Марина Краснова, «Одноклассники»: «Онлайн-видео отличается от ТВ-потребления тем, что можно взаимодействовать с аудиторией»
В 2019 году пользователи соцсети «Одноклассники» (ОК) откроют для себя новые возможности видеосервиса, масштабное обновление которого началось в конце 2018-го. О том, как развивается платформа и какие новинки ожидают пользователей соцсети, «Телеcпутнику» рассказала директор по продуктам «Видео», «Лента» и OK Live Марина Краснова.
ОК запустили видеоплатформу в 2014 году. Как шло ее развитие?
Мы много экспериментировали с видео и пришли к выводу, что просто размещать и публиковать его в соцсети уже неинтересно. В 2014 году запустили собственное вечернее шоу со звездными гостями «ОК на связи!» и увидели, что онлайн-видео отличается от ТВ-потребления возможностью взаимодействовать с аудиторией. Поняли, что нам нужен новый подход, который позволяет общаться со зрителем напрямую.
Одним из ключевых направлений развития видеоплатформы остаются технологии и качество доставки контента на экран зрителя независимо от скорости интернет-соединения и производительности используемого устройства. Для этого мы запустили адаптивный стриминг и смену разрешения видео под разные экраны вплоть до 4К.
Кроме того, реализовали балансировку нагрузок во время популярных прямых эфиров, внедрили возможность встраивания плеера «Одноклассников» на сторонних ресурсах. Выстроили алгоритмы персональных рекомендаций на основе data mining (процесс выделения из данных неструктурированной информации и представления ее в пригодном для использования виде, – прим. «Телеспутника») и интересов пользователей. Это дает нам возможность вовлекать релевантную аудиторию для каждого ролика или трансляции. Вирусные механики соцсети с использованием искусственного интеллекта через ленту новостей и персональные витрины контента со своей стороны многократно увеличивают охват аудитории видео.В конце 2018 года была полностью обновлена видеоплатформа, запущена «Творческая студия» – платформа для создателей профессионального и полупрофессионального контента. Она позволяет дополнять видеоконтент интерактивными механиками: опросами, викторинами, кликабельными ссылками и текстом. Видео в ОК можно смотреть в вебе, на Android- и iOS-устройствах, в приложении «ОК Видео» для умных телевизоров, на приставках Apple TV, а также с помощью AirPlay и Chromecast.
Чем отличается ваша видеоплатформа от аналогов?
Видеоплатформа ОК выделяется используемыми в ней технологиями и качеством стриминга. К примеру, в 2016 году в приложении OK Live появились виртуальные маски дополненной реальности, в которых можно появиться в прямом эфире. Такой возможности для стриминга ранее не было ни в одной соцсети на Android (Facebook к тому времени реализовал аналогичную функцию на iOS, — прим. «Телеспутника»). Кроме того, новаторством для того времени был адаптивный DASH/HLS-стриминг и мобильный стриминг в приложениях для Android и iOS. Наш видеоплеер автоматически подбирает качество и позволяет переключить его с автоматического разрешения на любое доступное, вплоть до 4K.В конце 2017 года мы запустили трансляции в 4К, показав в формате сверхвысокой четкости футбольный матч между «Реалом» и «Барселоной». На тот момент только у YouTube была профессиональная 4K-трансляция в США. Теперь очередь дошла до внедрения инструментов интерактива в рамках «Творческой студии». Это собственная разработка, все технологии созданы командой ОК на базе нашего плеера.
В чем заключаются основные особенности инструментария интерактива?
Инструментарий отличается доступностью. Создавать интерактивные эфиры или видео может обычный пользователь, блогер или SMM-специалист телеканала. Почти невозможно сделать, к примеру, викторину без интерактива. И чтобы реализовать эту механику, нам потребовалась технология low-latency-стриминга, которая минимизирует задержку между стримером и зрителем.
Интерактив не только показывается во время прямой трансляции, но и записывается в формат обычного видео. В итоге расширяется аудитория, к примеру, проголосовать смогут не только те, кто успел к прямому эфиру, но и те, кто посмотрит его в записи.Отмечу новую функцию наложения текста на видео. Ранее она была доступна авторам только при использовании специального софта. Нужно было учиться накладывать текстовую информацию, подгонять форматирование текста под картинку, конвертировать в разные форматы, а сейчас это можно сделать без изучения специализированных программных средств.
На кого ориентирована платформа? Кто является ее целевой аудиторией?
В первую очередь мы нацелены на профессиональных авторов, потому что им ближе создание видео, продвигающего что-либо. Это может быть телеканал, который хочет размещать в Интернете часть своего контента и привлекать тем самым внимание зрителей к своей ТВ-площадке. Это могут быть СМИ, конкретные журналисты, которые хотят создавать видеоновости с текстом. Мы получаем много заявок от продакшен-студий.
На платформе все же есть и пользовательский контент. Что дают обновления обычным участникам соцсети?
С 2019 года «Творческая студия» позволяет авторам дополнять контент интерактивными механиками, которые доступны и во время прямых эфиров. Обновилась статистика – теперь она позволяет отслеживать географию зрителей, их социально-демографический профиль, данные по каждому отдельному видео или каналу.
Кроме того, продвигать себя авторам и создателям контента в прямом эфире будет помогать новая система донатов. Также все пользователи ОК могут добавлять к трансляции кнопку подарка, тем самым призывая зрителей поддержать автора. Все подарки будут конвертироваться в рубли, которые можно будет вывести через платежный сервис (пока партнер не раскрывается, — прим. «Телеcпутника»). Специальный видеобот расскажет, сколько вы заработали за эфир, напишет сообщение о сумме поступивших на счет денег, не прервалась ли трансляция.Важно, что интерактивная механика позволяет привлекать рекламодателей, интегрировать их в контент трансляции или видео. Это также дополнительный способ монетизации для авторов, включая блогеров и обычных пользователей.
Как вы монетизируете видеоплатформу?
За счет видеорекламы, выручка от которой за 2018 год выросла в 2,5 раза, и привлечением крупных рекламодателей в контент наших эксклюзивных шоу.
В то же время мы даем возможность зарабатывать и создателям контента. Есть несколько вариантов. Автор или партнер приходит к нам с интересным эксклюзивным контентом и со своим рекламодателем, а мы помогаем в продвижении шоу.
Сотрудничество может быть комбинированным, когда мы монетизируем контент с помощью прероллов, а автор зарабатывает на интеграциях внутри. По нашей договоренности создатели проекта могут вставлять продакт-плейсмент в контент, а мы привлекаем рекламодателей на видеорекламу.Еще один вариант – наш эксперимент с платным премиальным видеоконтентом. Так, в ОК можно купить трансляции Континентальной хоккейной лиги по схеме pay-per-view (плата за просмотр, – прим. «Телеспутника») и подписку на премьеры фильмов и сериалов от онлайн-кинотеатра Start. Мы планируем продолжать эксперименты в этом направлении.
Как вы боретесь с пиратством?
В 2014 году мы разработали систему цифровых отпечатков внутри видеоплатформы. Она устойчива ко всем известным нам трансформациям видео, таким, например, как намеренное искажение картинки путем наложения графики, изменение качества видео, его уменьшение или ускорение.
Каковы показатели по видеоплатформе?
В конце 2018 года мы зафиксировали преодоление отметки в 700 млн просмотров видео в сутки. За прошлый год среднее время смотрения выросло на 20%. Самый быстрорастущий тренд – прямые эфиры: за год количество просматриваемых трансляций удвоилось. Пользователи оставляют в онлайн-чатах стримов более 1 млн комментариев в сутки.
На ПМЭФ-2017 гендиректор Mail.ru Group Борис Добродеев рассказывал о планах компании начать производство оригинального видеоконтента на площадках ОК и «ВКонтакте». Но создавать собственный «киношный» видеоконтент вы начинаете только в 2019 году. С чем это связано?
С «ВКонтакте» мы дружим, но действуем независимо друг от друга. В общих задачах наши стратегии по продвижению видео пересекаются, но каждый из нас развивается самостоятельно.Наша цель – чтобы на ОК каждый день происходило какое-то событие: очередная серия сериала, шоу, онлайн-трансляция. В 2019 году мы начинаем съемки комедийного сериала с рабочим названием «Пять с плюсом». Чуть позже анонсируем работу еще над одним развлекательным сериалом. Пока по нему планируем отснять первый сезон — десять серий по 30 мин — и посмотреть на реакцию зрителей.
Как дальше будет развиваться рынок видеоконтента в России?
Год назад я бы сказала, что будущее за прямыми эфирами, и, как показало время, была бы права. Сегодня мировой тренд уже в интерактиве, и ключевой функционал онлайн-видео — это такие интерактивные механики, как викторины, опросы и дополнение видео, в том числе искусственным интеллектом. И конечно, развитие технологий стриминга с использованием возможностей клиентских устройств.