Самое сложное в работе реквизитора

Какие есть категории реквизита, зачем нужна коллективная читка сценария и можно ли за один вечер найти пять доберманов: ассистенты режиссера по реквизиту вспоминают трудности производства и способы их решения.

Наталья 
Летягина 

Художник по реквизиту (заставки, промо и рекламы для телеканала ТНТ)

Я ищу реквизит через интернет, при помощи «сарафанного радио» и на разных киноплощадках. Cпециально закупаю вещи в достаточных объемах, чтобы в случае поломки или утери их можно было легко заменить, а также беру реквизит разных цветов и размеров: «на камеру» предметы выглядят немножко не так, как в жизни, и лучше перестраховаться.

Недавно мы построили искусственную прорубь, засунули в нее бочку с подогревом, а сверху накрыли все искусственным снегом. Статист был больше актрисы, и когда он залез в прорубь, вода, пролившись через край, попала на нагревательный элемент, который перегорел. Запасной бочки у нас не было, и пришлось кипятить воду в чайнике, что не спасло ситуацию: за три часа в холодной воде актриса сильно замерзла.

Юлия 
Плешакова 

(Сериалы «Закон каменных джунглей» и «Молодежка»)

Подготовка к съемкам начинается с изучения сценария: выписывается необходимый реквизит и составляется смета. Параллельно проходят читки, в процессе которых режиссер высказывает свое видение и пожелания. Реквизит делится на несколько категорий.

  • Персонажный реквизит — это образ героя и отражение его характера (часы, телефоны, ноутбуки, украшения, сумки, чемоданы, очки и прочее). Подбор персонажного реквизита ассистент по реквизиту ведет совместно с художником по костюмам.
  • Игровой реквизит — это предметы, с которыми актеры взаимодействует в кадре (они очень разнообразны: от магического амулета до огнестрельного оружия, от кареты до ракеты).
  • Исходящий реквизит. Как правило, красивый и богатый стол готовится при минимальном бюджете. Приходится придумывать, как сделать шикарные блюда из недорогих продуктов, так, чтобы они смотрелись «на миллион».
  • Концепция обстановочного реквизита разрабатывается вместе с художником-постановщиком: придумываются детали декораций, интерьеры обживаются мебелью и предметами быта.

Чтобы съемки прошли организованно, необходимо тщательно подготовиться и продумать все нюансы: найти и заказать необходимый реквизит, а также проследить, чтобы он оказался на площадке вовремя. Ассистенту по реквизиту надо быть исполнительным и ответственным, понимать, что малейшая невнимательность влечет за собой срыв съемочного процесса, а это неприемлемо.

Мария 
Николаева 

Художник по реквизиту («Вратарь галактики», сериал «Небо измеряется милями»)

В основном мы арендуем вещи на реквизиторских складах, покупаем их на блошиных рынках и в других совершенно неожиданных местах: никогда не знаешь, что в конечном счете понравится. Всегда нужны помощники — они отвечают, чтобы вещи были на месте вовремя.

Интереснее всего мне было работать на «Вратаре галактики». Это фантастическая картина, поэтому в кадре мы творили невероятные вещи. В пещере, где по сюжету жили инопланетянки, мы поставили колбы с разными пиявками и рыбами, а ее стены были украшены огромными светящимися яйцами. Были в фильме и отравленные фиолетовые стручки странной формы, и разноцветные канистры, с которыми люди стояли в очереди на водокачку…

На съемках надо избегать неорганизованности. Когда приходишь на площадку, сразу разложи боксы с реквизитом: они должны лежать по полочкам, чтобы, если сегодня умрешь, на твое место пришел другой и прекрасно со всем разобрался.

Недавно мы искали канатную лестницу для вертолета, и нигде не смогли ее найти. Поэтому мы купили черенки от лопат и распилили их на лестницу. Главное — фантазия, главное — не бояться.

Наталия 
Рогова 

(«О чем говорят мужчины», документальный фильм «Глаз божий» и сериал «Кухня»)

Сначала мы составляем общий список реквизита. Потом добавляем в него все дополнительное, что хотят увидеть на площадке режиссер, оператор и художник-постановщик. Далее этот список вписывается в смету, утверждается у продюсера и начинается подготовка к съемкам. Когда ближе к съемкам появляется КПП (календарно-постановочный план), составляется очередность приобретения или аренды реквизита.

Мне интереснее всего работать на реконструкциях и исторических проектах. На документальном фильме «Великая война. Власть империй. Власть идей. Власть машин» нужно было создать обстановку, соответствующую дислокации французских войск в Первую мировую войну. На фото тех лет я нашла любопытную деталь: на поля сражений французам доставлялись большие круглые буханки хлеба, наколотые на деревянные палки, туда же подвешивались и колбасные кольца. Мы использовали это при создании декорации французского блиндажа.

Ольга 
Коршунова 

(«Лавстори», сериалы «Доктор мартов» и «Доктор Преображенский»)

Первый этап работы с реквизитом состоит в самостоятельном прочтении сценария. В этот период из текста выписываются так называемые «слова-маячки». Что в руках у персонажей, какие предметы вокруг и так далее.

Второй этап — это коллективная читка, где глава каждого из департаментов задает режиссеру вопросы, чтобы как можно точнее воплотить задуманное. Часто в сценарии пишут просто: «букет цветов», или «обедают» или «дорогой автомобиль». На коллективных встречах проговаривается и уточняется, что за цветы, чем обедают герои и что собой представляет «дорогой автомобиль».

К примеру, в сценарии написано: «Он посмотрел на часы». Наша работа уточнить, на какие часы посмотрел герой — на наручные часы или на часы в телефоне? А может, режиссер хочет, чтобы персонаж спросил время у проходящего мимо человека? Все это уточняется во время общей читки. Также фиксируются все дополнительные пожелания режиссера, художника-постановщика и креативного продюсера. После того, как все обсудили, начинается поиск предметов. Для большей наглядности подбираются примеры из фильмов и создаются коллажи.

Реквизит утверждается с режиссером и художником-постановщиком, после чего можно приступать к его приобретению. Какие-то вещи мы покупаем в магазинах, какие-то находим по объявлениям, на блошиных рынках или в комиссионных магазинах, что-то есть и у коллег.

Важный документ для съемочной группы — это календарно-постановочный план (или КПП). Приготовить реквизит ко всему фильму сразу невозможно, поэтому вам нужно четко понимать, что потребуется и в какой день. О многих вещах нужно договариваться заранее, особенно это касается реквизита, который необходимо изготавливать, или игрового транспорта.

Как правило, когда снимается одна сцена, наш цех уже готовит следующую. Иногда процесс сложно вести оперативно: в нашем департаменте мало людей, при этом меняется порядок сцен и ломается реквизит… Режиссер, оператор и второй режиссер должны это понимать, но часто они начинают неоправданно подгонять нас, внося тем самым в процесс ненужную суету.

Алина 
Егорова 

(Сериалы «Домашний арест», «Love is»)

Ассистент режиссера по реквизиту вместе с главами цехов и режиссером, ходит на читки, где обсуждается все, что касается образов персонажей. Бедный герой или богатый? У богатого должны быть дорогая машина и квартира, у бедного – наоборот. Но какие конкретно у героев телефоны, сумки, квартиры, машины?

Зачастую на площадке, помимо режиссера, находится и автор сценария. Они по-разному видят, что должно быть в кадре. В связи с этим мы готовим два или три варианта предметов, и решаем, что взять, уже на съемках. Но учесть пожелания всех творцов невозможно — в смете на это нет средств.

И нельзя допускать, чтобы группа ждала. Проговоренный на читке и репетициях реквизит должен быть готов к выдаче в начале смены. Если первая сцена — это банкет, реквизиторский цех должен приехать на площадку на несколько часов раньше всех, чтобы успеть все приготовить.

У ассистента по реквизиту местами очень захватывающая работа. На сериале «Love is» был эпизод, где актрису в дорогущем «Роллс-Ройсе» разрывают на части пять доберманов. Мне надо было за один вечер найти пять собак одинаковой породы, и чтобы при этом они не порвали друг друга, да и актрису (на самом деле), а также не повредили машину.

Источник