Как создать частный телеканал

Если вы хотите организовать небольшую телестудию для предприятия, учебного заведения, частного телеканала, вам необходима врезка региональной рекламы или местных новостей, эта статья поможет сориентироваться в том, какое аппаратное обеспечение может понадобиться для этих целей.

Прежде всего, определимся о чем мы говорить не будем. Для простой домашней видеостудии достаточно иметь хороший камкордер, программное обеспечение для обработки аудио и видеосигнала, монтажа и наложения спецэффектов. Если вы работаете на выезде, например – съемка праздников или небольшие репортажи, может пригодиться мобильный комплект света. Организовав трансляцию в интернете, можно смело заявлять о создании частного телеканала.

По обратным причинам, не будем говорить о телевизионных центрах, занимающих целые здания и имеющие в своем распоряжении десятки студий и сотни людей, работающих в них.

Наша цель – студии для небольших городов, региональные или даже школьные телестудии, врезка региональных новостных блоков и рекламы в вещательную сетку федеральных каналов. В общем —  недорогая, но обладающая всеми возможностями профессиональной, телестудия — съемочный новостной павильон, комплект для выездной съемки (ТЖК), полноценные монтажные и эфирные студии.

Эфирная аппаратная студия

Телевизионная студия – целый комплекс различных технических отделов. Одним из самых важных является эфирная аппаратная. Именно из нее телевизионный сигнал начинает свою жизнь в эфире.

Основой студии являются:

  • Вещательный сервер (системный блок);
  • Программно-аппаратный комплекс для автоматизации телевещания (с программным обеспечением);
  • Оборудование для врезки сигнала.

Для эффективной работы также необходимо достаточно большое количество дополнительного оборудования. Это — коммутационные панели, преобразователи, транскодеры, мониторы и органы управления (специализированные мышь и клавиатура).

Ниже мы приводим примерную спецификацию совместимого оборудования для эфирной аппаратной студии.

ОписаниеФирма/Модель
Программно-аппаратный комплекс для автоматизации телевещания (в комплекте ПО OnAir). Титры, часы и графическое оформление. Воспроизведение видеопроектов из разноформатных материалов (DV, DVCPRO, MJPEG, MPEG2 I-frame, MPEG2 IBP). Сценарии и оперативное управление. Интеграция с пультами и другим видеооборудованием. Плата FD422. Входы/выходы: 2SDI In/ 1SDI Out. Форвард Т SDI + ПО для автоматизации вещания OnAirSoftLab-NSK
 Форвард TА SDI 
Вещательный сервер (Системный блок собирается из плат и составных частей наиболее актуальных на данный момент времени.)SoftLab-NSK
# Монитор 23″ с поворотом экрана (LCD,Wide, 1920×1080, +DVI, DP, USB2.0 Hub)DELL 
Клавиатура Black, USB, 104 КЛLogic Adobe Premiere Pro CS 6 Slim Line Wireless PC Keyboard — Russian
Мышь, USB, черная, уменьшеннаяContour Design Shuttle Pro V.2
Усилитель-распределитель 1×4 сигналовПРОФИТТ
3G/HD/SD SDI/ASI с доп. выходом HDMI, графический индикатор уровня вложенного звука, накладываемый на изображение контрольного выхода HDMI, 1слот 2шт.PDVA-7338-4 
Блок резервирования сигналов SDI / ASI / HDSDI, автоматический / ручной, управление GPI, 1 слотПРОФИТТ
 PCOV-7326 
Пульт управления 2 входа, подсвеченная кнопка, 19″1ULES KR-11
Корпус 1U «PROFLEX» (на 4 слота), два блока питанияПРОФИТТ
 PFR-1UND 
# LCD телевизор 19″, входы: композитный видео, аудио, HDMI; 2шт. 

Добавим что, если вы собираетесь выпускать программы в прямом эфире, вам понадобится дополнительная система управления. Например, Mica 1000 которая включает в себя просторную панель управления, запатентованную PixButtons — для включения видео и файлов на основе источников с максимальным удобством. Следует отметить, что Mica 1000 это – уже миниатюрная телевизионная студия, функционал которой вряд ли соответствует требованиям профессиональной, но вполне подойдет для небольших локальных сетей, таких как школьные телестудии.

Монтажная студия

Еще лет двадцать назад монтаж отснятого видеоматериала представлял собой нарезание и склеивание между собой кусков кинопленки или выборочная, последовательная перезапись с одной кассеты на другую. С появлением цифровых технологий ситуация кардинально изменилась.

В 1988 году началось производство и промышленное применение цифровых нелинейных (NLE)  систем. Самые первые NLE могли обрабатывать видео файлы NTSC с разрешением 160/200 и компрессией 150:1, поддерживали только один канал звука 22 кГц. Емкости же дискового пространства хватало лишь на то, чтобы собрать на прямых склейках черновую версию короткого рекламного ролика. В 1991 году появилась возможность монтировать на компьютерных системах (разумеется, в черновом качестве) длинные ТВ-программы и фильмы. С этого момента и началось массовое внедрение систем нелинейного монтажа в телевизионную и киноиндустрию, а их эволюция стала идти все более стремительными темпами. В 2008 году появились монтажные системы для стереофильмов. Из экспериментального аттракциона стереокино превратилось в часть индустрии, а монтажеры вместе с режиссерами и продюсерами начали изучать, что такое параллакс и как его значения влияют на передачу пространства на экране. 

Рабочая станция

Центром монтажной студии является компьютер (системный блок), поэтому на его качестве экономить не следует. Необходимо обязательно убедиться, что комплектующие, тип и конфигурация операционной системы полностью согласуются с той версией программного обеспечения для монтажа, которая будет установлена на компьютере. Процесс монтажа, как правило, является самым длительным во всем производстве, поэтому желательно создать максимально комфортную рабочую обстановку.

Захват видео

Основная задача, которая решается в процессе монтажа, связана с выбором: продюсер, режиссер и монтажер решают, что включить в конечный материал, как он будет выглядеть, какие инструменты и средства для этого использовать. Для захвата необходимых для обработки элементов фильма, репортажа, также для вывода уже готового материала на внешние носители используется внешняя плата ввода/вывода.

Программное обеспечение

Разумеется, помимо технических средств, для выполнения нелинейного монтажа необходимо специальное программное обеспечение. Ведь, по сути, монтаж представляет собой сложный процесс, который можно описать как “изменение и перегруппировка различных данных”. Монтажер во время работы постоянно перемещается от одной группы данных к другой, анализирует существующие между ними связи и моделирует новые, отбирая самые информативные и устойчивые. То, каким образом это будет сделано, какие виды переходов, спецэффектов и коррекции будет использовать монтажер и зависит от выбора ПО.

На сегодняшний день существует несколько основных производителей подобной продукции. За свои деньги (надо сказать – весьма немалые!) вы получаете многофункциональный набор профессиональных инструментов для работы монтажной студии. С развитием технологий, появляются новые кодеки, меняются форматы, разрешения. Соответственно меняются и требования к программному обеспечению, необходимого для нелинейного монтажа.

Безусловно, одним из лидеров таково ПО является Adobe Creative Suite®. В частности – его последняя, шестая версия. О возможностях можно говорить очень много. На самом деле, что бы описать весь потенциал Adobe как инструмента не хватит не только нашей обзорной статьи, но и целой книги.  Заметим только, что в зависимости от программ, входящих в состав комплекта, меняется и его стоимость. Однако даже самые доступные программные пакеты Adobe позволяют производить монтаж и обработку материала на самом высоком профессиональном уровне.

Следует отметить, что для создания полноценной студии нелинейного монтажа требуется еще набор дополнительного технического оборудования: картридеры, микшер, мониторы и пр.

Как и в случае с эфирной аппаратной, приведем примерную спецификацию монтажной студии. 

ОписаниеФирма/Модель
Внешняя компактная карта для ввода/вывода, (Mac/Win) монтажа и аппаратного кодирования HD/SD видео в H.264. PCIe или ExpressCard34. Ввод/вывод: ВИДЕО — HDMI, analog; АУДИО — HDMI, RCAMatrox
 MXO2 Mini MAX 
Программное обеспечениеAdobe CS6 Production Premium
Рабочая станция: системный блок, поддержка PCI Express, монитор LCD 23″, клавиатура, мышь. 
(Системный блок собирается из плат и составных частей наиболее актуальных на данный момент времени.)  
# Портативный карт-ридер 13-in-1 USB 2.0 Reader, Silver, Transcend, USB порт, поддерживает все популярные карты памяти без адаптера: Compact Flash® Type I/II (CF), Microdrive™, Secure Digital (SD™), miniSD™, MultiMediaCard™ (MMC), MMCplus™, Memory Stick® (MS), Memory Stick PRO™, Memory Stick Duo™, Memory Stick PRO Duo™ и xD-Picture Card™… 2шт.TRANSCEND
 TS-RD13S13 
# LCD телевизор 22″, входы: композитный, HDMI 
Микрофон динамический студийныйShure SM7В
Микрофон конденсаторный кардиоид. НЧ, 10дБ+H100 (опционно)AKG C2000B
Пантограф в комплекте с креплением к столу (зажим) и кабелем 5 м, нагрузка до 0,8 кг, длина 460/960 мм, черныйK&M 23850.300.55
Микрофон динамический ручной, суперкардиоида; 2шт.Sennheiser E 845
Телескопическая микрофонная стойка типа журавль на треноге (цвет — черный); 2шт.QUIK LOK A300 BK
Микшерный пульт 4-6 микр/лин. моно с компрессорами, 4 стерео, 2 AUX, PFL, инсерт I/OYamaha MG-124C
Активный студийный монитор ближней зоны 67Вт, 5″+1″, 50Hz-40kHz; 2шт.Yamaha MSP5 Studio
# UPS 800VA (540 W) Back RS APC, USBAPC BR800I

Тележурналистский комплект

Любая уважающая себя региональная телестудия старается не ограничивать свою деятельность только врезкой местной рекламы. Выпуски новостей, обзоры событий, интервью с представителями администрации  являются не только информационным пространством для размещения рекламы, но и отличным источником для получения дополнительного зрительского трафика. Для организации выездных съемок студии необходимо собрать тележурналистский  комплект (ТЖК).

В зависимости от требований и, разумеется, выделенного бюджета, оснащение ТЖК может меняться. Например, число камкордеров (видеокамер), используемых при выездной съемке, влияет на количество аккумуляторов, штативов, карт памяти и т.д.

Из чего состоит тележурналистский комплект:

  • видеокамера и аксессуары;
  • комплект электропитания;
  • комплект накамерного света;
  • штатив;
  • кофры и чехлы;
  • комплект микрофонов;
  • комплект сетевого света;
  • при желании, для чернового просмотра (монтажа) отснятого материала можно использовать специально подготовленный компьютер с необходимым программным обеспечением — мобильный монтажный комплект.
ОписаниеФирма/Модель
Full HD / SD камкордер XDCAM EX с трехматричным 1/2-дюймовым CMOS-датчиком изображения Exmor, со сменными объективамиSony PMW-EX3
Карта памяти: 64 ГБ для, поток до 1,2GbSony SBS-64G1A
USB-устройство считывания/записи на твердотельную память SxS PROSony SBAC-US10
# Стекло для защиты фронтальной линзы объектива (опционно)Tiffen UV-77
Комплект питания: аккумулятор UPL-95 Li-ion, 95W/h — 2 шт., одноканальное зарядное устройство CL-202-1 шт.Logocam UPL-95 KIT
Светодиодный накамерный светильник с автономным питаниемDedolight Ledzilla
Плечевая опораSony VCT-SP2BP
Штатив: до 12кг. Универсальная жидкостная голова и тренога из алюминиевого сплава высотой от 580 до 1710 ммE-Image EI-7080-AA
Микрофон репортёрский, кардиоидаSennheiser MD 46
Радиосистема: Портативный приёмник EK 100 G3, Портативный передатчик SK 100 G3, Подключаемый передатчик SKP 100 G3, Петличный микрофон ME 2Sennheiser EW 100 ENG G3
Транспортный кофр с для компактных камкодеров с дополнительными аксессуарамиАлми Бета EX 3
Дождевой чехолАлми Тета EX 3
Зимний чехолАлми Эпсилон EX 3
Комплект рисующего и заливающего светаLogocam A-LED 1900 DIM KIT
   

Дополнительные материалы

Следует напомнить, что при создании телевизионной студии, помимо основного, перечисленного выше, оборудования используется и определенное количество дополнительного. Как правило, это – различного вида кабель, соединительные разъемы, розетки, фурнитура и устройства крепления, необходимые для соединения всей студийной аппаратуры в единый рабочий организм.

С каждым годом появляются всевозможные технические новинки, создаются новые форматы, разрабатываются новые технологии и программное обеспечение. Поэтому комплектация, закупка и последующее создание телевизионных студий  людьми, слабо разбирающимися в технической совместимости того или иного оборудования, может привести к неэффективной работе, усечению технического функционала, и как следствие – потере значительных денежных средств.

Спецификации созданные для небольших, региональных телестудий год назад значительно отличаются от того оборудования, которое мы можем  предложить сегодня. Обращайтесь к нашим специалистам. Мы поможем подобрать оборудование исходя из ваших персональных запросов и финансовых возможностей.