Как ситком «Теория большого взрыва» изменил телевидение

На днях стартует заключительный 12-й сезон «Теории большого взрыва». Оглядываемся на историю ситкома, причины его рекордной популярности и значение для современного телевидения: от героев-нердов и гик-культуры до гонораров и бугагашеньки. А еще сюда затесалась Беларусь!Возможно, главная причина успеха «Теории большого взрыва» в том, что канал CBS и компания Warner Bros. вывели на экран героев, отражающих архетипы современности. Взглянем на основных персонажей — гениальные (возможно) ученые под тридцать, социофобы, интроверты, интеллектуалы-задроты или, проще говоря, нерды. Каждый обременен спектром узнаваемых проблем, придающих, как ни странно, образам обаяние: избирательная немота и робкий характер Раджеша, плохое зрение и непереносимость лактозы у Леонарда, самовлюбленность и обсессивно-компульсивное расстройство личности у Шелдона.

Запускают авторы ситком классическим для жанра конфликтом — нерды живут напротив симпатичной блондинки-официантки, шансов на отношения с которой (до поры до времени), разумеется, не имеют. При этом у героев «Теории большого взрыва» есть нечастая для ситкомов особенность — герои не стоят на месте, а развиваются от сезона к сезону. Но еще более уникальное свойство — образы не имеют психологической глубины, достаточной, чтобы зритель не мог себе позволить пропустить пару-тройку эпизодов. То есть ситком, развивая героев, уподобляется серьезным телевизионным драмам, но как и подобает своему жанру, оставляет возможность для свободного просмотра.

Популяризация гик-культуры

«Теория большого взрыва» появилась в тот момент, когда все отчетливей становилось понятно — гики управляют миром. И, в общем-то, популярность сериала этот глобальный процесс подтвердила. Герои «Теории большого взрыва» — не только нерды, но и гики, авторы — тоже гики, и аудитория сериала в значительной части состоит из гиков, так что закономерно обращение к гиковской культуре. Весомая составная ситкома — сюжетов, образов, шуток — строится на отсылках к ней. Присутствуют и комиксы, и «Властелин колец» с «Гарри Поттером», и «Вавилон-5», и «Индиана Джонс» и, конечно же, «Звездные войны» и «Звездный путь». Они служат для персонажей предметом культа, доходящим даже до косплея. Впрочем, есть мнение, что с огромным количеством отсылок авторы в какой-то момент начали перебарщивать — они стали слишком топорными и их попросту стало больше, чем качественных шуток.

Юмор: сарказм и наука

Юмор «Теории большого взрыва» базируется на двух «китах». Во-первых, ирония и сарказм (Шелдон, как известно, не умеет в последнее). В каком-то смысле появление сериала пришло на глобальное торжество и того, и другого, так что это еще один ключ к пониманию причин зрительского успеха.

Второе — ситком, особенно в ранних сезонах, отличался большим количеством околонаучного юмора, основанного на необычных или парадоксальных аспектах научных теорий и практик. Собственно, смешно уже то, как главные герои пытаются взаимодействовать с окружающим миром посредством физико-математических формулировок и узко профессиональной терминологии. Кстати, чтобы не допускать в сериале нелепых ошибок, авторы привлекли научного консультанта Дэвида Салтзберга, профессора физики и астрономии из Калифорнийского университета — он проверяет сценарий, диалоги и прочее на предмет ошибок.

Интеграция в повседневность: мемы и игры

Кадр из сериала «Теория большого взрыва» / Фото: CBS

Как и полагается сверхпопулярному проекту начала XXI века (вспомним «Во все тяжкие») «Теория большого взрыва» нашла новые формы интеграции в повседневную жизнь. Помимо привычного мерча и цитат-афоризмов отголоски сериала проявились в виде интернет-мемов, например, про Кота Шредингера. А чего стоит одна только «Бугагашенька»!
Еще более оригинальный формат — игры. Как известно, герои постоянно играют… во все. Настольные игры, карточные, компьютерные, активно-двигательные, на эрудицию, «камень-ножницы-бумага-ящерица-Спок», 3D-шахматы, а также игры самостоятельного изобретения. Так вот, среди тру-фанатов сериала принята традиция играть в те же игры, что подсмотрены на экране.

Характерные камео

Конечно, камео знаменитостей в сериалах уже никого не удивить. Но учитывая вышеозвученную специфику ситкома, в нем появлялись особенные, нестандартные гости-звезды. С одной стороны — это герои гик-культуры, вроде Стэна Ли, Уила Уитона, Леонарда Нимоя, Кристофера Ллойда, Марка Хэммила, писателя Нила Геймана. А с другой — люди, имеющие отношение к науке и технологиям: Базз Олдрин, Билл Гейтс, Стив Возняк, Илон Маск и даже Стивен Хокинг.

Гонорары ведущих актеров

«Теория большого взрыва» установила довольно высокую планку гонораров ведущих актеров ситкомов. К десятому сезону (2016 год) Джим Парсонс, Кейли Куоко, Джонни Галэки, Кунал Найяр и Саймон Хелберг стали самыми высокооплачиваемыми актерами на телевидении — каждый из них получал по миллиону долларов за эпизод (для сравнения, основные актеры «Игры престолов» тогда же получали в два раза меньше). Сравнимые гонорары уже были у актеров ситкомов, в том числе у коллектива «Друзей», и, тем не менее, случай все равно остается довольно редким.

Миллионная сумма, судя по всему, даже самим исполнителям показалась излишней. Во всяком случае, в 2017 году они попросили урезать себе гонорары на 10%, чтобы тем самым увеличился заработок других актеров. Тем не менее, согласно одной из версий, финансовые аппетиты артистов и стали причиной закрытия сериала — деньги за право трансляции уже не покрывают производственных расходов.

Нелепые костюмы

 

Кадр из сериала «Теория большого взрыва» / Фото: CBS

Не много можно припомнить шоу, где авторы делали бы столь важным элементом костюмы. Каждый из героев на протяжении всех сезонов одевается в своем узнаваемом стиле, который, разумеется, служит емкой характеристикой. Вспомним хотя бы традиционное сочетание в костюме Шелдона: лонгслив и яркая футболка с изображениями персонажей или символики комиксов.

Отдельно необходимо выделить костюмы для Хэллоуина или других тематических праздников по мотивам фантастических вселенных. К выбору тематических костюмов авторы неизменно подходят с большой изобретательностью. В качестве лучших примеров можно привести легендарный костюм Шелдона «Эффект Допплера», Раджеша — Женщина-кошка, Пенни — Чудо-женщина, костюм(ы) Флэша, а также перевоплощение в героев «Звездного пути».

Телевидение Беларуси

Сцена из ситкома «Теоретики» (2009)

И, наконец, главный пункт. «Теория большого взрыва» породила самую нелепую сериальную адаптацию в истории. Причем «пиратскую». Речь о «первом белорусском ситкоме» под названием «Теоретики», снятом в 2009 году. В нем действующими лицами были физики-ядерщики и буфетчица Наташа.

За крайне за низкое качество проект окрестили «Эверестом тупости», а шоураннер «Теории большого взрыва» Чак Лорри в формате «карточки тщеславия» опубликовал язвительный текст, в котором посетовал, что Warner Bros. никак не может защитить свои права, поскольку кражу сериала осуществило государство Беларусь. Впрочем, канал СТВ очень быстро, всего лишь после четырех серий, закрыл проект. СМИ печально описывали последствия адаптации: «Единственное, чего хотят создатели — как можно скорее забыть историю о „теоретиках“, которая обернулась теорией большого позора для всей страны». Насладимся же этим шедевром в ожидании последнего сезона!

 

 

Источник