Как это работает: производство спортивных трансляций «Матч ТВ»
в Статьи14 июня стартовал Чемпионат мира по футболу 2018. В первый раз в своей истории страной-хозяйкой мундиаля стала Россия. Зрители «Матч ТВ» (входит в «Газпром-медиа») смогут посмотреть все матчи предстоящего турнира. Почти половина всех игр — 30 матчей — транслируются в прямом эфире, остальные — в повторе. На сайте matchtv.ru будет доступен бесплатный просмотр матчей в режиме реального времени.
В преддверии чемпионата корреспондент AdIndex побывал на спортивной трансляции футбольного матча Российской футбольной Премьер-Лиги, пообщался с командой «Матч ТВ» и узнал, как новые технологии делают игру зрелищной и помогают зрителям у телеэкранов почувствовать себя на месте события.
Команда телеканала «Матч ТВ» занимается производством трансляций, в том числе и матчей Российской футбольной Премьер-лиги. Чтобы увидеть, что находится по другую сторону экрана, 5 мая 2018 года мы приехали на стадион «Локомотив» в Черкизово, где решался вопрос чемпионства в текущем сезоне российской футбольной премьер-лиги по результатам матча «Локомотив» — «Зенит».
В первую очередь мы побеседовали с главным режиссером спортивных трансляций «Матч ТВ» Артемом Шадровым, работающим в этой сфере более десяти лет. Он также отвечал за показ игр сборной России по футболу и занимался административным управлением телеканала «Наш футбол», который транслирует матчи Российской футбольной Премьер-лиги. Есть у него и не совсем спортивный опыт — например, он работал на недавней телевизионной трансляции Послания Президента Федеральному собранию Российской Федерации.
Футбол нового поколения: квадрокоптеры, «камеры-лягушки» и «пауки»
Беседа с Шадровым проходила в ПТС. С виду это обыкновенный трейлер, брендированный в фирменных цветах «Матч ТВ», но внутри — современная телевизионная аппаратная. Трансляция матча «Локомотив» — «Зенит» передавалась не только в эфир платного канала «Наш футбол», но и на сайты телеканала. Перед началом игры Артем Шадров рассказал, как из ПТС сигнал распространяется в digital-среду и на телеэкраны.
Внутри основного отсека ПТС во время матча находятся около 25–30 сотрудников. Инженеры следят за диафрагмами: у каждого из них на контроле по четыре камеры, которыми они дистанционно управляют, регулируя яркость картинки, и отслеживают ее техническое качество.
Рядом с инженерами располагаются операторы графики — они накладывают графику во время трансляции в режиме реального времени. Визуальные элементы выполнены на двух языках: англоязычные — для международных трансляций, и русскоязычные — для российского зрителя. Здесь же рисуется и выдается виртуальная графика, в том числе в формате 3D: она используется для разборов самых важных моментов в студии – в перерыве или по окончании матча.
На спортивной трансляции работает целая команда ТВ-специалистов: главный режиссер, редактор трансляции, операторы графики, операторы виртуальной графики, режиссер и операторы повторов. Они управляют специальными системами замедленных видеоповторов EVS. Тут же располагаются десятки экранов с непрерывно транслируемой картинкой со всех установленных камер.
Также важнейшей составляющей спортивной телетрансляции является качественный звук (интершум) с комментарием. Для его формирования в ПТС имеется отдельный звуковой отсек с огромным количеством сложного звукового оборудования, которым управляет звукорежиссер и его ассистенты, включая микрофонных операторов, находящихся поблизости от установленных на поле и трибунах стадиона микрофонов.
Кроме основного ПТС, есть вспомогательный автомобиль, на котором обычно привозится техника, но иногда в нем организовывается и дополнительная продакшен-аппаратная. Там работают сотрудники, обеспечивающие трансляцию в студии — оттуда эфир начнется в перерыве и после матча. В основной машине делается международная программа — эта картинка передается и за рубеж. По словам продюсера спортивных трансляций Петра Павлюка, все права за рубеж на российский чемпионат проданы компании IMG — наш футбол смотрят и в Европе, и в Азии.
В распоряжении «Матч ТВ» имеются различные технические новинки. Например, у телеканала есть квадрокоптер, а также специальная система камер Go Line, которая находится над воротами и помогает определить, пересек ли мяч линию ворот в спорном моменте. Это система, которую разработали в России, она служит альтернативой системе Hawk-Eye, которая работает на международных турнирах — матчах Лиги Чемпионов и Лиги Европы.
«Hawk-Eye — больше трекинговая и графическая система. У нас же систему можно использовать в режиме реального времени, а также делать на ней виртуальную картинку, то есть создавать такие эффекты, как разворот, рисовать футбольный мяч, определять, пересек ли он линию или нет», — объясняет Павлюк. Hawk-Eye обязателен и используется на всех матчах, однако Go Line работает параллельно. Выдают повторы Hawk-Eye только по согласованию с делегатом УЕФА, в связи с этим очень удобно использовать систему Go Line, которая не требует согласования.
Прогуливаясь по стадиону перед матчем, Петр Павлюк показывает основные камеры. Их на нашем матче будет 24, еще 2 работает в студии. Самые интересные — «камера-лягушка» на платформе, камеры с длинной оптикой, камеры с эффектом super slow motion, благодаря которым мы смотрим замедленные повторы.
Выше, там, где трибуны, находятся три ведущих камеры, располагающиеся на специальной платформе. Одна работает крупным планом на судью, вторая — на игру, а третья камера передает крупные планы и следит в первую очередь за мячом.
«Опасно, пенальти! Гол!»
Недалеко от них располагается место комментатора у бровки. Сегодня в этом качестве работал Александр Шмурнов. Он брал интервью у игроков и тренеров перед, во время и после матча. За игрой с комментаторской позиции следил Георгий Черданцев. Также у поля располагалась импровизированная студия, ведущими которой стали Дмитрий Шнякин и эксперт телеканала «Матч ТВ» Рашид Рахимов. После игры гостями студии стали главный тренер «Локомотива» Юрий Семин и вратарь Маринато Гильерме. В этом матче работа комментатора не закончилась с главным свистком: впереди зрителей также ждали празднование чемпионства непосредственно на поле, вручение чемпионского кубка и традиционное включение из чемпионской раздевалки.
«Три года назад мне пришлось вести репортаж топлесс. Матч Мордовия-Уфа. На дворе май, жара под 30 градусов, а в комментаторской все 50! Мало того, что в помещении натуральная парная, так еще на протяжении всей игры в комментаторскую кабину несут самые разнообразные предметы. Велосипед принесли, потом шины. Потом где-то на 15-й минуте матча прикрыли все это брезентом. Я уже обрадовался, что на этом все, но не тут-то было! Неожиданно меня кто-то трогает за плечо. А я же говорю в это время, на голове гарнитура — обернулся. На меня смотрит человек в спецовке — я беру вынужденную паузу и выключаю гарнитуру.
— Я сейчас конусы заносить буду, ладно? — говорит человек в спецовке.
— Что? — переспрашиваю я, а самому уже очень хочется заорать с использованием специфической лексики.
— Надо занести конусы.
После чего десять минут в комментаторскую заносили дорожные конусы, а я невозмутимо объяснял телезрителям, почему Браун Форбс ушел из «Нюрнберга».
Роман Нагучев
«Встречаются иногда сложности с организацией трансляций в некоторых городах. У меня и Дениса Казанского одна командировка непростая сложилась в самом начале вещания «Матч ТВ». Нас направили в Баку, игра проходила на стадионе «Баил Арена». Он находится на горе, такси на самый верх не поднимается, часть пути надо идти пешком. Стадион сам небольшой, но VIP-зал очень представительный. Встречают в лучших традициях, угощают напитками местными. Настроение прекрасное было, пока нас не подвели к тому, что назвали комментаторскими местами. Это надо было видеть. Особенно после роскоши VIP-зала. Стол с лавкой, на столе телевизор и гарнитура. Мы были в шоке. Но ничего, надели гарнитуру и отработали как положено. Так что неожиданности случаются».
«Спорта уже не бывает не в прямом эфире»
Операторам на стадионе тоже будет нелегко — особенно тяжело человеку, в руках которого камера Steadicam — носимая система стабилизации съемочной камеры для плавной съемки в движении. Чтобы с ней управляться, надо, среди прочего, быть физически крепким человеком, а в плохую погоду — и вовсе выносливым.
По окончании первого тайма игроки и болельщики отправляются отдыхать на перерыв. Но это не касается команды телеканала — идет порядка 7–8 минут так называемой «обвязки» студии. Эксперты обсуждают события первых 45 минут игры, зрителям показывают опасные моменты, повторы спорных эпизодов с использованием графики. Программа студии выходит в эфир также перед матчем: разогревая зрителей за 25 минут до начала игры и 15 минут по окончании, подводя итоги.
Перед матчем главный режиссер спортивных трансляций «Матч ТВ» Артем Шадров успел ответить на несколько наших вопросов.
— Что может повлиять на организацию трансляции? Например, мороз и снегопад, которые часто сопровождали весенние матчи чемпионата — это вносит коррективы в вашу работу?
— На самом деле, холод не сильно влияет на нашу трансляцию. Это больше проблема для футболистов, чем для тех, кто готовит трансляцию. Мы не можем использовать во время дождя и во время снега квадрокоптер, снимающий с высоты птичьего полета. Также мы не можем использовать так называемую камеру-паук, парящую над стадионом на специальных тросах, поскольку на эти подвесы налипает снег. Конечно, тяжело операторам — но здесь нужно просто одеваться теплее.
Сегодня в организации трансляции задействовано три продюсера, два режиссера, два звукорежиссера, а еще большое количество режиссеров повторов, операторов, инженеров. В общей сложности работают человек 50–60.
— Сколько часов составит для команды, организующей трансляцию игры, сегодняшний день?
— Все давно уже здесь — инженеры с самого утра, ПТС — с ночи. Вчера началась расстановка камер. За пять часов до игры уже все на месте, а после игры останемся еще часа на два.
— В чем особенность работы команды на трансляции?
— Главное — здесь нет кого-то, кто менее зависим от другого: мы, режиссеры, зависим от режиссеров повторов, от операторов, от инженеров. Инженеры зависимы от нас, от наших расстановок, от наших пожеланий. Режиссеры повторов зависят от операторов, которые ловят момент. Звукорежиссер зависит от тех решений, которые принимает либо один режиссер, либо другой. Графика зависит от того, что происходит на поле. То есть — здесь все взаимосвязано. Это такой единый клубок, который нельзя взять и по ниточке распустить.
Между собой мы общаемся при помощи связных панелей (система служебной связи). Они находятся в машине и связывают каждого из нас. Все постоянно на связи, и с каждым можно поговорить отдельно.
«По количеству камер и по качеству техники мы давно уже сравнялись с европейцами. По качеству трансляций мы, я думаю, тоже недалеко друг от друга»
— Расскажите о возможностях, которыми располагает «Матч ТВ» с технической точки зрения. Например, можно ли увидеть футбол в формате 360 градусов?
— Именно сегодняшний матч мы транслируем только на телеэкраны, поэтому такого формата нет. А вообще мы практикуем такие трансляции, прежде всего, когда распространяем их по сети. Есть в таких трансляциях, кстати, и возможность следить за отдельным футболистом, и смотреть матч без комментатора, а только с интершумом, и другие опции.
— Трансляция спортивного мероприятия — это не только игра планами. Она немыслима без графики, которая возникает в режиме реального времени.
— Инженер графической станции совместно с режиссером выдает графику в эфир, они ее подготавливают. При этом графика связана по сети со статистикой. В общем, это большой массив информации, который приходит и ографляется в реальном времени. А там есть все: и скорость пробега, и расстояние, которое покрывают футболисты, и количество передач, которые они делают, время владения мячом — словом, большой набор информаци.
— Есть ли какие-то отличия между показом в прямом эфире и в записи?
— Спорта уже не бывает не в прямом эфире. Сегодня, когда информация распространяется в течение нескольких секунд, спорт не в прямом эфире никому не интересен. Если человек знает результат, зачем ему смотреть?
— Какую трансляцию вы назовете удачной, что должно произойти или, наоборот, не случиться, чтобы она была таковой?
— Сейчас мы находимся на таком уровне, когда у нас неудачных трансляций нет. Удачная трансляция зависит от многих факторов: от того, как, например, работает комментатор, какое количество голов забито, как ведут себя болельщики. Нельзя пропустить, как команда забила гол, с точки зрения показа — это катастрофа. Или не показать отмененный по какой-то причине гол. Все остальное можно пропустить, даже иногда нужно.
— Вы упомянули уровень трансляций. Если сравнивать с технической точки зрения: насколько показ из России соответствует европейским стандартам?
— По количеству камер и по качеству техники мы давно уже сравнялись с европейцами. По качеству трансляций мы, я думаю, тоже недалеко друг от друга. В чем-то они впереди, но такого огромного разрыва, который был раньше, уже нет. Важно, что остается разница между стадионами у нас и там. Это существенный фактор.
И еще: на стадионе для качественной трансляции должен быть зритель. Когда есть полный стадион, многие огрехи уходят на второй план, потому что возникает особая атмосфера, сопричастность болельщика с тем, что происходит на поле. И футболисты, вы знаете, совсем иначе играют, нежели при пустых трибунах.
— Вы являетесь режиссером не только футбольных матчей, но и работаете на других видах спорта. В чем специфика работы именно на футболе?
— Везде у нас нет права на ошибку. Возьмем баскетбол: там, с одной стороны, площадка меньше, но с другой — большее количество заброшенных очков, нужно показывать больше повторов. Однако этот вид спорта проходит в тепле, в зале, и с этой точки зрения показывать его проще.
Но вообще неважно, кто в кадре: артист, президент, футболист. Они должны быть: а — хорошо показаны, b — вовремя продемонстрированы с ними связанные вещи, и с — ты как режиссер должен в прямом эфире работать чисто, аккуратно и понимать, что ты делаешь и зачем это делаешь.