Василий Шевчук, установщик из Салехарда: «Спутниковое телевидение неплохо продается»
Установщик оборудования спутниковых платформ из Салехарда Василий Шевчук рассказал «Телеспутнику» о том, как меняется рынок спутникового телевидения за полярным кругом.
Где вы работаете и какие платформы представляете?
Мы находимся за полярным кругом, в городе Салехарде. В основном ставим оборудование для приема «Триколора» и «НТВ-Плюс». «Телекарту» и МТС мы устанавляваем очень мало, поскольку в нашем регионе для их приема необходимо использовать антенны с зеркалом от 0,9 м. На 0,55 м поймать сигнал почти невозможно. Большие антенны люди не любят, а те, кто все-таки решается поставить 0,9 м именно на этих операторов, впоследствии переключаются. Мы оставляем им зеркало 0,9 м, развернув его в сторону другого спутника, и меняем приемник на «Триколор» — так сигнал получается отличный.
Кто ваш основной клиент?
Все ставят спутниковое ТВ — и жители многоквартирных домов, и обитатели частного сектора. Дачников как таковых у нас нет. Но почти нет и кабельных операторов, с которыми можно было бы конкурировать за абонентов в многоэтажках. Сейчас кроме спутника жителям доступно IPTV от «Ростелекома» и эфирная цифра. На этом фоне спутниковое телевидение вполне продается.
Как в последнее время изменился рынок спутникового телевидения в вашем регионе?
За последние годы все изменилось. Количество новых установок сократилось, хотя в отличие от коллег в других регионах, они все еще есть. Пик взлета «Триколора» у нас был года два назад. Тогда и «НТВ-Плюс» активно спрашивали. А сейчас спрос упал.
Повлияла ли эфирная цифра на спрос на спутниковое телевидение?
Процентов 20, если не больше, точно ушли со спутника на эфир. Многим людям ведь главное, чтобы нормально показывало, им не нужен ассортимент контента спутниковых платформ или IPTV-операторов. Им достаточно нескольких каналов. Откровенно говоря, из 309 каналов, которые есть на «Триколоре» в данный момент, 262 — телевидение, остальные — радио. Даже те, кто не отказывается от спутникового ТВ, смотрят от силы штук пять. Подключаясь, все они думают, что им действительно нужно больше каналов. Но потом предпочтения сужаются. Дальше уже вопрос выбора этих каналов. Приверженцам спутника нужна тематика, которой нет в обычном эфире.
Заметен ли отток абонентов в IPTV?
Нет. Скорее, люди идут в обратном направлении: годовая подписка на том же «Триколоре» зачастую дешевле, если считать аренду приставки у IPTV-оператора и прочие услуги.
Пользуется ли популярностью в вашем регионе спутниковый интернет?
К сожалению, мы вне зоны покрытия интернета от «Триколора». Мы ровно один раз пытались настроить и зарегистрировать абонента у этого оператора, но попытка была неудачной. В целом у нас неплохо работает мобильный интернет от сотовых операторов, и уже пару лет назад завели оптику. Цена наземного интернета, конечно, не упала, но зато качество поднялось. Спутниковый интернет в основном берут на север, где нет альтернатив. Чаще всего там выбирают KiteNet — он до сих пор у многих работает. Сейчас оборудование KiteNet в цене поднялось, и абонентская плата немаленькая, что ощутимо бьет по карману. Но в тундре на берегу Карского моря, где живут ненцы и северные ханты, у которых стоит чум и одна электростанция, есть только такой вариант подключения. Юридические лица также иногда ставят газпромовский интернет.
Сказываются ли на вашей работе сложные погодные условия?
Безусловно. В -30 °C ставить антенны уже никто не хочет. А зима у нас начинается рано — в конце сентября уже идет снег. Ветра и холод усложняют эксплуатацию больших антенн — 0,9 м. Их сложнее ставить. Лучше маленькую переставить два раза, чем мучиться с одной большой. Но если сталкиваемся с большими антеннами, стараемся закрепить нормально. Года 2-3 она провисит. Потом приходится обслуживать, что-то исправлять. В целом мы стараемся устанавливать качественно, чтобы не ехать второй раз. Мы сами в этом заинтересованы.
Наверное, мороз и сырость негативно сказываются на стандартных компонентах комплектов, ориентированных на работу в средней полосе?
Не совсем. Крепежи идут стандартные. Все они металлические, неплохого качества. Они отлично работают и у нас. А вот кабели мы стараемся другие брать. Есть подешевле, есть подороже, и мы, конечно, выбираем подороже — тот, что не ломается на морозе за -38 °С. Выгоднее один раз купить, чем за зиму несколько раз менять. Особенно это актуально для поселков вроде Сеяха, Салемала, Мыса Каменный, Панаевска, Яр-Сале и других. Это небольшие населенные пункты примерно в 300—700 км от Салехарда, в которых много наших абонентов. В летний период туда еще можно добраться по воде, навигация открыта до 15 октября, а вот зимой или в распутицу — только на вертолете. Зимой также открывается зимник для трековых вездеходов. Но в любом случае более морозоустойчивый кабель для нас выгоднее.
Интересуются ли абоненты спутникового телевидения высокой и сверхвысокой четкостью картинки?
Интересуются, но единицы — процентов пять от общего количества обращений. Остальным главное, чтобы что-то показывало.
Но современные телевизоры с поддержкой HD и даже 4K, наверное, уже у многих?
Да. И те, у кого есть современные телевизоры, уже знают, что можно установить модуль CI+ с поддержкой 4K. Более того, новые телевизоры уже хорошо сами настраиваются, хотя некоторое время назад была с этим проблема.
Но сам пакет 4K абонентами не востребован. Там всего 12 каналов. Пока он привлекает только тех, кто может себе поставить панель с диагональю 65 дюймов, хорошо демонстрирующую разницу. У остальных — у кого диагональ около 42—50 дюймов — между HD и 4K разницы почти не видно. И люди просто еще не знают, что это такое. По сути, пакет подключают, только когда оформляют себе комнаты отдыха в частных домовладениях. Ставят бильярд, телевизор в те самые 65 дюймов, CAM-модуль в него и пакет 4K-каналов. При этом в остальном доме стоят обычные телевизоры 40-50 дюймов, а им хватает простого приемника без 4К и каналов обычной и высокой четкости. В итоге пакет-то есть, он оплачен, но его особо никто не смотрит. Правда, откровенно говоря, таких потребителей единицы.
Хватает ли вам доходов с обслуживания существующих абонентов, или вы осваиваете смежные сегменты деятельности?
Мы, конечно же, торгуем оборудованием для приема эфирной цифры — приставками, антеннами. Кроме того, уже давно занимаемся продажей и установкой видеонаблюдения — как готовых комплектов, так и отдельных компонентов, предлагаем комплекты умного дома. В нашем магазине есть не только «Триколор», поэтому можем предложить покупателям, например, комплекты Xiaomi — они немного дешевле. В итоге мы занимаемся немного тем, немного другим… Но в основном у нас телевидение.
Кто покупает у вас комплекты умного дома?
С двух сторон города у нас есть частный сектор, который и интересуется подобными вещами. Иногда берут в небольшие магазины. Чаще всего последним нужны камеры видеонаблюдения с двусторонней связью, которые по Wi-Fi подключаются к телефону. Это очень удобно, потому что из любой точки мира можно посмотреть и послушать, что происходит в помещении, проверить, что там записалось.
Высока ли конкуренция дилеров в вашем регионе?
Нет. Если не ошибаюсь, тут работает всего три дилера спутниковых платформ, включая нас. У нас ИП и, в отличие от других коллег-частников, свой мультибрендовый магазин. Мы — официальные дилеры «Триколор» — обслуживаем абонентов, обмениваем приставки, продаем комплекты, ремонтируем оборудование. Что не можем починить сами, отправляем в другой сервисный центр в Тюмени. Это рядом, всего пару часов на самолете, а поездом товар идет недели две. Под заказ работаем с «НТВ-Плюс». Так что конкуренция для нас не проблема.
Видите ли вы для себя перспективы на этом рынке?
Мы работаем в нормальном режиме, отказываться от этого направления не планируем. Перспективы есть.