Смартфоны убьют кино! Или нет?
Острый вопрос — как смартфоны влияют на то, как мы смотрим и снимаем кино. Скандалы, интриги, расследования (на самом деле нет). Цифры, мнения кинематографистов, новые творческие решения, а также дух Томаса Эдисона.
Томас Эдисон против братьев Люмьер
Смартфоны прочно вошли в нашу жизнь, затронув и кинематограф. Вспомним хотя бы, что съемка фильмов на смартфон стала обычным делом, к которому прибегают и начинающие авторы, и крупнейшие режиссеры, например, Стивен Содерберг и Мишель Гондри. А некоторые картины, снятые на камеру телефона, были отмечены престижными фестивалями и премиями, в том числе «Сандэнсом» и «Оскаром».
Но популярность смартфонов влияет не только на то, как кино создается, но и на то, как его смотрят. Мы сейчас не говорим про зрителей в кинозале, которые во время сеанса начинают пользоваться телефоном, мешая окружающим. Речь о том, что смартфон постепенно становится конкурентом кинотеатру.
Удивительно, но, кажется, спустя сто двадцать лет после изобретения кинематографа эдисоновская модель киносмотрения начинает брать реванш у люмьеровской. Братья-французы изобрели «синематограф», аппарат, позволяющий проецировать изображение на экран. Это, соответственно, предполагало коллективный просмотр в специально отведенном для этого пространстве. Томас Эдисон же создал «кинетоскоп», устройство совсем иного формата. Он позволял наблюдать изображение через окуляр (и, кстати, слушать с помощью наушников), что делало просмотр индивидуальным. На заре кинематографа эдисоновский путь был отвергнут, но сегодня мы, по сути, наблюдаем возрождение этой модели.
Немного цифр
Можно долго говорить о личных наблюдениях, но масштаб сдвигов надежнее передают цифры. Увы, тут мы сталкиваемся с проблемой. Исследований просмотра кино именно на смартфонах, во всяком случае, в открытом доступе, нам найти не удалось. Но можно сделать некоторые выводы по косвенным данным.
Например, согласно исследованию 2018 года, 30% мировой аудитории Netflix смотрят контент (а это, кстати, не только кино), с помощью смартфонов. От 50% до 70% просмотров на YouTube (где много и полнометражных картин) приходится на мобильные устройства. И цифры эти растут — Netflix в 2016 году с телефонов смотрели только 10% пользователей, а на YouTube в 2012 году приходилось 25% «мобильных» просмотров.
Согласно опросу 2016 года, лишь 36% обладателей смартфонов в США никогда не смотрели кино и телешоу со смартфона. Зато 17% пробовали это раз или два, 7% смотрят так кино и телепередачи раз в месяц, 15% — раз в неделю, а 24% — ежедневно. Можно сделать вывод, что привычка смотреть кино со смартфона формируется.
Впрочем, есть и другое любопытное исследование 2015 года, касающееся раздражающих факторов при таком просмотре. Маленький экран мешает смотреть 67% опрошенных. 30% недовольны качеством звука, а 16% — качеством изображения. Также 50% заботит ограничение заряда устройства, 33% — ожидание загрузки, а 24% — скорость соединения. Таким образом, можно сделать вывод, что люди, для которых просмотр кино на смартфоне малоприемлем, еще остаются в изрядном количестве.
Кроме того, пока нельзя однозначно сказать, что смартфоны как-то серьезно негативно влияют на посещаемость кинотеатров. Во всяком случае в тех же США количество проданных билетов за последние десять лет радикально не меняется и постоянно колеблется в диапазоне от 1 млрд 420 млн билетов (2009 год) до 1 млрд 220 млн билетов (2017 год).
Самые активные пользователи смартфонов — это молодежь. И в США в возрастных группах до 29 лет их доля составляет до 94%. При этом за последние пять лет процент людей молодого возраста среди посетителей кинотеатров несколько упал. Если в 2013 году 11% посетителей кинотеатров были в возрасте от 12 до 17 лет, а 13% — в возрасте от 18 до 24 лет, то в 2017 году те же группы составляют 10% и 11% соответственно.
Статистика по России (где, кстати, последние годы посещаемость кинотеатров в целом стабильно растет) так же говорит о падении доли молодых посетителей кинотеатров. Если еще в 2017 году люди 14-17 лет и 18-24 лет составляли 15% и 28% соответственно, то в 2018 году их стало 13% и 24%. Но вряд ли можно в такой тенденции обвинить только лишь смартфоны.
Что о смартфонах думают кинематографисты
Мнения самих кинематографистов о том, можно ли киносмотреть на смартфоне, ожидаемо разнятся. Например, маэстро сюрреализма Дэвид Линчэтим явлением опечален. На его взгляд погружение в другой мир требует «большого изображения в темной комнате с отличным звуком». «Это духовный, магический опыт, — убежден режиссер. — А если ты смотришь кино на маленьком мониторчике с плохим звуком — а именно так люди сейчас знакомятся с кино — это очень печально. Позорно, постыдно и жалко».
Спайку Ли «мобильное» смотрение и вовсе «разбивает сердце». Режиссер сетует, что так зрители убивают труд авторов: «Это разрушает монтаж, свет, звук». С этим согласен и Роберт Земекис: «Идеальная композиция вашего кадра не имеет смысла, если фильм смотрят на iPhone, не так ли?»
Но несколько иначе на проблему смотрит Джордж Лукас. Отец «Звездных войн» отмечает, что делает кино для большого экрана, однако признает, что не в его власти указывать людям, как смотреть фильмы: «Если вы хотите получить полноценный кинематографический опыт, отправляйтесь в хороший кинотеатр с достойным звуком. Да и коллективный просмотр работает лучше. Но если вы хотите посмотреть кино на маленьком телефоне, ради бога. Нельзя диктовать людям, как им смотреть фильмы, особенно это не удастся сделать в будущем. Нужно просто принять, что люди пользуются телефонами».
Обратимся и к мнению российских кинематографистов. Режиссер Борис Гуц, снявший на iPhone комедию «Фагот», говорит: «Если зритель тянется к индивидуальному просмотру на ноутбуке, на телефоне, на планшете у себя дома под пледом на диване, то пусть, пожалуйста, почему нет? Я тоже некоторые вещи смотрю на iPhone, иногда так удобнее. Но, конечно, какое-то большое кино, блокбастеры или классику, типа „Сталкера“ Тарковского, хочется посмотреть или пересмотреть на большом экране. Многие фильмы, а уж тем более сериалы сегодня тяготеют к локальным, к диалоговым историям, и их вполне комфортно смотреть на телефонах. Например, мое кино, абсолютно диалоговое и не очень визуально насыщенное, вполне подходит для телефонов».
Чем смартфон лучше кинотеатра
Но давайте разовьем тему. Почему смартфон многих привлекает больше, чем кинотеатр? Авторы ряда статей сходятся на нескольких достаточно очевидных причинах, которые кинематографисты будто бы упускают из виду.
Во-первых, поход в кино становится все более дорогим, тогда как просмотр фильма на телефоне (даже нового, будем откровенны) может не стоить вообще ничего. Во-вторых, домашний просмотр на телефоне может быть более комфортным. Во всяком случае, он гарантированно избавляет от шумящих, воняющих едой (да, у автора был травматичный опыт встречи в кинозале с селедкой под шубой) и всячески мешающих наслаждаться фильмом посетителей кинотеатра. Идеально для интровертов. Наконец, индивидуальный просмотр на телефоне может обеспечить необходимую степень погружения и интимности, если речь идет, например, о хорошей душещипательной драме.
Тут заметим, что миниатюрные гаджеты действительно подталкивают к индивидуальному просмотру. По данным исследования 2015 года, со смартфона что-либо смотрят в одиночестве 64% опрошенных, с близкими — 20% и только 5% — в компании. При этом, согласно данным того же исследования, смартфоны пока проигрывают в домашнем просмотре телевизорам, компьютерам и планшетам, но (наряду с планшетом), лидируют в просмотрах вне дома: на работе, учебе, в дороге, поездках и так далее.
Как кинематографисты отвечают смартфонам
Напоследок вернемся к вопросу кинопроизводства. Что же могут предпринять кинематографисты, зная, что часть аудитории будет смотреть их фильм с телефона? Очевидно, что проблема смартфонов в меньшей степени касается масштабного, эпического, зрелищного кино. Полагаем (возможно, наивно), что даже самые ярые адепты киносмотрения с телефона понимают, что маленький экран лишает смысла условный кинокомикс Marvel. Судя по всему, под удар не попали хорроры и, частично, комедии, для которых, в силу жанровой специфики, особенно важно коллективное сопереживание.
Когда же об эпике и необходимом коллективизме речь не идет, с мобильным просмотром можно «договариваться», экспериментируя с драматургией и визуальным рядом. Развернутый ответ о том, что в этом плане нужно учитывать автору фильма нам дал Борис Гуц: «Снимая „Фагот“, мы понимали, что 90% наших зрителей будут смотреть фильм в интернете, даже с учетом проката. Мы закладывали это в визуальную специфику. В первую очередь это крупные планы, минимум общих. 95% нашего фильма — крупные и средние планы. По поводу драматургии можно вспомнить Роберта Макки. В книжке „Диалоги“ он говорит, что современное кино тяготеет к диалоговому, камерному формату. То есть нужно опираться на саму историю, людей, их эмоции. Также смартфон требует сумасшедшего ритма. Но это тоже в целом тенденция современного кино. Есть стереотип, что в интернете смотрят только 30-40-секундные ролики, или не больше трех минут на YouTube. Но я думаю, что если интересно, то смотреть будут и час, и больше. В метро люди едут 10-15 минут, еще минуту на эскалаторе, и в это время смотрят кино. Наверное это означает, что сцены должны быть динамичными, нельзя делать на 15 минут монолог — его будет просто неудобно смотреть. То есть, думаю, все идет к сумасшедшему ритму, никаких длительных пауз между сценами, проходок — это, вероятно, канет в лету. Но может будет и как-то по-другому. В любом случае, никто не отменял главного — качества сценария и того, что кино должно быть интересным».
Одним из способов адаптации кино под гаджеты (не только смартфоны) можно считать придуманный Тимуром Бекмамбетовым формат ScreenLife. Например, в молодежной комедии «Днюха» часть действия мы видим через смартфоны героев. Фильм, кстати, и снимался самостоятельно актерами на телефоны.
Еще одним решением кажется интерактив. В фильмах «Андроид» и «Ночная игра» телефон зрителя как бы интегрируется в действие, то есть в определенные моменты для продолжения просмотра аудитории тоже необходимо что-то делать. Вопрос, как происходит просмотр — в кинотеатре или дома под одеялом — здесь отодвигается на второй план, а смартфон по умолчанию включается в историю. Правда, пока не приходится говорить о каком-то крупном успехе таких проектов.
Суммируя, скажем, что вряд ли сейчас можно делать какие-либо радикальные выводы относительно влияния смартфонов на киносмотрение. Миниатюрный экран явно не убьет кинотеатры, как это в свое время не удалось сделать даже телевидению. Скорее стоит говорить, что возник новый, параллельный формат просмотра и восприятия, требующий осмысления и творческой работы. И некоторые кинематографисты этим уже занимаются, и на свет появляются, как минимум, любопытные эксперименты.