«Камерная революция»: фотоаппараты против видеокамер
Сегодня мы попытаемся выяснить, почему DSLR-камеры завоевали популярность у профессионалов сферы видео- и кинопроизводства, а главное — как долго они сумеют сохранять свои позиции на данном рынке.
В последнее время широко распространено мнение, что фотоаппараты практически целиком заняли нишу профессиональных камер. Якобы место дорогостоящей съемочной аппаратуры на свалке истории. И былые капризные аристократы окончательно побеждены неприхотливым средним классом. Что же привело к подлинному перевороту в мире кино- и телепроизводства, и есть ли все же какое-то будущее у профессиональных телекамер?
Появление осенью 2005-го года цифрового зеркального фотоаппарата Canon EOS 5D сопровождалось повсеместным ажиотажем. Еще бы — полноразмерная матрица за 3000 тысячи долларов! Профессиональные аналоги на тот момент стоили как минимум втрое дороже, потому интерес фотографического сообщества был крайне высок. Объем мировых продаж начался с 30 тысяч экземпляров ежемесячно и вырос почти троекратно к 2008-му году.
По мнению многих экспертов, появление именно этой модели спровоцировало массовый переход фотографов с «пленки» на «цифру». Именно тогда словосочетание цифровой зеркальный фотоаппарат или же digital single-lens reflex camera (DSLR) стало звучать по-настоящему гордо. Но ни один аналитик не мог предсказать, что обновленная версия камеры произведет сопоставимую по масштабам революцию. На сей раз — в сфере видео- и кинопроизводства.
После этого прогресс было уже не остановить. Продакшны — большие и малые — закупали фотоаппараты вместо дорогостоящих профессиональных видеокамер. Компания Nikon старалась не отставать от главного конкурента и вывела на рынок модель D800. У этой DSLR-камеры было в полтора раза больше активных мегапикселей — 36,3 млн против 22,3 млн. Однако Canon нанесла успешный ценовой контрудар — в 2012-м году Mark II стоил всего 1600 долларов.
Богатый арсенал технических приемов, доступный доселе лишь съемочным группам высокобюджетных проектов, получил массовое распространение. Естественно, что при этом произошел массовый приток в профессию новичков и бывших любителей — на эту тему любят посокрушаться маэстро со стажем. Мы пообщались с несколькими профессиональными операторами, попросив их поделиться своим опытом общения с DSLR-камерами.
Артем Дроздов, телеоператор. Работал на телекомпаниях ТВЦ и НТВ. Лучшее в портфолио: «Профессия — репортер» (НТВ), «Я его убила» (Домашний), «Сердца чемпионов» (Матч-ТВ). Стаж — 5 лет. |
Появление DSLR-камер с их полноразмерными матрицами было сродни волшебству. Свет вдруг стал мягче, глубина резкости мгновенно выделила объект съемки, а диапазон воспроизводимых яркостей стал вполне сопоставим с пленкой. Артем убедился, что при небольших трудовых затратах фотоаппарат выдавал картинку более качественную в техническом плане, чем привычная DV-шка. И его реакция была весьма эмоциональной:
— Довольно обидно, когда то, на что ты тратил много времени, теперь не нуждается ни в возне со световыми приборами, ни в большом количестве мастерства!
Фотоаппараты, как никакая другая камера, помогают создавать филиал «Фабрики грез» практически в любых условиях. Недостаточная освещенность и грязные фоны больше не проблема. Ведь можно поднять уровень светочувствительности и размыть задник — DSLR-камеры это позволяют. И именно в этом Артем, как ни парадоксально, видит негативную сторону широкого распространения фотоаппаратов в видеопроизводстве: лояльность к ошибкам снизила требования к профессиональному уровню операторов, что явно не пошло на пользу профессии.
Николай Саватеев, телеоператор. Работал на телекомпаниях ГТРК «Нижний Новгород» и НТВ. Лучшее в портфолио — «Центральное телевидение», «Анатомия Дня», «НашПотребНадзор» (все — НТВ). Стаж — 11 лет. |
А Николаю Саватееву новинка сразу же пришлась по душе. Особенно — доступность и разнообразие сменных объективов и дополнительных приспособлений. Приобретение слайдера, стэдикама, скейтера для профессиональных видеокамер ощутимо било по бюджету федеральных телеканалов. Аналоги же для фотоаппарата были вполне доступны даже для региональной компании, где на тот момент работал Николай.
По его мнению, такая камера уступала сестрам стандарта DV лишь в одном — звук приходилось писать на внешний рекордер. Этот же недостаток, как отмечает наш предыдущий собеседник — Артем Дроздов, не был устранен и в фотоаппаратах последних поколений — там все тот же единственный звуковой вход и отсутствие накамерного микрофона-«пушки».
Стихия DSLR-камер, как подтвердила продолжительная практика — постановочные съемки и запись интервью, где фотоаппарат играет роль видеорекордера. Под конкретную задачу подбирается необходимый обвес и оптика. При этом такой гибкостью не может похвастать ни одна профессиональная видеокамера. Любопытно, что подобный модульный принцип был реализован чуть раньше в стрелковом оружии. И теперь базовая модель практически любой штурмовой винтовки может быть доработана под узкоспециальные задачи прямо в поле. Видимо, неспроста все же в английском языке глаголом «shoot» обозначают оба действия — стрелять и снимать.
Кроме того, одно из важнейших преимуществ фотоаппаратов — их малый вес. В пять, а то и в десять раз ниже, чем у большинства видеокамер форматов DV и HD. И большинство видеопродакшнов и телекомпаний обратили это достижение производителя в реальную экономическую выгоду: профессия звукотехника за считанные годы стала весьма экзотической, плюс около семидесяти процентов операторов лишились своих помощников и ассистентов.
Фарит Ханнанов, телеоператор. Работал на телекомпаниях ГТРК «Башкортостан» и «Россия-1». Лучшее в портфолио — «Специальный корреспондент» («Россия-1»). Стаж — 20 лет. |
А вот к репортажной съемке фотоаппараты совершенно не приспособлены. Самый опытный из наших сегодняшних собеседников — Фарит Ханнанов утверждает, что модульность DSLR-камер в данном случае — недостаток. Слишком много драгоценных секунд уходит даже на фокусировку. С ним согласен и Артем Дроздов.
Многочисленные аудио-разъемы, длительность автономной работы, возможность буквально на лету регулировать множество параметров съемки — это то, что делает телевизионные камеры полноценными платформами для оперативного создания видеоматериала. А Николай Саватеев дополняет общую картину еще одним важным аспектом: фотоаппарат просто физически не способен выйти в прямой эфир с места событий через спутник или работать в составе группы передвижной телестанции (ПТС).
Однако помимо объективного соотношения цены и качества, на популярность фотоаппаратов влияют и значительно более субъективные факторы. Заказчики зачастую просто не хотят видеть материал с профессиональной камеры, и причиной тому — недостаточное, как они полагают, качество картинки. Артем Дроздов рассказал нам, что неоднократно слышал: «Мы же снимаем на Марк, нам нужны размытые фоны».
Очевидно, дело здесь не только в техническом качестве материала, но и в необходимом элементе художественной съемки. Который при должном навыке можно достигнуть на любой профессиональной камере, просто отсутствие понимания нюансов операторской работы породило у большинства заказчиков требование снимать только на DSLR.
Подводя итог, можно констатировать — фотоаппараты потеснили профессиональные видеокамеры. Но не захватили рынок целиком — о победе речь не идет. Да, на смену «старичкам» — второму и третьему Маркам спешит четвертый — его выход компания Canon анонсировала еще на зиму 2015-го, но воз и ныне там. Тем временем, Panasonic выпустила камеру, уверенно теснящую признанных лидеров — Lumix DMC-GH4 — чисто цифровой фотоаппарат, не «зеркалка», однако способный снимать в формате 4К. У него 2160 строк развертки, что ровно вдвое больше, нежели у привычного уже Full HD.
Аналогичную модель представила и корпорация Sony — полнокадровую Alpha A7. И при этом цена таких камер на 30-40 процентов ниже, нежели у «зеркалок» от Canon и Nikon.
А с противоположной стороны ценовой шкалы DSLR-камеры теснят более специализированные изделия. Такие, как решения Black Magic или Canon C100. Камеры очень разные, но сходство есть — это уже совершенно точно не фотоаппараты, несмотря на явное визуальное сходство. Наконец, на постановочных телевизионных проектах все большой популярностью пользуются кинокамеры, вроде RED Scarlet. По всей видимости, маятник, качнувшийся в сторону DSLR-камер, начинает обратное движение.