Поговорим об IP-технологиях
IPTV сегодня – модная тема. И хотя на слуху она уже много лет, IP-технологии на телевидении до недавнего времени оставались на втором плане. Разберемся, почему.
Скорость дешевеет
Когда мы говорим о телевизионном производстве, то имеем в виду прежде всего исходный сигнал очень высокого качества, естественно, несжатый, который передается с безумными скоростями. В 90-е годы при стандартном качестве скорость передачи информации для одного телеканала составляла 270 Мбит/с. С появлением HD скорости начали стремительно расти, достигая 1,5–3 Гбит/с, а при 4К и 12 Гбит/с. Мир телекоммуникаций в ту пору угнаться за такими скоростями не мог – мы еще помним модемы и радости отправки электронной почты за минуты, там счет шел на килобиты, если не биты, в секунду.
Однако ТВ, как ни странно, в своих потребностях росло линейно, в то время как телекоммуникации – экспоненциально. И сейчас возможности, которые есть в сетях IP, то есть классических телекоммуникационных, зачастую существенно превосходят даже потребности современного ТВ. Никого сегодня не удивляет локальная сеть со скоростью 1 Гбит/с, а то и 10 Гбит/с – обычное дело для бухгалтерии на рядовом предприятии, а раньше это было прерогативой высококачественного телепроизводства.
Получилось так, что инфраструктура для телекоммуникаций, которая не является какой-то специализированной, наоборот, она общедоступная и массовая, с ростом своей работоспособности и производительности примерно в том же темпе дешевела – потому что и выпускалась тоже с экспоненциальным ростом. В то же время классическая ТВ-инфраструктура росла в своих потребностях линейно и почти не дешевела, а то и дорожала. И специалисты, способные обслуживать ТВ-инфраструктуру, стали стоить намного-намного дороже, чем доступные везде айтишники, умеющие обслуживать и управлять сетями.
В борьбе с квадратиком Малевича
В какой-то момент ТВ-инфраструктура стала стоить дешевле ТВ-оборудования. И тогда начали говорить: “Ой, сейчас все бросятся в IP!” Не бросились. Почему? Потому что у ТВ есть своя специфика. IP всегда было рассчитано на то, что в сетях связи неизбежно будут потери – теряются пакетики, теряются сигнальчики. Казалось бы, ничего страшного – один пакет из миллиона. А для ТВ – при его скоростях и требованиях к качеству текущего сигнала – это довольно заметный “квадратик Малевича” на изображении, который вы увидите в неподходящий момент. Речитатив “Да, они нас по скорости догнали и дешевле, но наших-то специфических особенностей не учитывают” еще какое-то время позволял держаться тренду “Нет, мы будем пользоваться резервным оборудованием”. Но ребята из телекома – привычные к решению проблем. Есть проблема, есть задача, есть специфическая предметная область? Давайте поищем, что делать! Собрались, подумали и начали разрабатывать стандарты, которые понятным, простым образом объясняли, как доставить очень чувствительный к скорости доставки, пропускной способности, задержкам, к искажениям сигнал видео- и аудиотрансляции через современную IP-сеть.
Разобрались с потенциальными проблемами, разработали протокол по методам синхронизации – слава богу, это не ракетостроение, как говорят американцы, более сложные проблемы много раз решали! И выкатили линейку стандартов, даже три линейки, которые между собой сейчас активно конкурируют: TR-03, SMPTE2110 и один из наиболее популярных и устоявшихся SMPTE 2022-X от 1 до 7 – это разные способы цифровой передачи разной информации с разной степенью надежности для разных типов.
Все совпало
Дальше возник вопрос: а как с этим быть? Вроде бы уже есть инфраструктура и люди, которые ее обслуживают, но SWAP – классическая замена одного на другое – не так явно показывает возврат инвестиций. “Что же делать?” – думали все, и процесс стоял. 15 лет потребовалось на то, чтобы понять, что IPTV возможно, и еще несколько лет, когда все говорили “да, но…”. И тут заявил о себе 4К – у пользователей возникла потребность в еще большем качестве, в еще более высоких стандартах. Новый способ кодирования, телевидение сверхвысокой четкости, расширенный динамический диапазон цветов и прочее – все это потянуло за собой модернизацию существующей инфраструктуры. Серьезно задумался американский и европейский рынок, где совпало сразу несколько моментов. У европейцев настала пора уходить с DVB-T на DVB-T2, и они решили, что уж надо сразу в HD или лучше в 4К, и начали активно это тестировать. Американцы занялись своим стандартом ATSC 3.0, который должен составить конкуренцию в первую очередь Netflix, предлагающему 4К прямо сейчас. У Netflix нет проблемы инфраструктуры – он заказывает ее чаще всего у Голливуда, покупая, создавая свои продюсерские центры. А вот линейным вещателям – подставьте соответствующее имя – надо строить свою инфраструктуру, иначе они становятся неконкурентоспособными.
Возник очень удобный момент, когда надо бы все менять, и тут вышли люди с флагом IP и сказали: теперь давайте позволим себе посчитать, сколько стоит замена, причем даже не коммуникационного оборудования, а линий связи. Классические медные или даже оптические линии связи стоят копейки, и прокладывают их за копейки. В то же время стоимость коаксиальных кабелей, используемых ТВ, доходит до сотен долларов за один метр одного кабеля, а их нужно десятки и даже сотни километров на одно здание. Этот подсчет, на который наложилось устаревание и необходимость замены инфраструктуры телевизионной и бесшовность и прозрачность инфраструктуры телекоммуникационной, дали возможность построить сразу хорошую на оптике. Такая инфраструктура позволит пережить еще 3–4 модернизации без какой-либо серьезной замены, ведь оптика сама по себе имеет безграничные возможности в части передачи. Ты вынул один коммутатор, стоящий вполне разумных денег, вставил другой – и вот у тебя не 10, а 40, не 40, а 120 и т. д. – сколько вам нужно – Гбит.
Итак, подготовились стандарты, подготовились специалисты, способные эти стандарты обслуживать, подготовилась инфраструктура. Более того, даже оборудование подготовилось – приход крупных игроков Cisco, IBM, HP на рынок телевидения сыграл свою важную роль. Эти гиганты сказали: “Хорошо, мы поняли, пять девяток после запятой недостаточно, сделаем десять девяток”. Да, такой коммутатор будет стоить вдвое дороже, но он дает необходимую точность, и раз-то в четыре года можно потерпеть один маленький черный квадратик в изображении, тем более что этот момент придется как раз на профилактику. И в результате спорящим об IP стало нечего возразить: это дешевле обслуживать, дешевле строить, проще модернизировать, это обеспечивает ту же самую степень надежности. Остался только один момент – этого никто до нас не делал!
Пионеры их и наши
Застрельщиками перемен чаще всего становятся те, кто хочет что-то кардинально поменять в своей бизнес-модели. Это сейчас активно происходит в США – например, Disney решил сломать все и ушел на облачное производство и хранение, на все в IP, на аутсорсинг всех процессов, в общем, попробовал все новые технологии – буквально из серии “Бей посуду, я плачу”. Не отстаем и мы. В России очень активно идет проект по созданию первого большого полностью IP-шного комплекса вещательного производства – аппаратно-эфирного комплекса (АЭК) у СТС, компактного, эффективного, интересного со всех точек зрения. В этом проекте немалую роль сыграло то, что в Москве безумных денег стоит аренда: стояла задача в три стоечки уместить все производство для десятка (а в перспективе для нескольких десятков) каналов. Старые технологии в такие требования не вписываются, а новые – пожалуйста. У АЭК есть часть, которая занимается непосредственно производством, есть часть, которая занимается съемочными и прямыми включениями. Если в производственной части нет большого объема съемочного или живого вещания, то нет и причины, почему это нельзя засунуть в три стойки и вынести, обеспечив, естественно, надежный, хорошо резервируемый канал связи, центр формирования сигнала и выдачи его в эфир. Но, разумеется, надо полностью перестраивать рабочие процессы, менять персонал.
Конечно, сложно сказать, когда это пойдет в массы. Надо понимать, что СТС модернизацию проводит не случайно, это своего рода испытательный полигон: там будет производиться часть ТВ-каналов и как раз там будут обкатаны механизмы запуска нового канала, оперативный переход на HD, выпуск нескольких версий – международной, локальной, европейской. И будут оценены все финансовые, временные и иные показатели эффективности использования персонала.
Но ясно одно: уж если в такой консервативной сфере, как банковское дело, благодаря новым технологиям (те же BigData, блокчейн, нейронные сети) происходят революционные перемены, то индустрию развлечений, которая неустанно пробует все свежее и необычное, трансформация точно не обойдет.