Юлия Мишкинене: «Сейчас большой интерес к личным откровенным историям, понятным каждому зрителю»

Юлия Мишкинене, продюсер фильмов «Шультес», «Энтропия», «Интимные места», «Брат Дэян» и «Салют-7», рассказала о новом проекте «Очень женские истории», современном продюсировании, тенденциях индустрии и женской повестке.

— Какова, на ваш взгляд, роль продюсера в современном кино? Может ли сейчас фильм обойтись без продюсера?

— Я считаю, что роль продюсера в современном кино велика, и я не склонна ее преуменьшать. Иногда я слышу критические отзывы, что якобы мы пошли по американскому пути, построив продюсерскую систему.

Продюсер — это человек, который отвечает за весь фильм, видит его судьбу от начала до конца. И такой человек необходим в производстве кино. Он знает, как сложится каждый этап, он видит цель, начинает работать с туманной идеей и приводит ее к зрителю в виде готового результата.

Сейчас существует большое количество подразделений в этой профессии: креативные продюсеры, отвечающие за творческую сторону процесса; линейные, которые ведут какой-то определенный этап производства; исполнительные, отвечающие за производство в целом. Их количество зависит от масштаба проекта.

Логично, что на крупнобюджетный фильм требуется несколько продюсеров. А если это небольшой авторский проект, то для его реализации достаточно одного.

Конечно, кино может обходиться без продюсера, если режиссер готов взять на себя его функции. Часто режиссерам кажется, что они вполне могут разработать стратегию продвижения и самостоятельно провести фильм по всем этапам производства. На деле же, когда у них появляется продюсер, они осознают, насколько свободнее становятся в творческом плане.

Также важно учитывать, что в системе государственного распределения денег в России и других странах ответственным за получение средств всегда является продюсер. Поэтому режиссер может взять на себя эту роль, если чувствует в себе силы, но это сложно.

Продюсер — это человек, который отвечает за весь фильм, видит его судьбу от начала до конца.

— Есть ли у вас набор четких критериев, по которым вы отбираете новые проекты?

— У меня два основных критерия. Первый — это режиссер. Есть режиссеры, с которыми я работала и однозначно хочу работать дальше. Например, Бакур Бакурадзе, Наталья Меркулова, Клим Шипенко. Я уверена, что любой проект с ними будет интересным.

Режиссер Клим Шипенко и оператор Сергей Астахов на съемках фильма  «Салют-7» / Фото: кинокомпания «СТВ»

Становясь частью команды, ты должен быть готов посвятить этому значительное время — год, два, а может и три. Поэтому тебе должно быть комфортно с командой, а с режиссером — прежде всего. Когда я понимаю, что мы на одной волне и не возникнет серьезных творческих разногласий, легко представить, как фильм сложится.

Конечно, есть ряд режиссеров, с которыми я еще не работала, но очень бы хотела. Например, просто мечтаю поработать с Наташей Мещаниновой, Дашей Жук, Алексеем Федорченко. Еще наметила себе несколько интересных дебютантов. Также мне хотелось бы продолжать сотрудничество с режиссерами новелл «Очень женских историй» — Ликой Ятковской, Оксаной Михеевой, Анной Сарухановой, Антоном Бильжо.

Второй критерий — тема. Это должен быть фильм, с которым мне захочется какое-то время прожить. Бывает, я получаю очень интересные сценарии, но при этом чувствую, что история далека от меня тематически и стилистически. Например, я не люблю, когда в сценарии слишком высокий градус эмоций на грани истерики. Также я сложно отнесусь к военной тематике. Мне ближе кино о любви, о человеческих взаимоотношениях.

Учишься ты на любых проектах — и больших, и малых. Все зависит от людей, с которыми работаешь.

— Что может сделать продюсер, если в его руки попал не очень сильный сценарий, но, несмотря на это, он готов взяться за производство фильма?

— Я всегда стараюсь найти плюсы в любом материале, который мне попадается. Хотелось бы каждому дать шанс. Мне кажется, что любой проект интересен, если человек сделал его искренне, вложил в него свою душу.

Но сейчас я учусь сразу говорить «нет» тем проектам, к которым не чувствую расположения. Если я понимаю, что не смогу сделать настолько хорошо, насколько это необходимо, лучше сразу сказать об этом, чтобы не вводить человека в заблуждение.

К сожалению, у меня не всегда получается. Но следует трезво оценивать свои силы. Такие независимые продюсеры, как я, в год могут делать ограниченное число проектов. Поэтому надо очень придирчиво выбирать, что ты будешь делать, чтобы никого не подвести. При этом я всегда стараюсь дать совет, даже если не берусь за продюсирование. Профессиональный фидбек важен для всех.

— Без каких знаний в области кино не обойтись современному продюсеру? Насколько хорошо он должен разбираться в истории кино, в съемочном процессе, в работе оператора, режиссера, актера, в законах драматургии?

— Это зависит от разных ситуаций. Понятно, что ты сам постоянно учишься. Когда работаешь с опытным режиссером, оператором, они делятся с тобой своими знаниями, ты растешь в профессиональном смысле.

В нашем кино всегда с большим вниманием относились к женским образам.

Я завидую людям, которые системно проходили историю кино. У меня специального кинообразования нет. Я стараюсь постоянно что-то читать, смотреть, но понимаю, что настоящее кинообразование было бы мне очень полезно. Когда тебе приносят сценарий, ты уже понимаешь, какие здесь референсы, новое ли это или хорошо забытое старое.

Я мечтаю послушать курс операторского мастерства. Пока что эта сфера для меня — что-то из ряда фантастики. По сценарному мастерству я читаю много книг, а сейчас пошла учиться в мастерскую Александра Гоноровского. Чувствую, как это помогает мне в работе.

— Работая над такими громкими фильмами, как «Интимные места», «Брат Дэян», «Салют-7», какие уроки профессии вы для себя вынесли?

— Работать над таким проектом, как «Салют-7» в компании Сергея Сельянова, Бакура Бакурадзе и Клима Шипенко — большое удовольствие для продюсера. На этом фильме мы все были не ограничены в творческих замыслах.

Надо очень придирчиво выбирать, что ты будешь делать, чтобы никого не подвести.

Настоящее счастье, когда режиссеры что-то придумывают и ты понимаешь что это возможно осуществить. А ведь очень часто бывает наоборот: даже имея достаточный бюджет, ты все равно ограничен в творчестве. Я получила хороший опыт и теперь знаю, как сделать большой фильм.

Производство «Салюта-7» было очень долгим: сценарий много раз переделывался, затем были съемки, постпродакшн. Но все старания окупились, было приятно показывать этот фильм и слушать о нем отзывы. Мне хотелось бы сделать такой проект еще.

С «Интимными местами» у нас было иначе — ресурсов не очень много. Снимали режиссеры-дебютанты Наталья Меркулова и Алексей Чупов. Даже не дочитав сценарий, я поняла, что мне он очень нравится. И хотя казалось, что история будет сложной для реализации, в итоге все сложилось. Во многом помог энтузиазм режиссеров.

На самом деле учишься ты на любых проектах — и больших, и малых. Все зависит от людей, с которыми работаешь.

— Вы отмечали, что одним из важных событий прошлого года стала поддержка Министерством культуры продюсеров, которые занимаются копродукцией. Соответственно, сотрудничество России с другими странами в кинопроизводстве расширится. Есть ли проекты, которые уже получили эту поддержку?

— Когда ты делаешь авторский проект, всегда думаешь, где еще достать денег, и хорошо, что система европейской копродукции такие возможности предоставляет. Но пока у нас было мало таких возможностей, мы чувствовали себя несколько изолированными. Нам приходилось искать деньги в странах, где в принципе выделяются не большие бюджеты на кинопроизводство.

Например, в Сербии мы получали дополнительное финансирование на «Брата Дэяна». Но на тот момент европейские фильмы не могли получать у нас ответной поддержки. Сейчас эта ситуация наконец изменилась и я надеюсь, что связи будут укрепляться.

Пока что на первом конкурсе проектов было не очень много, и финансирование досталось лишь трем фильмам. Мы формально получили деньги на немецкий проект, который частично снимался в России, но из-за сложных требований немецко-российской копродукции не смогли ими воспользоваться.

— Как появилась идея фильма «Очень женские истории»? Насколько я знаю, сначала были сняты короткометражки, которые затем объединились в один фильм.

— Я считаю, в данном случае правильнее говорить не «короткометражки», а «истории». Мы изначально планировали делать сборник женских историй, которые связанны между собой. У нас была тема — две женщины. Мы даже хотели так назвать, но фильмов с таким названием очень много.

Когда ты делаешь авторский проект, всегда думаешь, где еще достать денег, и хорошо, что система европейской копродукции такие возможности предоставляет.

Самой первой историей были «Сестры». Когда ее снимали, идея так понравилась нашим актрисам (Виктория Исакова, Виктория Толстоганова, — прим. tvkinoradio.ru), что они сказали: «Как жаль, что это будет короткая история ее мало, кто увидит». А я ответила: «Нет, будет совсем не короткая!»

Параллельно снималась история «Эс как доллар, точка, джи». Следующие две истории («Выставка» и «Стиралка», — прим. tvkinoradio.ru) мы уже придумывали и снимали специально для фильма. На производство ушло несколько лет. Первый фильм снимался в 2016-м, а итоговый результат вы видите сейчас, в 2020-м. Почти год ушел, чтобы довести фильм до проката.

— Формат альманаха имеет какие-то особенности, отличные от съемок обычного фильма? Как в этом случае строится взаимодействие команды?

— Все режиссеры знали, что они работают на одну идею. Изначально я предлагала темы, все сами писали сценарии, потом их обсуждали и я собирала все эти ниточки воедино. Замечательный сценарий мне присылала Наташа Мещанинова, но, к сожалению, он оказался достаточно дорогим для производства, а наш бюджет был ограничен.

Мы также обсуждали концепцию визуальной подачи, манеру съемки. На трех историях («Сестры», «Урок рисования для взрослых» и «Выставка», — прим. tvkinoradio.ru) оператором была Ксения Середа, она задавала общую стилистику.

На «Эс как доллар, точка, джи» оператором был Шандор Беркеши, снимавший ранее такие фильмы, как «Коктебель» Бориса Хлебникова и Алексея Попогребского, а также «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко. «Стиралку» снимал Александр Мартынов.

—Заметно, что женская тематика в последние годы все больше востребована в кино. Все чаще на экране мы видим сильных независимых героинь, причем в самых разных жанрах. Изменил ли этот подход лицо кинематографа — российского, мирового? Какие прогнозы у этой тенденции в будущем?

— Мне кажется, в нашем кино всегда с большим вниманием относились к женским образам. Например, у меня есть два любимейших советских фильма, которые я с удовольствием пересматриваю — «Москва слезам не верит» и «Служебный роман». По-моему, там прекрасные образцы сильных героинь, очень современных, у которых определенно есть, чему поучиться. Или вспомнить другую классику — «Летят журавли» Михаила Калатозова, «Крылья» Ларисы Шепитько.

Сейчас на эту тему стали обращать больше внимания, потому кажется, что она стала актуальнее. Но мы в «Очень женских историях» не пытались как-то специально выносить феминистскую повестку, а просто хотели рассказать о женском мире. Кто же о нем может рассказать? Только женщины.

Этот фильм показывали в Волгограде на ТЭФИ-Регион. После показа я читала отзывы журналистов и один из них написал: «Надо же, какие женщины бывают опасные, я даже не думал об этом!» Наверное, суть в том, что мы подняли темы, которые раньше мало обсуждались.

Если говорить о глобальной тенденции, то мне кажется, сейчас есть интерес не столько к женским проблемам, сколько к личным откровенным историям, понятным каждому зрителю. Скажем, «Брачная история» Ноа Баумбаха — фильм-откровение, который вызывает интерес за счет подлинности переживаний главных героев. Или «Форд против Феррари», где нет любовной истории, на первом плане мужчины, а женщина играет вторую скрипку. Но при этом все так грамотно выстроено, и фильм подкупает своей мужской составляющей, потому что в основе личная драма.

В «Очень женских историях» мы тоже хотели поднять вопросы, которые близки многим. Так, в сценарии «Выставки» Анна Бакурадзе написала о своих собственных переживаниях, о том, что такое личное позиционирование, как пережить одиночество, что такое дружба, отношения с бывшим. Согласитесь, с этими проблемами сталкивался почти каждый из нас.

— Можете рассказать, какие проекты у вас сейчас в работе?

— Сейчас идут съемки фильма «Асфальтовое солнце».Это подростковая история про первую любовь. Также я хочу поработать с дебютанткой Марией Лойтер над фильмом «Киношницы» про двух молодых актрис, которые в погоне за славой приехали в Москву.

Еще есть проекты с Бакуром Бакурадзе, но детально пока что рано о них говорить. Один из них— трогательная история, которая разворачивается в Тбилиси. А в прошлом году я получила деньги в Фонде кино на девелопмент сай-фай драмы «Феномен Доуэля» по мотивам романа «Голова профессора Доуэля». Сценарий дописан и в этом году я буду продвигать фильм дальше.

Источник