Оператор: Артем Тарасенков

Оператор вышедшей в прокат «Днюхи!» — о работе в формате десктоп-комедии: зачем актерам самим себя снимать, как удалось совместить съемку на нескольких площадках одновременно и чем бытовые камеры выгодно отличаются от профессиональных.

Подготовка «Днюхи!»: стандартные и нестандартные задачи

Я пришел на проект, когда режиссер Рома Каримов и продюсер Сергей Торчилин уже решили, что будут снимать не профессиональными камерами, а на бытовые устройства: телефоны и камеры компьютеров. Дальше все по классике: выбор натуры и съемки. Раскадровки мы не делали. Подготовка не сильно отличалась от стандартной: ты берешь камеру и делаешь с ней пробы. 

Нестандартной была отработка связи и системы плэйбека, поскольку режиссер ничего не видит, когда актеры общаются по скайпу. Также мне нужно было создать ощущение, что   изображение на экране — это один кадр, хотя на самом деле не один. Для постпродакшна мы заранее договорились о колоритах, сделали примерные референсы, как у нас будет выглядеть экран, и на съемках старались от этого отталкиваться. Условно говоря, если у нас должен был быть экран в синих тонах, мы делали синее паспарту.    

Камеры на «Днюхе!»: iPhone, GoPro и их отличия от профессиональной техники

В основном мы снимали на мобильный телефон. Тогда это был iPhone 6s. Просто потому что на момент съемок он был самым последним на рынке — ничего лучше не было. В качестве камер на компьютерах у нас были GoPro. Они, конечно, плохие: предназначены для бытового использования, шумные, у них странный цвет. Еще возникали проблемы с софтом. Например, мы ставили 25 кадров в секунду, а вылезало 24 кадра в секунду. 

Зато такие камеры дают большой бонус — когда человек держит iPhone в руках и сам в него разговаривает, создается пластика, повторить которую оператору очень сложно, практически невозможно. Вообще мне очень интересно, как зритель отреагирует не на выхолощенную картинку, а на снятую как будто по правде. 

Концепция фильма и ее влияние на визуальное решение

Перед нами запись с экрана: интернет-ролики друзей, действия пользователей и так далее. Поэтому смысл — в документальности происходящего, максимальной близости к правде. Когда-то в том же ключе была сделана «Ведьма из Блэр» и другие фильмы, снятые на Handycam. Сейчас, по сути, та же самая идея и волна фильмов, снятых на камеры, которые нас окружают: мобильные телефоны, компьютеры. Чуть ли не в каждом сериале есть по такой серии. 

Съемки проходили так. Есть сцена, есть актер, у актера есть телефон. Камера в таких условиях становится не персонажем или отстраненным зрителем, а частью актерской игры.   Имитировать любительскую съемку — это совсем не то же самое, что дать камеру в руки актеру. На этом Рома принципиально настаивал. Актеры у нас правда ходили с мобильными телефонами. С камерой они не смогли бы вести себя так свободно. 

Особенности съемок десктоп-кино

На площадке в мои задачи входило обсудить с актерами, куда им снимать, куда не снимать, куда поворачиваться, где они красивее и тому подобное. Но опять же, если об этом говорить слишком много, актеры начинают слишком много думать и уходит документальность. В приоритете всегда была правда.

У меня было одновременно по три-четыре площадки в разных местах Москвы. Рома и Сергей очень хотели снимать все вживую — не записать и общаться с записью, а чтобы люди правда разговаривали по Skype. Это, конечно же было интересно, хотя я немного разрывался: приезжал, выставлял одну декорацию, оставлял каких-то своих людей и ехал делать другую.

Операторская группа при этом была довольно маленькой. Был отдельный человек, который отвечал за связь. Один-два человека оставались на объектах, когда я оттуда уезжал. И еще было несколько осветителей, хотя, опять же, я старался не светить без крайней необходимости. Это было нужно и для того, чтобы актеры могли снимать во все стороны, для правдоподобия. 

Еще связь по Skype дает задержку. Причем во время самого разговора этого особо не слышно. Но на монтаже выяснилось что где-то есть задержка полсекунды-секунда, то есть один человек какое-то время продолжает дослушивать другого. На постпродакшне, помимо монтажа, делалась цветокоррекция, графика. Последняя включала в себя затирки, скрытые склейки и, конечно, самое главное — экран, окна, чаты. Строго говоря это не выглядит как графика, но работы там было много.  

Могу рассказать, что комнату, в которой сидит Эльдар Калимулин, исполнитель главной роли, мы строили несколько раз. Сначала это был интерьер, потом декорация на даче, где герои веселятся. Так получилось по техническим причинам. Поэтому декорацию приходилось перевозить и перестраивать. Из-за этого бедняга Эльдар сидел в холоде с обогревателем —  ему пришлось непросто.

Опыт «Днюхи!» для оператора

Трейлер фильма «Днюха» (2018)

Могу сказать, что для меня как для оператора это был рок-н-ролл. Приходилось очень много работать над собой, забить на образование. Но для меня этот опыт оказался очень важным и потом еще пригодился. Впоследствии я занимался имитированием любительской съемки и убедился, что это совсем другое — имитировать сложнее. 

Источник