Продюсер: Анна Ольшевская

Почему важно тщательно подбирать команду, что делать в случае форс-мажоров и с каких шагов стоит начинать работу креативного продюсера — Анна Ольшевская, главный продюсер кинокомпании «Амедиа Продакшн», посвящает в детали профессии.

Задачи главного продюсера

Главный продюсер несет ответственность за все. В зоне моей ответственности — взаимоотношения с телеканалами-заказчиками, с авторами-создателями; качество и уровень контента, даже наличие бутербродов с колбасой на съемочной площадке. Главный продюсер — это связующее звено между всем и всеми. Конечно, есть продюсеры, которые занимаются непосредственно продакшном и решают текущие рабочие моменты, но ответственность за все действия несу я.

Первоочередная продюсерская задача — сделать так, чтобы проект состоялся. Не просто посидеть, помечтать и пообсуждать его за кофе, а придумать, написать сценарий и продать. Если у вас нет классного сценария, то у вас нет классного режиссера и классных актеров, а значит — классного заказчика. Все взаимосвязано.

После запуска самая сложная задача — реализовать проект так, как было задумано, не допустить остановки съемок, сделать так, чтобы от проекта не отказался заказчик, обеспечить высокий уровень материала. Во время съемок бывают форс-мажоры: болезни актеров, срывы и так далее — все это может поставить проект под угрозу. И здесь мы вновь возвращаемся к вопросу ответственности, которая всегда лежит на продюсере.

Из последних сложных проектов — многосерийный фильм «Победители» для НТВ. Это история о трех друзьях-адвокатах, которая разворачивается в конце XIX века, так что кастинг был серьезный, с классными дорогими артистами. Все это автоматически накладывает дополнительные сложности и на производство, и на бюджет. Порой все делалось буквально на грани возможностей. Мы справились только благодаря сплоченности команды — люди делали больше, чем предполагают их должностные инструкции.

Алгоритм работы главного продюсера

Продюсер должен быть гибким, поскольку чаще всего ему приходится работать в рамках заказа. Конечно, у меня есть личные предпочтения в темах и жанрах, но в основном мы ориентируемся на форматы телеканалов. Когда проект приобретает очертания, когда придуманы и утверждены тема, жанр, заявка и синопсис, начинается работа над сценарием. У меня есть правило — запускать проект только тогда, когда готов сценарий, когда в нем нет слепых пятен и недоработок. Никаких «доработаем потом». Если вы приглашаете хорошего режиссера, то должны обеспечить ему нормальные условия работы и сценарий. Нельзя рисковать, надеясь доделать что-то в процессе, такие эксперименты заканчиваются плохо.

Параллельно с работой над сценарием мы начинаем думать о режиссере и кастинге на главные роли. Это важно и для нас, и для канала. Затем подбираются оператор и художники, — люди, от которых напрямую зависит визуальное качество, — а непосредственно перед запуском — вся остальная команда.

Важнейший этап — подготовка. Плохо проведенная подготовка всегда видна в кадре, а иногда имеет фатальные последствия и требует лишних усилий на постпродакшне. Расхожая фраза съемочной группы, от которой приходят в ужас продюсеры — «на посте поправим». На самом деле, не так много проблем можно исправить на посте. Костюмы не той эпохи, например, пост не спасет. Подготовка должна проводиться тщательно, и она во многом зависит от того, каких людей подобрал продюсер. Только после этого можно начинать съемки. К моменту постпродакшна продюсер видит результаты всех своих предыдущих решений.

Задачи креативного продюсера

Креативный продюсер — важнейший человек в творческом процессе. В отличие от других продюсеров, например, исполнительных или линейных, он не занимается финансовыми или организационными вопросами. Пожалуй, это единственный человек из творческой группы, который присутствует на фильме или сериале от самого его зарождения и до конца. Вся летопись проекта находится в его руках и в его голове.

Креативный продюсер — связующее звено между заказчиком и автором, а значит в его задачи входит, скажем так, лавирование между их желаниями. Именно он отвечает за выбор сценариста, режиссера, оператора, художника, композитора, за кастинг, за финальный монтаж, визуальный и звуковой ряд. Если вдруг на проекте произошла замена режиссера, то креативный продюсер вводит нового, а иногда садится в режиссерское кресло сам.

Креативный продюсер должен знать и понимать специфику каждой творческой профессии в кинопроизводстве, иначе никто не станет к нему прислушиваться. Это универсальный в творческом процессе человек, который на всех этапах отвечает за то, что получится в итоге. Чтобы иметь такой авторитет, нужно быть компетентным и уважаемым среди серьезных творческих людей и говорить с ними на одном языке.

Качества и навыки креативного продюсера

В этой профессии нужно знать, что такое режиссура, работа с актером и с режиссером монтажа. Нужно знать ремесло оператора, вплоть до того, какие бывают объективы — от этого зависит визуальное воплощение проекта. То же касается драматургии — вы должны понимать, как пишутся сценарии. Таким образом, профессия креативного продюсера объединяет колоссальное количество других профессий. Также важны дипломатические и коммуникационные качества, чтобы вести диалог с творческой группой. Этот диалог ни в коем случае не может строиться по вертикали, только по горизонтали.

Без образования, на мой взгляд, в профессии креативного продюсера обойтись нельзя. Это все равно, что подойти к операционному столу и вдруг случайно сделать операцию на сердце.

Какую-то конкретную киношколу порекомендовать сложно. Часто креативными продюсерами становятся те, кто учился режиссуре или сценарному мастерству, и даже успел поработать в этих областях. Конечно, многое зависит от таланта, работоспособности и умения общаться с людьми. А вообще, никогда не знаешь, какие знания и навыки пригодятся. Однажды мне пришлось учить актеров лепить пельмени — по мизансцене нужно было, и оказалось, что никто в группе не умеет.

Задачи линейного продюсера

Линейный продюсер — это координатор кинопроцесса, находящийся не на площадке, а в офисе. В его руках сосредоточена вся информация о том, что происходит на проекте в данный момент, он координирует обмен информацией между структурами. Линейный продюсер мониторит информацию о проекте на всех этапах и сигнализирует, если что-то идет не так. К нему можно всегда обратиться, чтобы узнать, что происходит на площадке или на посте.

Форс-мажоры и что с ними делать

При форс-мажоре, прежде всего, нельзя паниковать. Если паникует главный, исполнительный или креативный продюсер, то паникует вся группа. Нужно проанализировать ситуацию и, исходя из этого, принимать решение.

Конечно, если у вас ураганом сдуло съемочную площадку, то главное — спасти людей и выжить. Если все не настолько страшно, то созывается экстренный продюсерский совет, который принимает решение, как выйти из ситуации с наименьшими потерями. Надо быть готовым к тому, что потери все равно будут.

Приведу пример. Вы устроили кастинг, утвердили актеров, начали съемки, и вдруг понимаете, что кто-то из актеров не справляется со своей задачей, выпадает из образа персонажа или из общего ансамбля. В этом случае принимается решение остановить съемки и сделать перекастинг. Это серьезная ситуация, вам нужно оперативно найти других актеров, — а хорошие актеры, как правило, все заняты на год вперед, — и переснимать материал. Останавливаетесь, подсчитываете убытки, бросаете все силы на кастинг, находите актера, утверждаете и только потом запускаетесь снова.

На предпродакшне и съемках сложные задачи возникают каждый день. Самый спокойный период — монтажный. Но самый спокойный — не значит самый простой. Бывает, что на бумаге все было хорошо, а на монтаже история не клеится. Но первый шок проходит, вы садитесь с режиссером монтажа и поправляете. Поправить можно почти всегда, если нет глобальных системных ошибок и подготовка была проведена на уровне.

Продюсер и команда

Самый важный, основополагающий момент — это команда. Ни один продюсер не в состоянии справиться со всем объемом работы один. В команде особенно важны преданность и компетентность, поэтому, как правило, продюсеры стараются работать с проверенными людьми. Репутация в сфере кинопроизводстве имеет особое значение.

Результат, в конечном счете, зависит от людей, так что просто необходимо подобрать правильную команду по всем фронтам: и творческую, и техническую, и организационную, и административную. Успех продюсера — это всегда заслуга его команды, усилия и талант огромного числа людей.

 

 

Источник