Сколько денег добывают в космосе: изучаем отчет Ассоциации спутниковой индустрии

Ассоциация спутниковой индустрии (SIA, Satellite Industry Association) выпустила отчет о состоянии спутниковой отрасли по итогам 2016. Общий доход по сравнению с 2015 годом вырос на 2% и составил $260,4 млрд. Это, пожалуй, главный показатель, характеризующий состояние отрасли. Другие цифры и данные смотрите ниже.

Всего на 31 декабря 2016 года SIA насчитала 1459 действующих спутников. Самое большое количество — 35% — коммерческие коммуникационные, далее — 19% — спутники для дистанционного зондирования земли (ДЗЗ), 15% занимают коммуникационные аппараты государственных структур, 12% — экспериментальные, 6% — военная разведка и системы раннего предупреждения, 7% — навигация, 5% — научные, 2% — метеорологические, коммуникационные некоммерческие — 1%, наблюдение за космосом — 1%. На геостационарной орбите находится 520 спутников.

Доходы спутниковой индустрии продолжают расти, хотя и медленнее

За 10 лет доходы спутниковой индустрии, выросли в два раза: со $122 млрд в 2007 году до $261 млрд в 2016-ом. В эту сумму входят следующие сегменты: спутниковый сервис, пуски, производство оборудование и космических аппаратов. Самый большой рост всего рынка фиксировался в 2008 году — 19%, и в 2012 году — 18%. Впоследствии темпы роста упали: 7% в 2014 году, 3% в 2015-ом и 2% в 2014-ом.

Спутниковый сервис внес наибольший вклад в доходы спутниковой индустрии — $127,7 млрд, рост 0,2%. Из этой суммы $104,7 млрд приходится на пользовательский сервис, $17,4 млрд — на фиксированный, $3,6 млрд — на мобильный, $2 млрд — на дистанционное зондирование Земли.

Спутниковый сервис хоть привносит самый большой объем дохода в индустрию, но не демонстрирует высоких темпов роста. В 2012-2015 годах рост составлял 4-5%, в 2016 году упал до 0,2%.

DTH: большая доля в доходах, плохая динамика развития

Ожидаемо самый большой вклад в доходы от спутниковых сервисов внесло непосредственное спутниковое ТВ — $97,7 млрд, спутниковое радио — $5,0 млрд, широкополосный доступ — $1,7 млрд. Выручка от фиксированной спутниковой связи — $4,4 млрд (падение, по сравнению с 2015 годом 3%), мобильного сервиса — $0,5 млрд (рост по сравнению с 2015 годом 5%). Другое агентство — Northern Sky Research (NSR) — недавно представило прогноз развития рынка мобильной спутниковой связи с морскими судами. Если верить аналитикам агентства, в 2026 году только аренда спутниковой емкости для этого сектора будет приносить доход в $1 млрд.

Рынок дистанционного зондирования Земли самый динамичный, его дохода, по сравнению с показателями 2015 года, выросли с $1,8 до $2 млрд (на 11%). Эксперты объясняют быстрый рост эффектом низкого старта: чем более низкие показатели при старте, чем меньше объем рынка, тем выше скорость на начальном этапе развития.

Непосредственное спутниковое телевещание (DTH) генерирует самый большой доход, который составляет 77% от объема денежных поступлений всех спутниковых сервисов и 93% от пользовательского спутникового сервиса. Но при этом DTH демонстрирует отрицательную (хотя и небольшую) динамику. Доход от DTH в 2015 году был немного больше, чем в 2016-ом — $97,8 млрд. С 2012 года по 2015 года доход этого сегмента рос более ощутимыми темпами: в 2012 году доход от DTH составил $88,4 млрд, в 2013 — $92,6 млрд, в 2014 — $95,0 млрд, в 2015 — $97,8 млрд. И в 2016 году индустрия DTH впервые показала падение дохода.

Российский рынок DTH отличается от мирового

Выручка российских DTH-операторов растет. Как сообщила «Теле-Спутнику» пресс-секретарь «Триколор ТВ» Ульяна Рассказова, причина в большей привлекательности российского рынка непосредственного вещания для инвесторов:

«Выручка «Триколор ТВ» год к году стабильно растет — с 6,3 млрд руб. в 2012 году до 17,9 млрд руб. в 2016 году. Средний рост выручки за этот период составляет порядка 30%. Стабильно растет и такой финансовый показатель как ARPU — за 4 года средний чек увеличился почти в 2,5 раза.

У российского рынка платного телевидения действительно есть ряд отличий от европейского. Он начал развиваться существенно позже, чем на Западе и, как следствие, более привлекателен для инвесторов как с точки зрения развития абонентской базы, так и с точки зрения увеличения ARPU. Данная ситуация является своего рода залогом дальнейшего успешного развития различных сервисов и услуг, операторов и самого российского рынка».

«Орион» за 2015 год получил от DTH доход в 2,64 млрд руб., в 2016 году — 2,66 млрд руб. (). В первом полугодии 2017 года — 1,185 млрд руб.

Доходы производства наземного оборудования обеспечивает навигация

Следующий по вкладу в общий доход спутниковой индустрии — разработка и производство наземного оборудования. Выручка этого сегмента составила $113,4 млрд с общим ростом в 7%. Из них $84,6 млрд — производство оборудования для спутниковой навигации (рост 8%). $18,5 млрд вложил сектор пользовательского оборудования (не навигационного) — абонентские терминалы для приема спутникового ТВ, радио и интернет-доступа, аппараты мобильной связи (рост 1%). $10,3 млрд принесло сетевое оборудование, то есть станции сопряжения, хаб-станции, оборудование для спутникового сбора новостей и для перегонки телерепортажей, профессиональное VSAT-оборудование (рост 7%).

Военные спутники самые выгодные

Доход от производства космических аппаратов упал на 13% и составил $13,9 млрд.

В 2016 году всего было запущено 126 спутников, это гораздо меньше, чем было в 2015 году, когда на орбиту было выведено 202 космических аппарата. Самые дорогие оказались спутники военной разведки: их было запущено только 10% от общего количества, зато они принесли производителям 44% дохода от указанных $13,9 млрд. Обратный перекос у спутников ДЗЗ. Их было запущено 51% от общего количества, а в доходах сектора производства они занимают только 12%. Коммерческих коммуникационных аппаратов запустили 16%, и они по странному совпадению принесли 16% дохода производителям. Похожая картина с навигационными аппаратами: 10% из запущенных и 12% дохода.

В 2016 году заказано 17 геостационарных космических аппаратов, из них 10 заказано американским компаниями, 5 — европейскими, 2 — российскими.

Пусковые услуги вложили в общий доход индустрии $5,5 млрд, рост по сравнению с 2015 годом — 2%. Это очень хороший показатель, поскольку в 2015 году доход пусковой индустрии упал на 9% по сравнению с 2014 годом.

Цифры подтверждают то, что говорят и эксперты: традиционные секторы спутникового рынка (фиксированная связь, корпоративный бизнес) падают. Стабильность сохраняет телевещание, а наиболее перспективный сектор — связь с подвижными объектами.

Полностью отчет SIA доступен здесь.

 

 

Источник