Скринлайф и мобильное кино: разбираемся в двух технологиях

Как скринлайф гуманизирует нашу жизнь и почему мобильное кино снимать в 4 раза быстрее, чем «традиционное»: тезисы из дискуссии Тимура Бекмамбетова и Максима Мусселя.

На закрытии фестиваля уличного кино в ЦДК людно: все хотят задать вопросы пионерам технологии скринлайф и мобильного кино. Такое внимание к экспериментальным жанрам связано с тем, что они открывают сейчас больше возможностей молодым режиссерам, чем технологические прорывы в традиционном кино.

Фильмы, снятые на смартфон, уже выходят в прокат («Фагот» Бориса Гуца), а технология скринлайф обещает создателям картин, помимо художественных возможностей, хорошую монетизацию. Мы тоже решили разобраться в особенностях новых технологий.

Скринлайф

Тимур Бекмамбетов принял участие в создании 8 фильмов и сериалов в жанре скринлайф. Часть из них уже вышла в прокат (например, «Убрать из друзей» (2015), «Поиск» (2018), «Профайл» (2018), и другие), часть снята для мобильных платформ (сериал «Dead of Night» (2019) про зомби-апокалипсис для платформы Snapchat. По словам Бекмамбетова, его посмотрели более 100 млн пользователей).

Популярность формата скринлайф и большие сборы в кино («Убрать из друзей» заработал $62 млн, «Поиск» — $75 млн) доказывают: зрители хотят узнавать про жизнь с экранов компьютеров — ведь именно там сейчас происходят главные события.

Среди наиболее интересных планов Бекмамбетова — трагедия «Ромео и Джульетта», рассказанная языком скринлайф. Также Тимур собирается переснять «Войну миров». В новом фильме люди узнают о нашествии с экранов мобильных телефонов, когда им будут приходить сообщения от родных и близких.

Бекмамбетов размышляет, как бы выглядел десктоп Пушкина в момент написания «Евгения Онегина». Продюсеру интересно, в первую очередь, какие на нем папки и заготовки, с кем Пушкин вел переписку. Видимо, скоро мы увидим и Александра Сергеевича в формате скринлайф.

Это больше не молодежный формат, режиссеры стремятся затрагивать максимально-серьезные темы. Триллер «Профайл» Бекмамбетова, например, рассказывает про журналистку, внедряющуюся в систему пропаганды «Исламского государства» (террористическая группировка, запрещена в РФ). «Профайл» получил приз на Берлинском кинофестивале.

Бекмамбетов делит фильмы в жанре скринлайф на две категории:

  • «театр переживания», когда зритель подглядывает за жизнью героев («Убрать из друзей» и «Профайл»),
  • «театр представления», более традиционный формат, когда режиссер, через монтаж, рассказывает зрителям историю («Поиск»).

«Сложно сказать, какой из этих форматов лучше, — отметил Бекмамбетов, — скоро может появиться и третий, объединяющий их».

Технология скринлайф позволяет любому рассказывать истории, ведь производство может быть практически бесплатным. В качестве примера Бекмамбетов привел команду Phony Texts, которая получает по миллиону просмотров, просто выкладывая в сеть телефонные переписки. Даже такой примитивный формат пользуется огромной популярностью. При этом скринлайф можно снимать и очень масштабно: в него можно добавлять компьютерную графику или снимать его одновременно в Лондоне и на Ближнем Востоке (как «Профайл»).

Зарабатывать деньги на технологии скринлайф тоже несложно: экран мобильного телефона или компьютера легко наполняется всевозможными баннерами и рекламными сообщениями. Таким образом, путь в профессию становится намного короче: фильмы можно производить, выкладывать в сеть и легко их монетизировать.

Технология скринлайф — это гуманизация интернет-пространства.

На вопрос, что нового миру даст технология скринлайф, у Бекмамбетова есть четкий ответ: это гуманизация интернет-пространства. В онлайн-среде пока нет понятия добра и зла. Сложно определить, что представляет собой семья, если у мужа и жены разные почтовые ящики. Почти все скачивают чужой контент и при этом не чувствуют себя виноватыми. Непонятно, что представляет из себя личность, если твоими данными могут воспользоваться другие люди.

Поэтому главной миссией нового формата должно стать «очеловечивание» интернета: через истории и сопереживание нам надо договариваться, что такое добро и зло. Если вдуматься, миссия технологии скринлайф почти не отличается от целей традиционного кино, литературы и искусства: это такой же способ формирования общечеловеческой морали, каковым было творчество Аристотеля, Шекспира и Тарковского.

Мобильное кино

Максим Муссель, создатель и идеолог Лаборатории мобильного кино, рассказал о своих первых съемках на смартфон: «В 2012 году, когда я был в отпуске в Лиссабоне, то снял фильм на камеру айфона. И у меня все получилось: хорошая картинка и отличный звук. Потом я получил премии на фестивалях. Как творческий человек и как бизнес-консультант я задумался, что это за направление — кино, снятое на мобильный телефон…».

Тогда Муссель придумал проект Mobile Filmmaker и запустил Международный фестиваль мобильного кино. Недавно Максим спродюсировал снятый на смартфон фильм Бориса Гуца «Смерть нам к лицу» (2019), ставший обладателем гран-при фестиваля «Окно в Европу».

С тех пор как Стивен Содерберг снял «Не в себе» (2018) и «Птицу высокого полета» (2019) на айфон, а затем 80-летний Клод Лелуш доверил айфону фильм «Лучшие годы жизни» (2019), у индустрии не осталось вопросов, можно ли создавать полноценное кино без профессионального оборудования.

И Содерберг, и Лелуш отметили следующие преимущества мобильного телефона при съемке кино: динамичность и гибкость, легкость в работе с актерами, которые не чувствуют за спиной большую съемочную группу и ведут себя в кадре более раскованно.

При съемке полнометражных историй на мобильный телефон выработка составляет 15-20 минут полезного материала в день, что в несколько раз превышает традиционную норму. Так происходит, потому что почти нет перестановок по свету, из-за которых процесс сильно усложняется.

Муссель подчеркивает, что мобильному кино важно работать с тремя точками зрения. Первая —  POV (от первого лица), вторая — съемка с точки зрения героя, рассказывающего историю и третья — режиссерская. Их можно легко и ненавязчиво смешивать. Этот метод позволяет автору более искусно рассказывать историю.

Вдаваясь в тонкости производственного процесса, Муссель посоветовал режиссерам снимать ночные истории на смартфон днем, а уже в процессе постпродакшна переделывать их под ночные.

Многие задают вопрос: на что конкретно снимать? Снимать можно на любой смартфон. Но качественный софт для съемки выпускается, в основном, для айфонов и большинство фильмов, побеждающих в конкурсах мобильного кино, сняты именно на продукцию Apple.

С большим интересом Муссель следит за происходящим с технологией скринлайф. В своем выступлении он провел временную параллель между двумя технологиями: он начал снимать на смарфтон в том же году, когда Бекмамбетов приступил к созданию «Убрать из друзей», первого фильма, снятого на десктопе.

«Я чувствую исключительное родство душ, — отметил Муссель. — Я такой же фанат мобильного кино, как Бекмамбетов — скринлайфа». По мнению Мусселя, у мобильного кино и у технологии скринлайф общая миссия: добавить в копилку индустриального кино новые решения, взгляды и подходы, совместно развивать язык кино.

Скринлайф vs мобильное кино

Несмотря на «родство душ», Бекмамбетов разошелся с Мусселем в вопросе, что отличает видео-контент от настоящего кино. Если по мнению Мусселя, главное для кино — это наличие авторской позиции, а Бекмамбетову — чтобы фильм посмотрели миллионы людей.

Тимур не считает, что мобильное кино сильно отличается от традиционного. Способ съемки, конечно, влияет на стилистику фильма, но в истории кино уже были прецеденты с радикальным упрощением технологии съемки: французская новая волна, например, стала возможной благодаря использованию легких ручных камер. Принципиальную новизну скринлайф-фильмов Бекмамбетов при этом видит в том, что они не рассказывают про физический мир, а касаются только виртуальной среды.

Муссель, в свою очередь, видит главное преимущество мобильного кино — оно может работать со всеми тремя точками зрения, в то время как технология скринлайф лишь фиксирует происходящее на экране смартфона или компьютера.

Источник