7 монтажных фильмов: от династии Романовых до дорожных регистраторов
К выходу масштабного документального фильма Сергея Лозницы «Государственные похороны» подготовили подборку важных картин, сделанных в довольно редком поджанре монтажного кино.
Монтажный фильм автор создает из чужого видеоматериала, отснятого ранее и возможно даже не в кинематографических целях. Архивные хроники, фрагменты игрового кино, редкие или общедоступные кадры монтируются режиссером таким образом, чтобы сформировалась новая история, сложилось собственное публицистическое высказывание. |
1«Падение династии Романовых» (Эсфирь Шуб, 1927)
У истоков монтажного кино стояла советский документалист Эсфирь Шуб. Ее первая и самая известная картина «Падение династии Романовых» заложила основу жанра.
Используя только дореволюционную хронику, Шуб показала причины, приведшие к трагическим революционным событиям октября 1917 года. Работа, безусловно, пропагандистская и однобокая, однако ценна открытиями оригинальных векторов развития документалистики. А ее выход, кстати, сопровождался внушительным успехом, редким для хроники.
2«Почему мы сражаемся» (Фрэнк Капра, 1942-1945)
На технике монтажного кино во многом базируется американский семичастный цикл «Почему мы сражаемся», который рассказывает о причинах Второй мировой войны и ее фронтах. Любопытен подход авторов — они пытались максимально обойтись без политики и сосредотачивались на истории и судьбах народов.
Режиссер Фрэнк Капра, главный американский комедиограф 1930-1940-х, считал цикл одной из лучших работ в своей карьере. Открывающий эпизод «Прелюдия к войне» выиграл «Оскар» как лучший документальный фильм, а эпизод «Битва за Россию» был удостоен номинации премии.
3«Обыкновенный фашизм» (Михаил Ромм, 1966)
Одна из главных картин в фильмографии великого Михаила Ромма, исследующая феномен фашизма: его происхождение, развитие, проявления и следствия.
В фильме использована в основном официальная немецкая хроника, а также любительские съемки, сопровождаемые горьким и эмоциональным комментарием самого Ромма. Иные кадры фильма способны шокировать даже сегодня. Картина была на волоске от запрета, но в итоге ее все-таки пустили в прокат, где она собрала аудиторию более 20 млн человек.
4«Остров мертвых» (Олег Ковалов, 1993)
В 1990-е годы отечественные кинематографисты открыли для себя жанр монтажного кино с новой стороны — обнаружили возможность для «визуальной рефлексии». Один из тех, кто реализовал такой подход — Олег Ковалов.
Картина о дореволюционном кинематографе «Остров мертвых» была сделана на основе не только кинохроники, но и игровых фильмов, анимации Владислава Старевича, и других малодоступных в советское время материалов Госфильмофонда. Результатом стал поэтичный «сюрреалистический коллаж» не только о кино, но и об утраченной эпохе.
5«Блокада» (Сергей Лозница, 2005)
Эталон аскетизма в монтажном жанре и воплощение особого документального подхода Сергея Лозницы. Картина лишена музыкального сопровождения, авторского комментария и даже пояснительных титров.
Монтируя редкие сохранившиеся кадры, запечатлевшие быт блокадного Ленинграда, Сергей Лозница восстанавливает хронику умирания города. Фильм стал одним из ключевых событий отечественной документалистики начала XXI века и собрал с десяток призов международных кинофестивалей.
В схожем формате режиссер сделал ряд других картин, которые переосмысляют переломные эпизоды отечественной истории: «Событие», «Процесс» и «Государственные похороны».
6«Автобиография Николае Чаушеску» (Андрей Ужица, 2010)
Картина об одном из самых эксцентричных и жестоких диктаторов стран социалистического блока — румынском лидере Николае Чаушеску. Трехчасовая лента не зря названа автобиографией: в ее основе — льстивая официальная хроника, которая охватывает весь период правления политика. Картину включают в списки лучших документальных работ XXI века.
7«Дорога» (Дмитрий Калашников, 2016)
Монтажное кино, скажем так, новой эпохи — эпохи YouTube.
Молодой режиссер Дмитрий Калашников создал своего рода фреску о России, используя бесчисленное количество записей с автомобильных видеорегистраторов, которые он собирал на просторах интернета.
Следя за чередой микросюжетов, зритель сталкивается (в прямом смысле) то с челябинским метеоритом, то с полыхающей Сибирью, то с вооруженными людьми, то со сбежавшими со свадьбы девушками. Пульс жизни россиян таким образом предстает во всей своей первозданной красе, ведь участие автора здесь сведено к минимуму, а видеорегистратор является образцом беспристрастного наблюдения.