Звукорежиссер: Юлия Бордачева
Знакомимся с тонкостями профессии звукорежиссера на примере выходящего в прокат хоррора «Невеста»: алгоритм работы, залог успешного речевого озвучания, поиск фактур, сотрудничество с фоли-артистом и гроб в студии.
Как известно, производственный процесс в кино делится на два этапа: продакшн (съемки) и постпродакшн (монтаж, озвучание, цветокоррекция, перезапись). Звукорежиссер подключается к работе с самого начала, на этапе съемок. Он записывает речь актеров, все характерно звучащие объекты, например: транспорт (автомобили, поезда, кареты, телеги, танки), оружие (характерные выстрелы), — или другие специфические для этого фильма фактуры (скажем, по-особому звучащую дверь или атмосферу встревоженной толпы людей). Запись звука на площадке — ответственный процесс, который зависит от грамотного подхода звукорежиссера и слаженности работы съемочной группы. На качество здесь влияет выбор локации (она не должна быть слишком шумной) и даже подбор костюмов для актеров (к примеру, одежда не должна содержать синтетики, иначе на записи будут щелчки статического электричества).
Начало работы звукорежиссера
Подготовка
Сначала я получаю материал, отсматриваю его со звуком, записанным на площадке. Потом мы обязательно общаемся с режиссером и продюсером, чтобы обсудить все детали творческого замысла. Звук в кино следует за изображением, должен обогащать и грамотно дополнять его, поэтому важно прояснить на начальном этапе, что именно автор хочет слышать, каким он видит звуковое решение, где необходимо расставить акценты, какие фактуры ему кажутся более интересными.
Шумовое озвучание
Определившись с творческими вопросами, можно приступать к производству звука. Я подбираю нужные фактуры, создающие атмосферу в каждой сцене — шум ветра, листвы, пение птиц, бытовые шумы, звуки проезжающих автомобилей. Параллельно с этим к работе подключается актер синхронного шумового озвучания или фоли-артист, который озвучивает движения, шаги, шум одежды, посуды и тому подобного. От его работы очень много зависит, потому что именно он придает характер каждому движению.
Речевое озвучание
Один из самых ответственных этапов — речевое озвучание артистов. Нужно постараться сохранить актерскую игру и интонационное богатство, которое актер создавал на съемочной площадке. Для самих актеров это сложная и напряженная работа, так как нет уже той атмосферы, которая окружала их во время съемки, нет костюмов, нет партнеров. Успех речевого озвучания зависит от того, как актеры вживаются в роль, а так же от их таланта и мастерства.
Саунд-дизайн
Особенности звука в фильме ужасов
Фильм ужасов — очень специфический жанр для звукорежиссера, требующий особого подхода. Здесь основная для меня задача — погрузить зрителя в пространство фильма и напугать его. Чтобы этого добиться, нужно отойти от бытовых фактур и работать на контрасте. Даже если главная героиня просто идет по дому и рассматривает старые фотографии, у зрителя должно быть ощущение, что «что-то здесь не так». Это ощущение передается в том числе и звуком, а значит — является моей творческой задачей. Чтобы передать ощущение «что-то не так в этом доме», я старалась минимизировать бытовые шумы (например, мы практически нигде не слышим пение птиц, хотя дом стоит в лесу).
Звуковое решение одной из сцен фильма «Невеста»
Сцена, в которой главная героиня после пробуждения идет по дому, а мы слышим только музыку и отдельные реплики, как сквозь толщу воды, — не моя находка. Это креативный ход продюсера Заура Болотаева. Он возник, когда мы делали финальное сведение звука. Идея мне сначала показалась странной, но я последовала задумке и сейчас вижу, что получилось хорошо.
По замыслу нам нужно было передать измененное состояние сознания героини. Мы брали шумы и голоса, меняли их высоту, делали тембральную обработку, накладывали эффект реверберации, то есть симуляции отражений. В итоге бытовые шумы стали звучать очень расплывчато. Далее мы микшировали это с музыкой и выравнивали по громкости, чтобы нужные звуки как бы «выплывали» в определенных местах.
Самое сложное в работе над «Невестой»
Я очень люблю жанровое кино, прежде всего исторические картины и триллеры. В России, к сожалению, таких картин снимают немного. Поэтому возможность поработать в жанре триллера сама по себе была большой радостью и вызовом одновременно. Пожалуй, самое сложное в работе над «Невестой» заключалось в общей эмоциональной нагрузке. В некоторых эпизодах, например, в развязке или в сцене, где Настю (главную героиню фильма в исполнении Виктории Агалаковой — прим. tvkinoradio.ru) кладут в гроб и забивают крышку гвоздями, возникал момент эмпатии, как будто это со мной происходит. Но важно было не только самой это ощутить. Нужно было усилить эффект и передать его так, чтобы зрители восприняли его с той же силой.
Юлия Бордачева
Звукорежиссер Работала над фильмами «Старик и море», «Непрощенные», «Детям до 16», «Татарская княжна», «Частное пионерское», «Небо падших», «Овечка Долли была злая и рано умерла», «Частное пионерское 2», «Невеста». |