«Через 10 лет основная доля телесмотрения уйдет в интернет»
Интервью с генеральным директором компании CDNVideo Ярославом Городецким.
Где Вы получили образование, насколько оно связано с Вашей профессиональной деятельностью?
Я учился в Московском физико-техническом институте, на кафедре «Телекоммуникационные сети и системы» факультета ФПФЭ. Это был первый выпуск кафедры. Учились мы у первопроходцев тогдашнего рунета, специалистов из компаний «Релком», «Демос» и РосНИИРОС. Для них это был первый опыт передачи знаний, накопленных путем самообразовани и практики построения интернет-сетей. Сами занятия проходили в Курчатовском институте. Таким образом, я получил ощущение сопричастности к сообществу первопроходцев рунета.
Помню, одним из моих лабораторных заданий было написание бота, который бы ходил по рунету и находил новые сайты. Чтобы понять уровень новизны того, что мы делали – за год до этого появился первый графический браузер и был снят запрет на рекламу в интернете, число российских сайтов не превышало 300, и ни «Яндекса», ни, тем более, «Гугла», вообще не существовало.
Так что мое образование самым тесным образом связано с профессиональной деятельностью. Многие выпускники моей кафедры тоже работают на ведущих позициях в российских телекоммуникационных компаниях.
Компания CDNvideo – ведущий провайдер услуг сети доставки контента (Content Delivery Network) в России и СНГ. Узлы сети CDNvideo базируются в 25 городах России, а также на Украине, в Казахстане, Грузии, Молдавии, Германии, Нидерландах, США, Малайзии и Сингапуре. Основная интеллектуальная собственность компании – балансировщик трафика, который распределяет нагрузку между всеми этими узлами. Это позволяет транслировать видео миллионам интернет-пользователей одновременно.
Как опыт работы в Orange помог Вам стать лидером CDNvideo, насколько успешной была Ваша карьера в этой компании?
Orange был 8 лет моим родным домом, там я научился очень многому. Самое главное, наверное, то, что я научился искренне любить клиентов, хотя постсоветская среда, в которой мы все тогда «варились», этому не способствовала. В Orange же была на то время лучшая в России служба технической поддержки, которая буквально заставляла всех инженеров, в том числе и меня, любить клиентов и работать для того, чтобы они были довольны. У нас в CDNvideo работают экс-сотрудники службы техподдержки Orange и мне кажется, что этот кусочек ДНК Orange удалось привить и в CDNvideo. По крайней мере, многие наши клиенты предпочитают нас именно из-за клиентоориентированности и качественной техподдержки.
В Orange я дорос до должности начальника отдела новых продуктов, мой департамент отвечал за то, чтобы новые продукты не только разрабатывались, но и внедрялись в компании. Работа на этой должности помогла мне понять, как устроены большие компании изнутри, и это пригодилось при выстраивании работы CDNvideo, когда компания начала расти (сейчас у нас работает уже 75 человек).
Также я получил бесценный опыт работы с людьми, ведь при внедрении новых продуктов мне фактически приходилось уговаривать людей делать больше за ту же зарплату. Тут нужно учиться мотивировать, выстраивать отношения и находить компромиссы с людьми, причем самыми разными, и искать к каждому свой подход. Это тоже немало помогло мне в своем бизнесе, как при работе с сотрудниками, так и с клиентами и подрядчиками.
А когда родилась компания CDNvideo, с чего все начиналось?
Надо сказать, что, несмотря на всю мою любовь к Orange, во время работы в компании идея делать свой бизнес мне казалась абсолютно нереализуемой. Я думал, что бизнес – это что-то такое сложное, которым занимаются опытнейшие бизнесмены, с которыми мне тягаться никогда не получится. Организационная сторона создания компании, взаимоотношения с регулирующими органами и банками меня тоже пугали. Так что идея о том, что свой бизнес – это вполне подъемно, пришла мне уже позже, когда я работал в небольшом системном интеграторе, CPM Ltd.
Решение о создании компании CDNvideo родилось ровно 10 лет назад, 8 августа 2008 года, в день открытия Пекинской Олимпиады, после обсуждения с коллегами по моему бывшему отделу в Orange. Это очень символичное совпадение – мы вещали все крупнейшие события десятилетия, и у нас теперь китайские инвесторы.
Летом 2008 года на российском рынке еще не было CDN-операторов, рынок как таковой еще не сформировался. Но, то что этот рынок в России будет, уже тогда было понятно – интернет-пользователей в регионах стало больше, чем в Москве, а проекты с интернет-видео часто появлялись и щедро финансировались – инвесторов вдохновляла судьба проданных за баснословные деньги YouTube и RuTube. И наша команда была готова занять пустующую нишу CDN в России. У нас имелось для этого все необходимое: опыт в телекоммуникациях, умение разрабатывать программные продукты (незадолго до этого мы разработали с нуля и запустили для Orange платформу IP-телефонии), желание делать собственный бизнес и вера в будущий успех. Отсутствовали только стартовые инвестиции: получить их сразу помешал финансовый кризис 2008 года. Пришлось ждать полтора года, пока он не закончится, и копить опыт, продолжая работать в других компаниях.
Когда кризис завершился, мы получили стартовые инвестиции, но совсем небольшими. Поэтому было очень важно как можно скорее выйти на окупаемость, и права на ошибки, раздумья и раскачивания практически не оставалось. Поэтому мы старались тратить по минимуму и разворачивала максимальную продавщическую и маркетинговую активность. Это дало свои плоды, и бизнес заработал, на окупаемость мы вышли через 9 месяцев после запуска.
Как работает технология CDNvideo, в чем ключевые аргументы в пользу внедрения данного решения?
Цель CDN – максимально приблизить контент к пользователям, чтобы обеспечить наилучшее качество вещания видео через интернет. Чтобы достичь этой цели, мы разместили наши узлы в 25 городах России, практически во всех странах СНГ, а также в Западной Европе, Сингапуре и США. Основная наша интеллектуальная собственность – балансировщик трафика, который распределяет нагрузку между всеми этими узлами. Все это позволяет транслировать видео миллионам интернет-пользователей одновременно. без CDN же это сделать практически невозможно, особенно если аудитория распределена по всей России или находится в разных странах мира.
Кто Ваши главные клиенты, за счет чего Вам удается удерживать лидерство на рынке обработки видеоконтента?
Мы уже 8 лет работаем с ВГТРК и очень благодарны ее сотрудникам, поверившим в нас на заре существования нашей компании. Сейчас мы работаем и с другими федеральными телеканалами, а также региональными и тематическими телеканалами. Всего же нашими услугами пользуются более 100 телеканалов из России и стран СНГ, и еще около 500 клиентов из других отраслей бизнеса.
Как мне кажется, основным нашим преимуществом является желание решать задачи вместе с клиентами. Мы стараемся никогда не отказывать клиентам в решении их проблем, даже когда запросы выходят далеко за пределы стандартных услуг. Для этого у нас даже создано отдельное подразделение, которое занимается решением нестандартных задач. Ну и конечно за 8,5 лет работы мы хорошо узнали потребности телеканалов в интернет-вещании и разработали десятки дополнительных сервисов, которые закрывают эти потребности. Например, к ним относится защита контента, в том числе с помощью DRM, гео-блокировка, «черные окна», перемотка видео и его транскодирование и т. д.
Какие повороты в развитии отрасли, по-Вашему, были ключевыми в позитивном смысле? За какими событиями в индустрии онлайн-вещания следовал рывок в ее развитии?
Для нас судьбоносными стали два крупных спортивных события, произошедшие в России в 2014 и 2018 годах – Олимпиада в Сочи и ЧМ по футболу. Оба они дали огромный толчок онлайн-вещанию в интернете. До Сочи телеканалы скорее экспериментировали с интернет-трансляциями, а после Олимпиады увидели, что интернет отбирает заметную долю рынка у традиционного ТВ. Соответственно, изменилось и отношение к онлайн-вещанию, его стали считать обязательным атрибутом телеканала.
А во время Чемпионата мира по футболу интернет-вещание стало не просто заметным явлением, а незаменимым для многих людей, у которых просто не было другой возможности посмотреть матч, кроме как в сети. И мы гордимся, что в том числе с нашей помощью люди смотрели матчи Чемпионата – мы внесли свою лепту в состоявшийся этим летом футбольный праздник.
Перед двумя этими событиями мы удваивали емкость сети, чтобы не возникало перегрузок во время трансляций. Во время Чемпионата мира емкость сети составила более 1 терабит в секунду.
Какую роль для Вас сыграло участие в организации вещания Олимпиады 2014 года?
Мы были подрядчиками официальных вещателей Олимпийских Игр в Сочи, и контракты были подписаны задолго до проведения соревнований. Для нас это была крайне важная история, которая помогла увеличить объем бизнеса более чем в 2 раза по итогам 2014 года, благодаря выросшей в 2 раза емкости сети.
Как CDNvideo удалось стать частью крупнейшего международного холдинга, сохранив при этом независимость принятия решений?
Мы стали одним из двух лидеров российского рынка и единственной независимой компанией на нем (NGENIX к тому времени уже был продана «Ростелеком»). Поэтому мы естественным образом вызвали интерес у крупнейшей китайской компании, работающей на рынке CDN, которая как раз задумалась о выходе на внешние рынки. Нам очень повезло с китайским партнером – у них схожая корпоративная культура, в которой очень ценятся предпринимательство и технологическая экспертиза. Мы довольно легко нашли общий язык с их основателем и топ-менеджерами, которые в прошлом были программистами и инженерами. И они только рады тому, что мы готовы самостоятельно принимать решения по ведению бизнеса в России.
Какие зарубежные рынки Вам интересны сейчас, и почему?
Мы активно работаем в Казахстане и других странах СНГ. Также у нас много клиентов из развивающихся стран, которые находятся примерно в одной зоне с Россией. Это, прежде всего, арабские страны, Пакистан, Иран, Израиль. Кстати, наличие узлов одновременно в двух последних упомянутых странах делает нас уникальной компанией на мировом рынке CDN. Американские CDN-провайдеры точно в обозримом будущем не смогут этого достичь.
Ранее много усилий мы потратили, чтобы выйти на рынки Индии, ЮВА и Западной Европы. Сейчас я осознаю нашу наивность и неготовность к работе на этих рынках. Для успеха надо было затратить в разы больше ресурсов, чем мы тратили, и тратить их совсем не так, как мы это делали. В частности, надо было избегать таких дорогих бизнес-хабов, как Сингапур и Лондон, и работать непосредственно с крупными и менее развитыми странами, где наши продукты могли попасть в рынок, и где к компаниям из России изначально положительное отношение: например, с Италией в ЕС, с Вьетнамом в ЮВА. Но лучше всего было бы сразу концентрироваться на продажах в страны Ближнего Востока, это самое правильное направление развития для российской компании, которая хочет выйти за пределы России и СНГ – рынок там не насыщен, российские технологии ценятся, а менталитет у людей, принимающих решение, схож с российским.
Кстати, сейчас лондонский и сингапурский офис холдинга проявляют большой интерес к нашим продуктам, возможно, мы все же сможем что-то продать в Западной Европе и Юго-Восточной Азии. Но уже под другим флагом.
Что Вы больше всего цените в своем коллективе?
Я хорошо помню дискуссию на эту тему в Orange на рубеже 2000-го года, когда российский телекоммуникационный рынок ожил после дефолта, и специалисты из Orange были нарасхват. Тогда руководство Orange выдвигало такие критерии к сотрудникам при их продвижении внутри компании: во-первых, лояльность компании, во-вторых, работоспособность, и уже в-третьих профессионализм. Я согласен с этим списком и расстановкой приоритетов. Еще добавил бы на верхние строчки этого рейтинга самостоятельность в принятии решений, а также обучаемость и желание учиться.
В идеале я бы хотел работать в компании, где помимо меня было бы 75 генеральных директоров, каждый из которых бы самостоятельно вел свой кусок работы и нес за него ответственность, обмениваясь при этом информацией и помогая друг другу. Мне кажется, с поправкой на неидеальность мира, у нас получилось собрать коллектив, способный работать в таком режиме.
Кроме энтузиазма, какие еще принципы определяют Вашу корпоративную культуру?
Когда мы 8 лет назад начинали компанию, между основателями был согласован «катехизис» – документ из нескольких абзацев текста, который определил наш подход к бизнесу в целом. Там были два основных тезиса.
Первый тезис – работать, чтобы приносить счастье клиентам: все наши продукты решают конкретные проблемы клиентов, мы стараемся никогда не ругать клиентов, даже за глаза, и всегда отвечать даже на самые странные их вопросы. То есть, как бы ни высокопарно это звучало, мы работаем ради конкретных людей, доверившихся нам заказчиков, а не для того, чтобы создать хорошую технологию и не для того, чтобы заработать деньги. Мы внимательно слушаем запросы всех наших клиентов и при планировании новых разработок приоритет отдаем выполнению этих запросов, а не придуманным нами продуктам, рынка для которых может и не оказаться.
Второй тезис – при реализации любого проекта, когда надо выбирать между скоростью, стоимостью и качеством, мы решили наибольший приоритет отдавать скорости реализации, а потом уже качеству и стоимости. Скорость очень важна, так как IT- и интернет-рынки быстро меняются, постоянно открываются и быстро закрываются окна возможностей для запуска новых продуктов и услуг. Конечно, после того, как мы встали на ноги, мы стали большее внимание уделять качеству продуктов и услуг, но даже сейчас мы делаем «авральные» проекты. То есть если понимаем, что клиент или купит у нас сырой, но решающий его проблему сервис, или уйдет, мы мобилизуем команду разработчиков и инженеров, чтобы выдать клиенту результат как можно скорее, заранее предупредив его о том, что качество может несколько пострадать. Обычно и клиенты, и разработчики вполне лояльно к этому относятся, более того, клиенты чувствуют свою значимость для нас, что повышает их лояльность нам, а разработчики и инженеры чувствуют ответственность за результат.
Качества, которые, в первую очередь, необходимы успешному топ-менеджеру, и почему?
Прежде всего, надо верить в то дело, которое делаешь, и заражать этой верой и своих сотрудников и рынок. Также очень важно слушать и слышать и воспринимать идеи, исходящие от сотрудников, клиентов, партнеров, конкурентов и других участников рынка, не забывая генерировать идеи самому. И последнее, и, возможно, самое важное – воплощать свою веру и идеи в конкретные действия и решения. Хотя бывают ситуации в жизни компании, когда руководителю наоборот лучше не вмешиваться в решения, принимаемые его сотрудниками, даже если он видит их ошибочность. Иногда лучше сделать небольшую ошибку в бизнесе, чем отбить у сотрудников волю и желание принимать самостоятельные решения.
Какой Вы видите Вашу компанию через 10 лет, на фоне трансформации медиа-рынка и изменения модели телесмотрения? Куда, на Ваш взгляд, движется отрасль, и какой курс Вы для себя выбираете?
Сейчас довольно очевидно, что через 10 лет основная доля телесмотрения уйдет в интернет. Но пока неясно, где именно зрители захотят смотреть профессиональный контент – на крупных платформах-агрегаторах, типа YouTube или Яндекс.ТВ, или на ресурсах крупных телекомпаний.
Наша компания естественным образом заинтересована в том, чтобы победили собственные интернет-ресурсы телекомпаний, и готова помогать им в конкуренции с платформами-агрегаторами. Помимо CDN, мы можем дать технологическую экспертизу на всем жизненном цикле интернет-видео – от его кодирования до публикации в HTML5-плеере. Также мы можем предоставлять аналитику по интернет-смотрению, которая помогает формировать контентную политику телеканалов и интернет-ресурсов. А недавно мы начали эксперименты с искусственным интеллектом и сделали чат-бота для соцсетей, который подбирает интересный пользователям контент. Мы очень надеемся, что наши технологии помогут телекомпаниям через 10 лет получить большую часть денег на рынке интернет-видео.
Что Вас вдохновляет на новые достижения, чем любите заниматься в свободное время?
С появлением CDNvideo все мои хобби плавно перетекли в работу – я заядлый футбольный болельщик, и теперь смотрю футбол и хоккей не только для развлечения, но и по служебной необходимости, для мониторинга качества проводимых нами видеотрансляций. Также в юности увлекался политикой, а теперь мы участвуем в организации Прямых линий Президента и обслуживаем почти все парламентские партии. Еще люблю советское и артхаусное кино, которое можно посмотреть в одном известном интернет-кинотеатре, к примеру, я для этих целей использую ivi.