От плюмбиконов к дисплеям 8K. IBC – 50 лет инноваций

В этом году выставка IBC отмечает свой 50-летний юбилей. В честь знаменательной даты, владелец британского системного интегратора и производителя оборудования TSL Дэвид Макгрерор (David MacGregor) – возможно единственный человек в мире, посетивший все выставки IBC – поделился своими воспоминаниями.

«Пятьдесят лет назад, в полночь одной из пятниц сентября 1967 года, я стоял у входа в лондонский отель Royal Lancaster в ожидании отправиться на монтаж стенда EMI Electronics к первой выставке IBC ». «Я занимался разработкой кодера и, за неделю до первой IBC, я получил рабочий прототип, позволяющий получить сигнал PAL с камеры. Спустя 50 лет, оглядываясь на то, что произошло с вещательными технологиями за время существования IBC, мне трудно осознать насколько мы все были деятельными и изобретательными».

Начало

В Великобритании компания BBC запустила черно-белое телевещание в 1936 году. В ходе Второй мировой войны вещание было остановлено, а большинство инженеров компании были задействованы в разработке радарных систем, сыгравших большую роль в победе союзников. Телевещание было возобновлено в 1946 году. Еще через 18 лет была запущена платформа BBC2, которая использовалась для первой цветной телетрансляции, состоявшейся незадолго до дебютной выставки IBC.

Чарльз Хилл (Charles Hill, BBC) на первой выставке IBC в 1967 году

Первая выставка IBC

Организаторами выставки выступали Джон Дрю Такер (John Drew Tucker, компания EMI), Джон Этеридж (John Etheridge, компания Rank Cintel), Том Майер (Tom Mayer, компания Marconi). В то время, в Европе не существовало площадок для встреч представителей вещательной индустрии и изначально небольшой проект IBC превратился в ведущую мировую отраслевую выставку-конференцию.

В первой выставке приняли участие 32 компании, большинство из которых не дожили до наших дней. EMI, Marconi и Pye TVT продемонстрировали на ней камеры для цветной съемки.

EMI представила студийную камеру EMI 2001, которая была построена на базе успешной британской студийной камеры Plumbicon со встроенным объективом. Четыре трубки диаметром 30мм позволяли использовать одну трубку специально для формирования монохромного сигнала с высоким разрешением, тогда как другие три воспроизводили красный, зеленый и синий сигнал соответственно. Хотя полупроводники использовались в большинстве камер, в усилителях с большим коэффициентом усиления по прежнему использовались электронные лампы.

Включение объектива в корпус камеры было революционным решением, но имело как положительные, так и негативные последствия. Плюсом являлось то, что узловая точка камеры располагалась близко к центру тяжести, тем самым упрощая съемочный процесс при использовании пьедесталов и другой подвижной операторской техники. С другой стороны, производителям оптики было трудно адаптировать объективы для подключения к этой камере – подходили далеко не все. Именно поэтому камера EMI 2001 была неудобна для внестудийного вещания.

Камера EMI 2001 была большой и тяжелой. Передвижение камеры с объективом осуществлялось с помощью выдвижных ручек, расположенных по углам. Чтобы не повредить оборудование требовалось четыре человека. Также была нужна отдельная стойка высотой 12RU для блока управления камерой и кабель толщиной 5 см для коммутации. Изображение было превосходным, но разумеется несопоставимым с HD-картинками современных смартфонов.

Надо сказать, что стенд EMI на IBC 1967 установил стандарт будущего, поскольку включал в себя полный студийный комплект и аппаратную, управляемую сотрудниками компании ABC Television из Теддингтона (год спустя ABC объединилась с Redifussion Television, сформировав компанию Thames Television).

Еще один выдающийся экспонат – ПТС телеканала ABC Television, определившая тенденции построения «передвижек» на долгие годы. Это был первый автомобиль, в котором персонал сидел вдоль салона, находясь в визуальном контакте, а не друг за другом, как было в других ПТС. Пространство было сделано по аналогии с полукруглыми студиями ABC в Теддингтоне.

До появления цветного телевидения, все оборудование требовало регулярного обслуживания. Например, десятки ламп студийного видеомикшера приходилось менять каждую неделю. В эпоху цветного телевидения появились транзисторы, а вот использование интегральных микросхем началось значительно позже.

В последующие годы, BBC, ITV и другие телекомпании переделывали свои студии для производства в цвете, а первой цветной передачей стал телесериал «Улица коронации» (Coronation Street) в 1969 году. В то время в Великобритании было три телеканала: BBC1, BBC2, ITV. Четвертый канал под названием Channel 4 вышел в эфир только в 1982 году, когда было увеличено количество часов вещания. Утренние программы были запущены на BBC и ITV в 1983 году.

Развитие IBC

Дебютная выставка прошла успешно, поэтому решение провести её и в следующем году, было принято мгновенно. Затем, по замыслу организаторов выставка должна была проходить раз в два года, чтобы не пересекаться с Международным телевизионным симпозиумом (International Television Symposium), проходившим в швейцарском городе Монтрё.

Следующие четыре конференции прошли в лондонском отеле Grosvenor House, а в 1978 году мероприятие состоялось в Wembley Conference Centre. В 1980 году выставка переехала в Брайтон. При этом, два участника IBC построили павильоны прямо на галечном пляже рядом с брайтоновским отелем Metropole. Одной из них была Sony. В 1988 году проект European HDTV EU95 продемонстрировал изображение с разрешением 1250 твл на дисплеях с соотношением сторон 16:9.

Компания Televison Systems Ltd (TSL) была создана в 1986 году и, с помощью выставки IBC, смогла быстро выйти на международный рынок со своими продуктами. Между тем, в 1992 году выставка переехала в Амстердам и прошла процедуру реструктуризации, в результате которой руководить мероприятием стал альянс организаций IET, RTS, IABM, SCTE, IEEE. С 1994 года IBC стала ежегодной.

В 1992 году выставка занимала четыре зала выставочного центра RAI. В 2017 году – 13 залов и два дополнительных временных.

Телекинопроектор

Перевод изображения с пленок 35мм и 16мм осуществлялась с помощью телекинопроекторов. Первые модели состояли из телевизионной камеры, смотрящей в кинопроекционный аппарат. Далее появилась технология «бегущий луч», основанная на проецировании на киноплёнку изображения специального кинескопа. Свет попадал на фотоэлектронной умножитель, формировавший видеосигнал. Первый телекинопроектор с «бегущим лучом» был установлен на BBC в 1950 году.

Главной сложностью являлась длина пленки. Полнометражный фильм состоял из трех рулонов пленки. Они устанавливались в три телекинопроектора, которые запускались последовательно. Таким образом переход не был заметен для зрителя.

С появлением видеомагнитофонов с 1-дюймовой лентой, фильмы стали записываться на неё, а переходы монтировались электронно. Сейчас этот процесс осуществляется цифровыми серверами.

Новости

Эволюция в новостном производстве превзошла все ожидания.

Раньше новости снимали на пленку 35мм, затем на черно-белую негативную пленку 16мм. Получение материала с места съемки в студию занимало много времени. Помимо этого, пленка обрабатывалась и монтировалась. Осведомленные политики знали, что пресс-конференцию надо проводить в 4 часа дня, чтобы сюжет успел попасть в выпуск новостей в 18-00. К моменту первой IBC была представлена первая реверсивная цветная пленка, значительно облегчившая производственный процесс.

В конце 1970-х на рынке появились первые плечевые камеры. Так появился электронный сбор новостей. Отснятый материал отправлялся в телецентр посредством микроволновой передачи, что позволяло транслировать новости в прямом эфире. Спутниковая передача была впервые продемонстрирована на IBC в 1978 году. Также появилась первая цифровая служба «Телетекст», которая обеспечила передачу текстовых новостей и информационных объявлений, например прогнозов погоды.

В восьмидесятых годах начали появляться электронные системы ньюсрум, позволившие журналистам готовить материалы прямо на своем рабочем месте с дальнейшим монтажом и наложением графики для формирования законченной программы.

Графика

Раньше названия и титры накладывались на черно-белое изображение. Затем для производства в цвете стали появляться приборы по типу CoxBox, которые быстро уступили место цветным генератором символов, таким как CapGen Aston. Сегодня, само собой, существует множество различных компьютерных графических систем.

Запись

В 1950-х у BBC была записывающая машина, которая позволяла передать изображение на пленку. Впервые она была использована на коронации Королевы Елизаветы II в 1953 году. Первый видеомагнитофон с поперечно-построчной записью, т.н. технологией «Двухдюймовый Квадроплекс» (2” Quadruplex) был разработан компанией Ampex в 1955 году и сразу был приобретен большинством вещателей.

Затем появились устройства, записывающие на более узкую однодюймовую ленту, ставшие отраслевым стандартом до появления аналоговых кассетных форматов, таких как BetaSP и M2. Эти форматы позволяли специальным картридж-машинам запускать рекламные паузы и стали связующим звеном между лентой и современными серверами вещания. Ampex, Sony, Panasonic и Odetics разрабатывали подобные устройства для использования с кассетами 0,5’’. Следующая эпоха ознаменовалась изобретением компьютерных видеосерверов, которые и по сей день используются на телевидении для запись, хранения и вещания.

Монтаж

В 1967 году программный монтаж делался на пленке и почти везде использовались специальные столы Steenbeck. С появлением видеомагнитофонов появилась потребность в монтаже лент. Двухдюймовая лента разрезалась и склеивалась в ролики. Точка определялась путем посыпания ленты железными опилками и проявления под микроскопом. Предпросмотр изображения был невозможен, что делало процесс монтажа долгой и сложной задачей. Технология изменилась лишь в конце 1970-х, когда появились видеомагнитофоны с однодюймовой лентой. Сегодня для этого используются серверы.

Студии

В ходе развития технологий, ключевыми изменениями в студийной работе стало уменьшение размера камер и появление ‘’холодных’’ светильников, облегчивших работу артистов и съемочной группы. Еще одна важная веха – появления радиомикрофонов. Это позволило сократить количество кабелей на полу студии и микрофонных удочек. В 1980-х производство развлекательных программ расширилось, благодаря использованию оборудования для создания цифровых спецэффектов.

Спутниковое телевидение

С 1980 года многие компании начали экспериментировать с аналоговым спутниковым телевидением, но первый сервис из пяти каналов был запущен Sky TV лишь в феврале 1989 года.

В 1991году в Гонконге был запущен сервис из пяти аналоговых каналов с покрытием большей части территории Азии.

STAR TV был приобретен компанией News Corporation, которая стала использовать эту платформу для разработки многоканального цифрового спутникового телевидения. Проект получил название Digistar и установил стандарты актуальные для цифровых сервисов и сегодня. Были разработаны первые ТВ-ресиверы (т.н. Set Top Box ). Проект Digistar был запущен позже запланированного из-за землетрясения, уничтожившего японскую фабрику по производству чипов памяти для ТВ-приставок.

Британский цифровой сервис BSkyB появился 1 октября 1998 года. В том же году, компания ONdigital запустила сервис эфирного цифрового телевидения, который спустя три года был переименован в ITV Digital. Системы цифрового сжатия и модуляции, которые впоследствии стали использоваться всеми эфирными вещателями были описаны в брошюре организации IBA (Independent Broadcasting Authority) на конференции IBC еще в 1990 году. «В 1991 году я с большим удовольствием принял приглашение стать членом выставочного комитета, где я помогал составлять планы для будущих выставок. Также для меня было честью быть членом управляющего комитета IBC c 1991 года и до образования нынешнего партнерства» — рассказывает Дэвид Макгрегор.

Темпы изменений в вещательной индустрии продолжают расти год от года. В этом году на IBC мы увидим дальнейший прогресс в переходе к производству по IP, демонстрации технологий 8K от NHK (ссылка), последние достижения в области виртуальной реальности, а искусственный интеллект и кибербезопасность станут предметом горячей дискуссии.

«Я был в восторге от посещения первой IBC 1967 и с тех пор посетил каждую выставку. С нетерпением жду 50-летнего юбилея. Почему? Потому что IBC продолжает быть отличной площадкой для демонстрации новых технологий, того что нас ждет в ближайшем будущем и что уже находится на горизонте». – резюмирует Макгрегор.

О Дэвиде Макгрегоре

Родился в шотландском городе Сторноуэй. В 1958 году в период рождественских школьных каникул Дэвид Макргегор работал над созданием небольшой кабельной ТВ-системы.

В студенческие годы проходил практику в EMI Elictronics в период создания первого оборудования для цветного телевидения.

Затем работал инженером в Thames Television, Grampian Television, Oman Television, Yorkshire Television.

В 1982 году получил должность главного инженера в Seltech International.

В 1986 году вместе с Брайаном Каффом (Brian Cuff) создал компанию Television Systems Ltd. (TSL). TSL реализовала множество проектов по системной интеграции по всему миру. В 1991 году компания начала производить оборудование для мониторинга аудиосигналов и системы управления сигнала Tally.

Дэвид Макрегрор был членом управляющего комитета IBC и до сих пор является участником выставочного комитета, в который он был приглашен в 1991 году.

Дэвид являлся президентом организации IABM и сейчас остается почетным членом организации. На сегодняшний день занимает должность президента компании TSL.

 

 

Источник