроника исторического матча команд СССР и США 1972 года. Если вы включите хронику, а потом поставите ее на паузу в любом моменте, вы увидите, что каждый момент матча у нас с точностью воссоздан в фильме. Кстати, цветные кодаковские фотографии матча 1972 года стали для нас референсом и в плане цвета, заложив в фильме уровни красного, синего и зеленого; фотографии сохранились в интернете в прекрасном качестве, и каждый может их посмотреть.

Секреты зрелищности

На съемках фильма «Движение вверх» (2017) / Фото: «Централ Партнершип»

Но основной секрет зрелищности фильма родился, как мне кажется, внутри монтажа. Он заключался в умении Антона (режиссер «Движения вверх» Антон Мегердичев выступил также и режиссером монтажа — примечание tvkinoradio.ru) превратить огромный объем материала в зрелище, выбрав именно те моменты, которые дали максимальный эффект. Еще на «Движении вверх» очень важна была связка заинтересованных людей. Тренер Белов поставил баскетбол, режиссер Мегердичев придумал, как снимать баскетбол, используя дублеров. Я предложил снимать баскетбол с шести камер. Постановщик трюков заранее знал, какие нам нужны выдергивания, падения и прыжки. Наверное, наш общий интерес и помог сделать фильм максимально зрительским.

Трейлер фильма «Движение вверх» (2017)

 

 

Источник