Зачем в анимации нужны продюсеры?

О функциях продюсера в производстве современной анимации узнали на выступлении директора студии «Союзмультфильм» Бориса Машковцева.

Вопрос, кто такой продюсер и зачем он нужен на производстве фильма, вряд ли возникает у любого современного кинодела и даже зрителя. Однако в анимационном кино еще 15 лет назад ответ был не столь очевиден.

На третьем ежегодном Слете аниматоров директор студии «Союзмультфильм» Борис Машковцев рассказал, когда продюсирование стало необходимым в анимации, почему имеет смысл подключать нескольких продюсеров к проекту, каковы их функции на каждом этапе производства и должен ли продюсер быть творческим специалистом.

Ситуация тогда и сейчас: а был ли продюсер?

«Еще лет 15 назад мой ответ на вопрос „Нужен ли продюсер в анимации?“ был предельно прост: „А зачем?“» — заметил Машковцев, пояснив, что в прошлом производство анимационной продукции в нашей стране не требовало специалиста, который бы принимал решение о запуске, вел проект по всем этапам и занимался его реализацией на рынке. Это во много объяснялось количеством и форматом анимационных фильмов — их было не так много и в основном они были короткометражные. Соответственно, решение о запуске в производство мог принять кто-то из творческой команды, как правило, режиссер-постановщик.

О более ранних мультфильмах в контексте продюсирования говорить вообще не приходится. Например, был ли продюсер среди творческой группы в известном всем «Фильм, фильм, фильм» Хитрука, который наглядно и убедительно иллюстрировал съемочный процесс любого фильма в те годы? Конечно, нет. В этот период профессия продюсера формально не существовала, она была «потеряна» между несколькими людьми и организациями.

Часть продюсерских функций выполняло Госкино: принимало решение, какой фильм профинансировать за счет государственных средств и выпускать ли его в широкий прокат. На этапе запуска продюсером был режиссер, а еще часть функций в момент производства выполнял директор фильма. Но практически никто из них не занимался жестким контролем реализации фильма на рынке.

Почему же есть смысл говорить о продюсере в анимации сейчас? Потому что проекты стали более масштабными, появилось больше полнометражных мультфильмов, рассчитанных на кинотеатральные показы, аудитория телевизионных проектов также заметно выросла. Одним словом, в анимации появилась экономика.

Для чего мы снимаем кино?

В процессе производства фильма у каждого есть своя мотивация. У режиссера, сценариста, художника (в анимации эти функции часто сочетаются в одном человеке) одна из главных целей — воплотить в реальность свой замысел. Зачастую, для них жизнь фильма оканчивается в период постпродакшкна, поскольку зона их ответственности не распространяется на прокат, маркетинговые кампании и пр.

Включаясь в систему продюсерского кино, приходится забыть о простой логике «я бы посмотрел такой мультфильм». Отчасти в этом причина отсутствия на наших экранах мультипликационных фильмов уровня Disney и Pixar: в России не находится инвесторов, которые готовы были бы вкладываться в проект, создаваемый на протяжении 4-5 лет.

Мотивация продюсера иная. Возможно, он ничего не понимает в творчестве, но точно знает, что фильм с точки зрения экономики — это товар. Можно допустить, что ему не так важно, будут ли довольны этим товаром те, кто его производил, но гораздо важнее, чтобы были довольны покупатели, зрители.

Таким образом, после завершения съемок жизнь фильма для продюсера только начинается и длится следующие 70 лет (в течение этого срока права на фильм принадлежат ему). Поэтому в отличие от автора для продюсера целью является не самореализация (в том числе его собственная), а реализация товара на рынке. Впрочем, подобный однозначный подход на практике приносит плохие результаты. Идеальный вариант: человек, для которого важно качество продукта, его реализация на рынке и самореализация. Тогда вероятность, что фильм будет не просто снят, но и популярен у зрителя, гораздо выше.

Продюсер — это повар в идеальной системе производства анимации

С точки зрения экономики в мире существуют различные виды ресурсов, главные из которых — информация, люди, средства труда, финансы и время. Из комбинации этих ресурсов получается кинопроект. Если итоговый продукт будет ценнее, чем исходный ресурс, создатели получат прибыль. «Продюсер в данной системе выступает в роли некого повара, — уточняет Борис. — Он смешивает ингредиенты в разных пропорциях, учитывая текущие условия, чтобы добиться лучшего результата».

Предполагается, что у вас неограниченное число ресурсов и зрителей. В реальности так не бывает, внешний мир постоянно диктует нам ограничения. В этих сложных условиях между сказкой и реальностью продюсер пытается добиться идеала: произвести фильм, который приведет к прибыли или хотя бы не даст разориться.

К примеру, сейчас в производство запускается все больше полнометражных фильмов, ориентированных на широкую аудиторию. И если раньше короткометражная анимация была самой распространенной формой в силу ограниченности в ресурсах (в лучшие годы «Союзмультфильм» производил 30-40 короткометражек в год), сейчас короткометражки будут растворяться в медиапространстве. Это не означает, что их перестали снимать, но продюсер для короткого метра не так важен (за исключением сериалов). Крупная форма приносит ощутимо больше прибыли, но только в том случае, если она правильно ориентирована на аудиторию.

В России лучше работает сериальная модель производства анимации, ведь у полнометражного фильма только один шанс окупиться.

«К сожалению, на вопрос: „Какая ваша целевая аудитория?“, продюсеры часто отвечают — семейная. Но на российском кинорынке нет успешных семейных фильмов, мы еще не вполне умеем снимать семейное кино, — считает Машковцев. — Хотя удачные примеры находятся. Мультфильмы студии „Мельница“ про богатырей успешны, потому что бьют в массовую аудиторию кинотеатров и окупаются. „Фиксики“ — также удачный проект. Два с половиной сезона сериала привели к полному метру, который окупился, даже при том что это не семейный, а детский фильм».

«Продюсер — это денежный мешок»

«Когда я учился во ВГИКе, продюсеры как явление только начинали появляться, никто толком не знал, кто это такой, — вспоминает Машковцев. — Нам говорили, что продюсер — это денежный мешок. Мы тогда думали, что никогда не станем продюсерами, потому что денежного мешка у нас нет. И когда мы оканчивали университет, то могли объяснить, кто такой продюсер только на пальцах».

Действительно, поиск финансирования — та функция, которую продюсер не может ни на кого переложить. Автору, который сотрудничает с продюсером, важно помнить две вещи:

  1. продюсер стремится к реализации фильма на рынке;
  2. фильм должен быть успешным, чтобы продюсер смог вернуть деньги, которые затрачены на производство.

Последнее особенно важно. Включаясь в систему продюсерского кино, приходится забыть о простой логике «я бы посмотрел такой мультфильм». Отчасти в этом причина отсутствия на наших экранах мультипликационных фильмов уровня Disney и Pixar: в России не находится инвесторов, которые готовы были бы вкладываться в проект, создаваемый на протяжении 4-5 лет. Сроки производства анимации достаточно сжаты, потому что все ждут результата. Учитывая, что процент окупаемости фильмов во всем мире примерно 30% (то есть каждый третий из десяти), студии запускают в производство сразу несколько (и полные метры, и сериалы), ожидая, какой из них «выстрелит».

Почему продюсеров так много и что они делают?

Сейчас всем знакомы подразделения продюсеров: генеральный, исполнительный, линейный, креативный. Почему все они важны для производства и в какой период присоединяются к проекту?

У любого фильма есть свой жизненный путь. Начинается все с зарождения призрачной идеи — не важно принадлежит ли она сценаристу, режиссеру, продюсеру или студии. Постепенно в проект начинают вовлекаться люди, которые тратят свое время, силы и деньги. Продюсер в этой системе не только должен стать генератором идеи, но и реализовать ее руками других людей.

«Я даже не знаю, где больший риск: когда автор уверен, что он хороший продюсер или когда продюсер считает себя хорошим автором. Автор и продюсер должны представлять разные полюса работы над проектом, даже если вам кажется, что вы можете справиться со всем сами. Истории успеха многих крупных проектов складываются из хорошего тандема между режиссером и продюсером».

Креативный продюсер, как правило, является автором идеи, но в одиночку не может ее осуществить. Не обладая достаточными знаниями в экономике, он хорошо разбирается в творческом процессе, поскольку зачастую выступает одновременно в роли сценариста, режиссера и определяет планку качества так как не способен простой исполнитель.

Исполнительный продюсер — человек, который способен провести подхватить фильм на любом этапе (чаще всего, в период девелопмента), превратить его в математическую модель и провести через самые разнородные процессы. При этом на съемках любого крупного фильма возникает опасность запутаться в слишком сложной иерархии задач и подчинения.

Для оптимизации процесса в продакшене приходит на помощь линейный продюсер, который контролирует выполнение конкретных задач на определенном отрезке времени. Получается, что исполнительный «тянет» производство по вертикали, а линейный — по горизонтали.

Генеральный продюсер главенствует над это иерархией.

Производство сериалов — не панацея от рисков, а лишь еще одно направление анимации, в котором продюсер берет на себя часть функций.

Важным критерием успешной работы каждого продюсера является жесткое соблюдение pipeline, то есть структуры, благодаря которой выполнение задач закрепляется за конкретным специалистом и переходит с одного этапа на другой. Можно сказать, что это своего рода аналог монтажа в фильме или драматургической структуры в сценарии: если системы не будет, результат может оказаться плачевным.

Например, эпизод сериала — это примерно сто монтажных планов. Продюсер должен не только распланировать и привязать к конкретному времени выполнение задач во всем жизненном цикле проекта, но ежедневно проверять степень их исполнения. К слову, именно поэтому сериальная модель производства анимации в России работает лучше, ведь у полнометражного фильма только один шанс окупиться.

Даже если вы сняли отличный мультфильм, всегда есть риск его провала в прокате. В сериале такая модель действует для каждой серии: если что-то пошло не так, можно скорректировать ошибки в следующей. Кроме того, на популярных сериальных персонажах удобнее развивать систему производства различного мерча. С полнометражными фильмами такая система пока не отлажена по той причине, что фильм может провалиться и тогда сопутствующие товары производить незачем.

Но производство сериалов — не панацея от рисков, а лишь еще одно направление анимации, в котором продюсер берет на себя часть функций.

Нужен ли продюсер в авторском кино?

Как и во многом, однозначного ответа тут нет, но есть несколько моментов, которые, по мнению специалистов, стоит учитывать:

  • если вы задумали какую-то идею и знаете, как ее можно реализовать, не выстраивая сложных схем, тогда продюсер не нужен. Чаще всего эта модель работает в производстве авторской короткометражной анимации;
  • продюсер может сам стать автором, если он достаточно квалифицирован в творческой среде — умеет писать сценарий, рисовать и может произвести готовый продукт, не выходя из дома.

Но в обоих случаях есть опасность. «Я даже не знаю, где больший риск: когда автор уверен, что он хороший продюсер или когда продюсер считает себя хорошим автором, — считает Машковцев. — Автор и продюсер должны представлять разные полюса работы над проектом, даже если вам кажется, что вы можете справиться со всем сами. Истории успеха многих крупных проектов складываются из хорошего тандема между режиссером и продюсером».

Источник