Основы работы с объемным звуком в формате 5.1

С развитием аудиотехнологий форматы объемного звучания становятся все актуальнее. Вот несколько базовых правил работы с surround-звуком.

Начнем с небольшого экскурса в природу объемного звука. Историю возникновения этого формата оставим для последующих статей, сейчас же — сразу к делу. Слово «surround» дословно переводится с английского языка как «окружающий, обволакивающий». Выходит, «surround sound» — это «обволакивающий звук»? Совершенно верно. Когда мы заходим в кинотеатр, то видим, что динамики буквально окружают нас со всех сторон.

Есть много типов объемного звука. Наверняка вы видели обозначения вроде «система 5.1» или что-то в этом роде. Это означает, что в этой системе есть 5 аудиоканалов (левый L, центральный C, правый R, левый surround LS, правый surround RS), а также дополнительный канал LFE (Low Frequency Extension), отвечающий за воспроизведение низкочастотных эффектов (к примеру, взрывов). Если первые пять каналов подключаются к обычным громкоговорителям, то шестой (0.1) — к сабвуферу. Это — громкоговоритель, ограниченный по полосе пропускания (80-120 Гц). Соответственно, в системах вроде «7.1» присутствует еще два канала и так далее.

Чтобы начать работать с объемным звуком, сперва нужно правильно расположить громкоговорители. Расположение мониторов для первых аудиоканалов (левый — L и правый — R) стандартное — равносторонний треугольник с углом 60 градусов к позиции слушателя, как и при стерео.

Схема расположения мониторов для первых аудиоканалов

Обычно у новичков возникают проблемы именно с расположением громкоговорителей последующих каналов. Динамик центрального канала стоит расположить прямо перед вами, а вот surround-мониторы должны располагаться сзади вас так, чтобы угол составлял около 110 градусов. Сабвуфер, отвечающий за канал LFE, располагается немного слева от центрального громкоговорителя.

Схема расположения surround-мониторов

Какие именно громкоговорители использовать, — зависит от вас, однако рекомендуется использовать модели одного бренда для однородного звучания.

Следующим этап — оптимизация вашего секвенсера (DAW — digital audio workstation) под формат объемного звучания. Каждая программа настраивается немного по-разному, так что поделюсь лишь некоторыми общими советами.

  • Добейтесь одинакового уровня звукового давления (SPL) на всех громкоговорителях. Калибровка крайне важна для хороших миксов. Руководствоваться можно таблицей звукорежиссера Роджера Герена.

Таблица калибровки звука

  • Уделите должное внимание калибровке сабвуфера. Его уровень должен быть примерно на 10 дБ выше, нежели уровни остальных каналов.
  • Используйте (RTA) при калибровке для более точной настройки.
  • Помните, что канал LFE и просто выход сабвуфера — разные вещи. Вот, как объясняет это компания Dolby.

 

Разница между каналом LFE и выходом сабвуфера в том, что канал LFE используется для передачи дополнительной информации НЧ, в то время как выход сабвуфера представляет собой воспроизведение всей низкочастотной информации, которая может поступать и из других каналов.

 

  • Не стоит экспериментировать с назначением каналов. Следуйте общепринятым нормам: SMPTE/ITU распространен в США и Канаде, а порядок Film — в Европе.

Таблица соответствия обозначений каналов

Переходим к сведению. Такой творческий процесс сложно разбить пошагово, так что выделим основные правила сведения в формате surround.

  • Речь должна находиться в центральном канале. Да, если вам нужно подчеркнуть, что человек вышел из кадра, то нет ничего страшного в том, чтобы отправить какие-то реплики в другие каналы, однако помните, что голос — самый важный компонент в фильме, передающий практически всю смысловую информацию.
  • Сохраните место для речи: контроль частот всех звуков в пределах 2-5 кГц поможет вам улучшить «прозрачность» голосов. Для этого можно использовать обработку типа side-chain, динамическую эквализацию и другие способы. Также не забывайте, что порой четкость голосов не требуется: вспомните, как в какой-либо динамичной сцене блокбастера персонажи буквально перекрикивают друг друга.

 

  • При просмотре фильма слушатели вряд ли будут сидеть в идеальном положении, в каком располагаетесь вы при сведении. Поменяйте позицию, проверив баланс каналов: может, какие-то звуки будут слишком громкие, а какие-то совсем не слышно;
  • Используйте многоканальные ревебераторы для более натуральной передачи акустических условий (такой формат, к примеру, поддерживают плагины Altiverb и Waves IR360).
  • Музыка обычно отправляется на 75% в каналы L и R, и на 25% в LS и RS.
  • Эффекта типа «фоли» (foley) принято направлять в центральный канал.
  • Акцентированные action-эффекты от взрывов, выстрелов и так далее посылайте на передние каналы L и R, а также на 50% на канал LFE.
  • Фоновые шумы располагаются в равном соотношении в передние каналы L и R и LS и RS.
  • Умение работать с объемным звуком крайне важно для звукорежиссера. Surround сейчас встречается буквально на каждом шагу: на телевидении, в сериалах на Netflix, в видеоиграх, в кинотеатрах. С развитием технологии формат стерео вряд ли попадет, однако то, что практически в любом случае звукорежиссерам придется сводить миксы в многоканальных форматах, — очевидный факт. Как видите, это не так сложно.

 

 

Источник