Перемен требуют наши глаза: новые формы подачи телевизионных новостей
Профессор журналистики Стейси Вельфель, один из крупнейших теоретиков и педагогов современности, на конкретных примерах разобрал тенденции развития телевидения и его самой рейтинговой и затратной части — информационного вещания.
Стейси Вельфель — доктор политических наук, адъюнкт-профессор сильнейшей Школы журналистики штата Миссури и директор Центра документальной журналистики имени Джонатана Мюррея. Ранее работал директором службы новостей на телекомпании KOMU-TV, филиале NBC в университете Миссури. Профессор даже создал особый «метод Миссури», когда студенты совмещают теорию и практику на протяжении всего обучения. Стейси Вельфель обучал журналистов по всему миру и выпустил более 2800 профессионалов. В числе журналистских наград профессора Вельфеля — «Эмми», премия Эдварда Мэроу, премия им. Пэйна за этичность в журналистике и многие другие. |
Во время двухчасовой лекции на тему «Инструменты и практические примеры телевизионных новостей будущего» профессор поделился способами привлечь и удержать внимание аудитории, рассказал о трендах в производстве документального кино и теленовостей, а также затронул тему прошедших выборов США.
Наступила золотая эра документального кино, которое использует все классические кинематографические приемы, предлагая по-настоящему привлекательное изображение. К сожалению, пожилая аудитория ТВ-новостей уходит, а молодые зрители не торопятся прийти ей на смену. Это заставляет журналистов постоянно искать новые способы борьбы за зрительское внимание. И растущая популярность документального неигрового кино, по мнению Стейси Вельфеля — совершенно естественный ответ рынку со стороны телевизионных корпораций:
— На сегодняшний день телекомпании принимают сотрудников в основном в отделы расследований, в то время как 10-15 лет назад их массово сокращали из-за больших затрат времени и ресурсов. Поэтому продуктивнее было задействовать журналистов в оперативных новостях. В какой-то момент стало ясно, что абсолютно все медиаорганизации выдают одни и те же ежедневные новости. Желая выделиться и повысить свой имидж в гонке за внимание аудитории, американские телекомпании дополняют свои репортажи различными онлайн-материалами (лонгридами), которые они размещают на своих сайтах.
Стейси Вельфель
Профессор Вельфель тут же вспоминает конкретную историю успеха:
— Например, телекомпания в Северной Каролине основала собственное документальное производство и снимает фильмы круглый год. В Лос-Анджелесе также существует компания, которая производит документальное кино вокруг различных исторических событий. Телекомпании, смотрящие в будущее, стараются активно работать с онлайн-пространством и инвестируют большие ресурсы в подобные истории. Такая подача новостей отличается от классической и не вполне понятно, будет ли это привлекать зрителя. Опасаясь определенного риска инадеясь защитить затраченные вложения, телекомпании стараются представлять свои проекты на разных платформах, в том числе и онлайн. Так, посетив веб-сайт, мы можем не только посмотреть сам документальный фильм, но и получить дополнительные материалы. А это запускает цепочку распространения информации в социальных сетях, тем самым привлекая еще больше зрителей.
Марина Литвинович, руководитель проекта «Медиабудни» представила американского гостя
Еще одной тенденцией является возрастающий интерес потенциальных рекламодателей к онлайн-рынку. Стоит заметить, что документальные фильмы должны быть достаточно кинематографичными, так как основными конкурентами телекомпаний является Netflix и сервисы, позволяющие смотреть кино у себя дома.
Профессор вскользь коснулся новых тенденций развития мобильных устройств и связи. Роль телевидения в сегодняшнем мире изменилась, и телевизор больше не удерживает наше безраздельное внимание. Просмотр телепередач становится фоновым процессом, во время которого люди выполняют множество других дел. По статистике, 77% телезрителей используют различные мобильные устройства во время телепросмотра. Уже сегодня известен феномен «второго экрана», позволяющий просматривать телевидение одновременно с использованием мобильного устройства, которое содержит дополнительный контент. И Вельфель уверен — тенденция будет лишь усугбляться:
— Число людей, потребляющих новости через мобильные устройства, постоянно увеличивается. Так, 28% получают информацию с веб-сайтов или приложений, 18 процентов — из социальных сетей. Любопытно то, что люди реже читают новости на сайте какой-либо газеты через стационарный компьютер и ноутбук и все чаще делают это, используя различные мобильные устройства. Мы провели исследования на 50 газетах, и оказалось, что в 2014 году на мобильных устройствах читали 28 газет, а в 2015 году их число выросло до 44.
Несмотря на рост рекламного рынка и потребления товаров, конкуренция социальных сетей продолжает обостряться. С их помощью 48 процентов — почти половина — жителей США уже получают новости. И Facebook является здесь лидером (67% просто используют сеть, 44% читают новости). Телевидение всегда имело преимущество в возможности транслировать «экстренные новости» (breaking news), но вместе с Facebook Live появилась возможность организации онлайн-трансляции с помощью мобильного приложения с места событий без участия журналистов. И этот факт тоже ослабляет позицию традиционных теленовостей.
Гражданские журналисты являются глазами и ушами общества и могут донести то, что пропустили мейнстримовские СМИ. Объединение профессиональных журналистов с гражданскими — еще один хороший способ выделиться среди телекомпаний, – заметил Стейси Вельфель.
Профессор привел пример успешного ресурса, который позволяет объединять усилия профессиональных и гражданских журналистов. Проект firstdraftnews.com — это настоящий тренинговый центр для непрофессионалов. Сайт содержит множество обучающих видео и породил необходимость нанимать на работу так называемых мобильных редакторов, в обязанности которых входит обработка подобных видеозаписей так, чтобы они пошли на мобильные устройства. Если раньше СМИ готовили материал для своей основной платформы, а затем размещали его в мобильное устройство в виде ссылки или в том же виде, в котором он вышел изначально, то сейчас мобильные редакторы создают контент специально для гаджетов. Понимая, что аудитория, использующая мобильные устройства, гораздо моложе той, что привыкла к традиционным формам СМИ, компании постоянно улучшают свой «второй экран», а мобильные редакторы следят, чтобы текст было удобно читать смартфоне.
Ольга Кравцова, переводчик Стейси Вельфеля
– Стоит отметить, что мобильный контент появляется раньше основной платформы. До сих пор многие телекомпании не решаются это делать, опасаясь того, что, прочитав новость в смартфоне, люди не станут смотреть ТВ. Но реальность такова, что если вы не пустите информацию в мобильное устройство в первую очередь и не привлечете аудиторию, то она просто не придет к вам и переключится на кого-то еще.
Самое популярное американское шоу «Ходячие мертвецы» (Walking Dead) — пример наиболее успешной работы двух экранов. Мобильное приложение автоматически синхронизируется с ТВ через звук и предоставляет пользователю дополнительную информацию на втором экране: викторины, опросы, ссылки на социальные сети и т.п. Все это позволяет мотивировать зрителей смотреть шоу в эфире, а не в записи, а также делиться информацией, что тоже положительно влияет на рейтинги. Проанализировав эти тенденции, профессор Вельфель получил грант в Институте журналистики им. Рейнольдса (The Reynolds Journalism Institute – RJI), который специализируется на изучении новых трендов:
— Мы провели различные исследования, чтобы понять, как создавать контент для «второго экрана» и чем можно дополнить новостной репортаж. Работая над приложением, мы преследовали несколько целей: во-первых, привлечение большей аудитории, а во-вторых, так как просмотр ТВ — пассивная деятельность, мы хотели как-то вовлечь зрителей в процесс потребления новостей. Ведь если у вас заняты руки «вторым экраном», вы не потянетесь за пультом, чтобы переключить канал.
Стейси Вельфель
Тогда перед нами встала задача определения и поиска правильного контента первого и второго экранов. Кроме этого необходимо было понять соотношение сил и ресурсов, чтобы выполнить задачу с минимальными расходами без привлечения дополнительных сотрудников. Так, в качестве контента «второго экрана» мы использовали различные интервью, видеосъемки с места действия, интерактивные карты, графики, опросы, документы, ссылки на другие сайты и т.п. Все эти материалы собираются в процессе подготовки репортажа, поэтому мы просто использовали их для приложения. И в итоге после месяца тестирования наш проект оказался достаточно успешным.
Также профессор рассказал о преимуществах сотрудничества коммерческих телекомпаний и некоммерческих организаций для увеличения эффекта от подачи новостей:
– Существуют довольно масштабные некоммерческие проекты, финансируемые пожертвованиями со стороны различных фондов, которые предоставляют бесплатный контент различным СМИ в свободном доступе. Например, проект ProPublica.org — независимый, некоммерческий отдел новостей, который проводит журналистские расследования в интересах общества и предлагает коммерческим телеканалам «украсть репортаж». Мы могли наблюдать работу подобных организаций на прошедших выборах в США, когда многочисленные службы новостей собирали информацию о нарушениях. И это не единственный пример такого сотрудничества. Подобные организации можно встретить на базе факультетов журналистики.
Стейси Вельфель
Как сказано выше, различные СМИ стараются завлечь молодую аудиторию в процесс потребления новостей и постоянно ищут новые способы и инструменты. Стейси Вельфель привел пример, как меняются форматы подачи современных новостей:
— Проект Vice News старается привлечь молодую аудиторию нестандартной подачей новостей в виде ежедневных документальных очерков, которые длятся в среднем 30 минут. Это кабельный канал, не имеющий спонсоров, поэтому их репортажи чаще выглядят непредвзятыми. Еще одной особенностью является отсутствие ведущих (speaking heads) и рекламных пауз. Этому проекту всего 2 месяца и отношение аудитории к нему довольно противоречиво, но уже можно сказать, что он заинтересовал поколение миллениалов, а, значит, создатели идут в правильном направлении.
Еще одним примером такой работы на местном уровне является телекомпания Tegna, позиционирующая себя как «партер по жизни» и призывающая аудиторию проживать каждый день вместе:
— Основной стратегией компании является работа с расследованиями. Tegna старается в первую очередь опубликовать информацию на своем сайте, позволив команде проводить дальнейший мозговой штурм, что делает этот процесс прозрачным для аудитории.
Марина Литвинович поблагодарила гостей за встречу
В завершении встречи профессор поделился своим мнением о результатах прошедших выборов президента США и разъяснил свою позицию, почему именно американские СМИ поспособствовали избранию Трампа:
— Можно ли сказать, что победа Дональда Трампа — это вина СМИ? Да, его победа показала провал медиа-грамотности нашей страны. Телекомпании рассматривали Трампа в качестве шоумена, предоставив ему огромное количество бесплатного эфирного времени, на чем он сэкономил по меньшей мере 2 миллиарда долларов.
Стейси Вельфель
Таким образом, вы видим, что социальные сети и традиционные СМИ постоянно конкурируют. Медиаорганизации, желающие привлечь различную аудиторию и удержать их внимание, находятся в активном поиске все новых форм подачи новостей. Стейси Вельфель в завершение привел еще один пример — в качестве одного из инструментов «борьбы за внимание» телекомпании использовали популярность Дональда Трампа. В какой-то момент телекомпания CBS сказала такую фразу: «Возможно, Трамп недостаточно хорош для Америки, но он точно хорош для CBS».