Операция «Спутник»
60 лет назад были разработаны и изготовлены в нескольких экземплярах первые советские транзисторные телевизоры «Спутник-1» и «Спутник-2». В этой статье мы расскажем увлекательную историю этого неординарного события в истории советской телевизионной отрасли.
ДОГНАТЬ И ПЕРЕГНАТЬ ЯПОНЦЕВ
К середине 1950-х годов производство телевизоров в СССР набирало обороты. В год выпускалось несколько сотен тысяч ламповых ТВ-приемников, медленно, но верно они превращались из экзотической технической новинки в относительно доступный, хотя и очень дорогой предмет интерьера квартир советского человека. Эта тенденция хорошо прослеживается при внимательном просмотре советских кинофильмов: если в начале 1950-х в красном углу квартиры непременно стоял ламповый приемник, то в конце этого десятилетия и особенно в 1960-е годы на экране все чаще появляются КВН-49, «Ленинград-Т2» и другие советские телевизоры. С позиции сегодняшнего дня можно утверждать, что технические характеристики массовых советских моделей мало в чем уступали (если уступали вообще) лучшим мировым образцам. Это легко объяснимо: в те годы товары народного потребления, особенно высокотехнологичные, выпускались на оборонных предприятиях. Так сказать, в нагрузку к основной военной продукции. А уж военную технику у нас всегда умели делать на совесть. Справедливости ради отметим, что элементная база и материалы, доступные конструкторам бытовых устройств, имели значительно более бедный ассортимент, чем у их коллег «спецушников», так как лучшая элементно-компонентная база как тогда, так и сейчас, шла в первую очередь на нужды обороны страны. Тем не менее советские ламповые радиоприемники и телевизоры до сих пор вызывают уважение основательностью своей конструкции и качеством исполнения.
Одним словом, советская телевизионная отрасль к середине 1950-х годов уже крепко стояла на ногах. Поэтому у руководства Министерства радиопромышленности СССР возникла идея удивить мир на какой-нибудь международной выставке. В те годы научно-технический салон инновационных технологий «Эврика» в Брюсселе имел непререкаемый авторитет среди инженеров всего мира. Поэтому «Большая золотая медаль» салона была чем-то вроде технологического «Оскара» и являлась признанным международным знаком качества для технических разработок. В разные годы этой медали удостаивались автомобиль ГАЗ-21 «Волга», электрофон «Аккорд-001» и еще целый ряд выдающихся разработок советских инженеров.
Поэтому в конце 1950-х годов перед руководством головной организации телевизионной отрасли —Московского научно-исследовательского телевизионного института (МНИТИ) — была поставлена задача изготовить и продемонстрировать на одной из ближайших «Эврик» нечто такое, чего и близко не было у конкурентов.
Понятно было, что сделать ламповый чудо-телевизор вряд ли удастся, так как их базовая светотехника к тому времени уже стала оптимальной, а, значит, классической для моделей всех ведущих компаний во всем мире. Можно было, конечно, попробовать создать проводной пульт дистанционного управления, чтобы с его помощью переключать телепрограммы. Однако в то время даже в Москве и Ленинграде передавали всего две-три ТВ-программы, поэтому особой нужны в этом не было — в отличие от радиоприемников, где можно было часами путешествовать по радиоэфиру на разных частотах и диапазонах. Поэтому для топового советского лампового радиоприемника «Фестиваль» (1957 г.) проводную «лентяйку» сделали, а вот для телевизоров делать не стали.
Куда более амбициозной — с учетом тотального господства ламповых аппаратов — представлялась задача сделать транзисторный телевизор. Тем более что тогда транзисторы были самой горячей технической новинкой, так как их серийный выпуск американская компания Bell Labs начала лишь в 1951 году. Удивительно, но в СССР производство точечных транзисторов (ТС1—ТС7) запустили в серию уже в 1953-м, а плоскостных (П1) — в 1955-м. Но что это за транзисторы? Их коэффициент усиления был очень мал, они были низковольтными и низкочастотными, а повторяемость параметров от партии к партии транзисторов была крайне низкой. В быту на их основе можно было создать лишь малогабаритный радиоприемник, что блестяще осуществили инженеры Sony — одного из признанных первопроходцев эры транзисторов. Эта японская компания всегда отличалась инновационностью и смелостью инженерной мысли, поэтому неудивительно, что ей первой в мире удалось в 1955 году разработать транзисторный приемник TR-55, а спустя два года запустить в серию «карманный» Sony TR-63, который появился на рынке США в 1957-м. Хотя Sony TR-63 был действительно компактным, назвать его карманным в прямом смысле слова было нельзя, так как он не помещался в нагрудный карман рубашки. Однако в Sony пошли на нестандартный ход — сшили для своих рекламных агентов специальные рубашки с увеличенным карманом, в котором чудо японской электроники свободно помещалось.
Однако дистанция от карманного транзисторного приемника до транзисторного телевизора, что называется, как до Луны. Во-первых, частоты УКВ-диапазона, в котором передаются телевизионные программы, много выше, чем частоты радиопрограмм в диапазонах МВ и ДВ. К тому же телевизионный сигнал в эфире имеет более широкую полосу, чем сигнал радиостанции. Во-вторых, схемы разверток кинескопа (даже с маленьким размером экрана) требуют очень высокого напряжения и токов, особенно для строчной развертки. Казалось, что эти задачи для уровня электронной техники тех лет были почти нерешаемыми. Однако отдел научно-технической информации МНИТИ и его пытливые инженеры раскопали в зарубежных научных журналах информацию о том, что после создания транзисторного приемника Sony начала разработку малогабаритного транзисторного телевизора. Это был вызов, который советские инженеры-телевизионщики решили принять.
ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К «СПУТНИКУ»
В МНИТИ разработку транзисторного телевизора поручили коллективу инженеров, которые до этого успешно создали и запустили в серию первую самостоятельную разработку института — ставший популярным у населения черно-белый телевизор «Авангард». И хотя его схема была выполнена целиком на лампах, это ничуть не смутило коллектив разработчиков: А. Я. Брейтбарта, Л. Г. Семенова, Е. Е.Филиппова, Я. И. Эфрусси, В. И. Кузьмину, С. М. Гринина, Б. Н. Хохлова, Джеймса Мак-Миллина, В. Г. Кольцова, и других. Благо опыт работы с транзисторами в МНИТИ уже был.
Первое время проект, прямо скажем, не ладился. Капризные транзисторы «горели синим пламенем» при малейшем превышении рабочих режимов, схемы самовозбуждались и отказывались работать на высоких частотах. Но сложнее всего приходилось специалистам по развертке, так как высокое напряжение первенцы советской микроэлектроники переносили плохо. Иногда возникало сомнение в том, что задача вообще решаема.
Между тем по другую сторону света в Стране восходящего солнца дела обстояли ненамного лучше. Закон Ома — он и в Японии закон Ома, поэтому у японских инженеров были точно такие же проблемы. Однако их преимущество заключалось в том, что им были доступны не только самые совершенные транзисторы, имевшиеся на мировом рынке, но и другая необходимая элементная база, включая малогабаритные электролитические конденсаторы, которые всегда были ахиллесовой пятой советской радиоэлектроники. Японцам упорства не занимать, и они, как настоящие самураи, упорно шли к заветной цели. Вскоре они показали первые макеты на основе малогабаритного кинескопа с размером экрана 8 дюймов. Каким-то непостижимым образом эта информация попала в Москву, и инженеры МНИТИ точно знали, что задачу создания транзисторного телевизора можно решить. А уверенность в успехе это, как минимум, уже половина дела.
Между тем время до открытия выставки в Брюсселе осенью 1959 года поджимало, поэтому приходилось работать до самого вечера. И вскоре результат не замедлил сказаться — на рабочем столе разработчиков стоял работающий образец транзисторного телевизора. Так как в конце 1950-х годов была чрезвычайно популярна тема полетов в космос, то первый полностью полупроводниковый телевизор назвали «Спутником». Он был предназначен для приема передач, ведущихся только в первом телевизионном канале (49,75—56,25 МГц). В телевизоре было применено 30 транзисторов, 9 германиевых диодов и 9 селеновых выпрямителей, использовался кинескоп 23ЛК2Б с размером изображения на экране 140×180 мм. Хотя телевизор был выполнен в настольном варианте, малые габариты и вес позволяли использовать его как автомобильный. Футляр телевизора был сделан из штампованного тонкого металлического листа и покрыт нитролаком. Круглый громкоговоритель был расположен на правой боковой стенке футляра.
В телевизоре было применено 30 транзисторов, 9 германиевых диодов и 9 селеновых выпрямителей
Настройка телевизора производилась шестью ручками для управления, расположенными на задней стенке футляра. Аккумулятор располагался снаружи и подсоединялся к телевизору через разъем. Электрическая схема телевизора выполнена на двух печатных платах, укрепленных на легком металлическом каркасе. Применение полупроводников позволило снизить потребляемую телевизором мощность и массу. Единственным электровакуумным прибором был кинескоп, имеющий прямоугольный экран. Отклонение луча магнитное, фокусировка изображения электростатическая. В связи с большими шумами п/п, колебаниями режима при изменении температурных условий, изменением напряжения источников питания и т.д. применен целый ряд схемных решений, снижающих эти влияния на работу телевизора. При разработке телевизоров конструкторы использовали все возможности для получения от каждого каскада наибольшей эффективности, не снижая при этом качественных показателей. Основные технические данные: чувствительность по каналу изображения 50 мкВ, разрешающая способность в центре экрана 500 линий, полоса воспроизводимых звуковых частот 160—6000 Гц, номинальная выходная мощность звука 0,3 Вт, питание осуществлялось от автомобильного аккумулятора с напряжением 12 В.
О том, как в ту пору работали в МНИТИ, и о творческой атмосфере, которая сложилась в его дружном коллективе, вспоминает непосредственный участник этих событий Борис Николаевич Хохлов. «В пять часов вечера, когда формально рабочий день заканчивался, работа только по-настоящему разворачивалась. Домой уходили в 10-11 часов ночи. Трудности преодолевали благодаря энтузиазму и находчивости сотрудников. Селекторы каналов изготавливал Аркадий Оводенко — редкий знаток своего дела. Кадровой разверткой занималась В. И. Кузьмина. Строчной — болгарский аспирант Ангел Ангелов. Я занимался видеотрактом. В. Г. Кольцов осуществлял комплексные работы. Огромную помощь оказывал начальник макетной мастерской Константин Николаевич Березин. Будучи талантливым самородком-механиком, он мог решить практически любую техническую задачу, например изготовить прецизионный шаблон со сложным профилем отклоняющей системы. Вершиной его творчества стал станок для сгибания плоских металлических заготовок, который он лично рассчитал и сам изготовил. Станок позволял делать детали сложной формы, причем сгибы получались как на хорошем штампе. По мере приближения срока отправки телевизора на выставку напряжение нарастало. В последнюю ночь телевизор уже функционировал, но все время выявлялись мелкие недоработки, и Кольцов порывался их устранить, а В. И. Кузьмина кричала: “Держите Кольцова — он сломает!”». Тем не менее все закончилось хорошо: разработчики МНИТИ чудом успели выполнить разработку в срок, и телевизор улетел в Брюссель, где и был с успехом продемонстрирован. За эту разработку представители СССР получили большую золотую медаль салона «Эврика» в 1959 году и успели на несколько месяцев опередить японцев.
БОЛЬШОЙ ТРИУМФ МАЛЕНЬКОГО ТЕЛЕВИЗОРА
После успеха «Спутника» в Брюсселе японские инженеры с повышенным энтузиазмом доводили свою разработку до ума. Точнее, до серийного производства. В удивительно короткие сроки им удалось решить множество сложных технических проблем и первыми в мире запустить 25 декабря 1959 года в серийное производство портативный телевизор под маркой TV8-301. Телевизор работал от двух 6-вольтовых батареек или от сети переменного тока. Его схема, помимо малогабаритного черно-белого кинескопа, содержала 23 транзистора и 17 диодов. Отмечается, что телевизор весил 4 килограмма и в силу новизны конструкции хваленой японской надежностью еще не отличался. Да и стоил непомерных $249,95, что по сегодняшним меркам составляет около $2000 (или около 120 тысяч рублей по текущему курсу). Даже самим японцам пришлось бы работать 5 месяцев подряд для покупки такого телевизора. Данная модель позиционировалась исключительно как люксовая вещь, а не предмет массового, ежедневного пользования. Помимо высокой цены, телевизор Sony TV8-301 имел и ряд других недостатков, в частности искажал изображение. За эту особенность он получил прозвище «Sony — хрупкий маленький ребенок». Данная модель выпускалась всего два года — с 1960-го по 1962-й. Тем не менее успех был оглушительный. Напомним, что в те годы японцев (впрочем, как и СССР) мало кто воспринимал как законодателя моды на рынке бытовой радиоэлектроники, на котором тон задавали в первую очередь Philips, RCA, Siemens, Telefunken. С выпуском своего мини-телевизора Sony сразу же попала в высшую лигу.
ПРОРОКИ В СВОЕМ ОТЕЧЕСТВЕ
А что же наш «Спутник»? После триумфа в Брюсселе образец телевизора вернулся в МНИТИ, где был доработан в связи с появлением новых более совершенных транзисторов. Так на смену «Спутник-1» пришла модель «Спутник-2». Оба этих телевизора демонстрировались на различных выставках, в том числе на ВДНХ. Но в отличие от своего японского визави, в серийное производство этот замечательный телевизор так и не был запущен.
После триумфа в Брюсселе образец телевизора доработали в связи с появлением более совершенных транзисторов
Во-первых, так же, как и его японский собрат, телевизор получился сложным и дорогим. При маленьком размере изображения это превращало его в дорогую игрушку, купить которую мог далеко не каждый советский гражданин.
Во-вторых, неясной оказалась его рыночная ниша. Руководство отрасли искренне не понимало, зачем советскому человеку малогабаритный телевизор с автономным питанием. Теоретически «Спутник» можно было использовать как автомобильный телевизор, но у кого в то время были личные автомобили? А для служебных машин вполне хватало встроенных радиоприемников. К тому же телевещание в те годы было в основном в крупных городах, где аналоговое телевидение в автомобилях принималось неустойчиво. А за городом его и вовсе принять было невозможно на маленькую телескопическую антенну телевизора.
Одним словом, в серию ни «Спутник-1», ни «Спутник-2» не пошли. А жаль, потому что, создав их, советские инженеры из МНИТИ доказали, что по своему профессиональному уровню они ни в чем не уступают лучшим зарубежным компаниям. В заочном соревновании с Sony этот поединок можно считать боевой ничьей: в МНИТИ первыми сделали рабочий прототип и показали его на международной выставке в Брюсселе, зато Sony первой запустила свой телевизор в серийное производство. Поэтому, хотя история создания «Спутника» и не получила достойного продолжения, она остается одной из славных и незаслуженно забытых страниц в истории советской телевизионной отрасли.
Всем знакомо ироничное выражение «Россия — родина слонов», в том смысле, что многие россияне в порыве квасного патриотизма пытаются приписать своим ученым и инженерам приоритет в разработке и создании многих образцов техники и научных исследований, которые на самом деле совершили их зарубежные коллеги. Однако в истории МНИТИ, который в этом году отмечает свой 70-летний юбилей, есть действительно много передовых разработок, во многом опередивших свое время. Это статья — первая из серии публикаций, цель которой — познакомить вас с некоторыми славными страницами истории института.