Как создать телестудию
В конце 1998 года группа единомышленников сделала шаг, который по оценке всех более трезвомыслящих друзей (и специалистов) был оценен как исключительное безумие. Мы создали «Мистериум» — небольшую частную видеокомпанию для реализации наших амбициозных планов по созданию гениальных (разумеется) кино- и видеошедевров. Предполагалась также в кратчайшие сроки захватить весь мировой кино- и видеорынок. Так что, на тот момент отсутствие информации заменялось абсолютно искренней и наивной наглостью.
Таким образом, мы типичная небольшая студия, которая пытается выжить в наше нелегкое время, и имеет все проблемы, которые возможно иметь при отсутствии мощных финансовых источников.
Когда мы только образовывались и еще мало разбирались в профессиональной специфике, мы натолкнулись на то, что высокопрофессиональная аппаратура стоит гораздо дороже, чем мы предполагали. Конечно мы ориентировались в ценах различных моделей съемочного и студийного оборудования, но мы не ожидали, какой объем дополнительной техники и обеспечения необходим для производства действительно высококачественных и профессиональных программ, удовлетворяющих вещательным форматам.
При закупках мы сделали основной акцент на съемочную и студийную аппаратуру — камеры, штативы, стойки, микрофоны, монтажный комплекс, графические станции и т.п. Все было хорошо, мы более или менее уложились в бизнес-план.
Но мы упустили свет. По крайней мере, мы не предполагали, что нужно так много света и такого качества. Это особенно актуально, когда вы снимаете не на Betacam, а на низкоуровневых полупрофессиональных форматах типа S-VHS, DV, DVCAM. Вы можете возразить, что, дескать, профессиональные фильмы не снимают на этих форматах. Отнюдь! Мы работаем с большой группой клиентов, для которых использование эфирных форматов нецелесообразно по экономическим соображениям. Это производители различных мультимедийных дисков, демонстрационно-учебных кассет и прочие. Кроме того, часто бывает так, что клиент драматически нуждается в видеоматериале, но физически не может оплатить посты Betacam.
Безусловно, счастлив тот режиссер, который имеет в своем распоряжении Betacam и все необходимое осветительное оборудование. Мы, к сожалению этого не имели. В некоторых ситуациях мы арендовали Betacam, и его динамический диапазон по свето- и цветопередаче спасал нас с нашими скромными осветительными возможностями. Тогда (около полутора лет назад) мы имели едва 1,5…2 киловатта света. Естественно при съемках на S-VHS у нас возникали проблемы. Они были тем более остры, что наша «нелинейка» была оборудована miroDC50, что существенно сказывалось на контрастности и цветопередаче во время оцифровке исходного материала.
Улучшить ситуацию мог только полноценный свет, т.е. не меньше 17…25 кВт на небольшую мобильную или стационарную студию площадью не более 20 м2. Причем свет с подходящей цветовой температурой и спектральным составом. Работа же на съемочной площадке в 50…70 м2 требовала не менее 30…50, а в случае большой студии 200…300 м2 при большом скоплении людей — не менее 80…150 кВт (в зависимости от художественного замысла).
Причем, как вы понимаете, нужен свет и заполняющий и рисующий, контровый, френели или их аналоги (про DEDOLIGHT я уже и не говорю). А к свету еще кучу всяких «прибамбасов» — перестраиваемые штативы, кронштейны, легкосборные фермы, фоны, отражатели и рассеиватели, фильтры обычные и дихроичные, зонтики, световые стены… И весь этот свет надо запитывать, да так, чтобы не возникло пожара или поражения током, а это значит нужны диммеры, регулируемые источники питания, силовые вводы, а для выездных съемок генераторы и электростанции. И всей этой «гвардией» надо как-то управлять, ее надо собирать, эксплуатировать, комплектовать, монтировать. Она потребляет кучу электроэнергии и расходных материалов. Нормальные фотолампы иногда имеют критически низкий срок службы. Я уже не говорю об оперативных репортерских ситуациях с накамерниками, переносными аккумуляторами, от которых отваливается поясница, ручных штативах и прочего.
В общем когда мы в поисках всего этого богатства пришли в несколько фирм., торгующих профессиональной аппаратурой импортного производства, и увидели их цены на эту самую аппаратуры — мы пребывали просто в шоке.
Вот примеры дешевого студийного света:
Комплекты Vip серии PRO фирмы IOWEL:
— 2 рассеянных по 500 Вт, 2 штатива, фильтры, рассеиватель — 662 доллара;
— 2 рассеянных по 500 Вт, 1 универсально-направленный 100 Вт, 3 штатива, фильтры, рассеиватель — 1066 долларов;
— 4 направлено- рассеянных по 500 Вт, 2 рассеянных по 800 Вт, 5 штативов, 3 рассеивателя — 3032 долларов.
Другой пример серии IANIRO с линзой Френеля:
— Solaris Fresnel MO 1 кВт + шторки, рамка для фильтров, защитная сетка — 646 долларов.
В других фирмах расценки аналогичного порядка.
Так одно из студийных решений одной известной московской фирмы выполнено на основе осветительного и монтажно-управляющего оборудования фирмы Sachtler для студии класса 20 м2. Безусловно — это высокопрофессиональное решение с использованием мощной и гибкой системой управления света. При этом собственно объем света относительно невелик — около 36 кВт. Светом в такой студии удобно управлять и он обеспечивает высокое качество картинки. Но цена — только оборудования, без монтажных и пуско-наладочных работ — «всего» 27629 долларов. Какая мелочь! Конечно, это вполне подходящая цена для крупного теле- или кинопроекта, но для нас это было неприемлемо.
Я вовсе не хочу сказать, что эта аппаратура не стоит таких денег. Она стоит. Проблема не в этом. Проблема в том, что для небольших студий такие решения невозможны по финансовым соображениям. У них просто нет денег. А таких студий в России большинство. Только в Москве около 55 небольших кабельных студий и около 170 видео- и кинокомпаний, среди которых наберется едва ли 20…30%, которые способны укомплектоваться по высшему разряду. В регионах общее количество студий около 1000, и там такая же ситуация — 10…15% относительно крупных объединений — государственных или крупнокорпоративных. Остальные — это небольшие студии с объемом капиталовложений, часто не превышающем 20-30 тысяч долларов. И часто большинство средств вложено в камеры, монтажное оборудование (как линейное, так и нелинейное). В большинстве случаев это S-VHS, иногда, в особо хорошем случае, DV или DVCAM.
Стало быть, все такие студии сталкиваются с проблемой — чтобы качественно снимать на полупрофессиональной аппаратуре — нужен качественный свет, но профессиональный свет баснословно дорог. Замкнутый круг!
Вот с таким замкнутым кругом мы и столкнулись. Однако, после некоторого периода уныния, мы стали размышлять более продуктивно. Для начала мы немного по-другому сформулировали задачу. Звучало это так:
Каким минимально необходимым и достаточным требованиям должен отвечать свет для профессионального видео-, кино- и фотопроизводства? После серьезного анализа реальных потребностей, с одной стороны и того, что было на рынке, с другой стороны, мы пришли к выводу, что все требования к характеристикам света делятся на три группы:
— фотометрические — цветовая температура, спектральные характеристики;
— эксплуатационные — мощность, наличие управления, аксессуаров и т.п;
— безопасность.
При этом самыми важными все же являются фотометрические и «безопасные» характеристики. Эксплуатационные характеристики более определяют то, насколько удобно или комфортно работать со светом. Иными словами, работая с примитивным прожектором, вы можете руками включать и выключать его из розетки, а можете дистанционно управлять его параметрами с пульта. Второе решение будет, безусловно, приятнее, но скорее всего в три-четыре раза дороже.
Вот тут и возникает стандартный российский вопрос — остановиться на дорогом и удобном в эксплуатации приборе, но приобрести его в единственном экземпляре, или приобрести на ту же сумму полный набор приборов, удовлетворяющих требованиям по параметрам безопасности и фотометрическим характеристикам, но менее удобными в работе?
Чтобы поставленный вопрос стал понятнее — приведу пример. Допустим, спонсор дал на приобретение света 1000 долларов. Это ваш световой бюджет. Соответственно вы можете на эти деньги приобрести два полукиловаттника известной фирмы или почти десять киловатт более демократичных решений.
Иногда вопрос стоит еще более жестко, когда ваш съемочный бюджет исчисляется драматически ничтожными цифрами. Тогда вопрос стоит так: либо снимать вообще без света (заранее неприемлемый вариант) или снимать с любым светом, который хотя бы удовлетворяет по своим фотометрическим параметрам. Иными словами, ситуация когда на безрыбье и рак — рыба.
Эта ситуация хорошо знакома небольшим рекламным студиям, не раскрученным клипмейкерам, молодым исполнителям и всем, кому надо пробиться, но нет бюджета в стиле Фили Киркорова.
Когда мы это все осознали, то, разумеется, сделали выбор в пользу варианта «любой свет, который проходит по требованиям видеопроизводства и самый дешевый». Точнее, выбора то у нас и не было, да и денег тоже.
Мы начали поиск иноформации, решений, производителей, приборов, возможностей. Проявляли солдатскую смекалку. Подбирали варианты, снимали в разных вариантах освещения, делали цветопробы, экспонометрировали, делали тройной и более монтаж. Смотрели — как «плывут» цвета, что происходит с контрастностью, резкостью. Меняли конструкции.
В результате постепенно сформировалась определенная концепция света для малобюджетного производства. Эта концепция включает несколько основных положений, каждое из которых может быть найдено по отдельности, но в комплексе дают недорогое, но эффективное решение для профессиональных потребностей.
Свет складывается из:
— лампы, которая определяет основные фотометрические параметры источника. Мы остановились на лампах фирмы OSRAM. Полный спектр продуктов этой фирмы насчитывает более 400 позиций специализированных ламп для видео-, кино- и фотопроизводства: от простых маломощных галогенных лампочек с питанием 12 В до мощных дуговых и ксеноновых ламп мощностью до 10 кВт. В отдельных случаях мы используем источники других производителей;
— световой арматуры, которая включает корпус прибора, различные приспособления для установки шторок, сами шторки, фильтры и т.п. Прожекторы (в зависимости от назначения источника) могут быть различной формы, с линзой Френеля, безлинзовые и т.п.;
— крепежной арматуры, с помощью которой источник крепится на ферму, к штативу, к поверхностям. Крепеж необходим также для закрепления и регулировок различных рассеивателей, отражателей, зонтиков и других приспособлений для изменения параметров светового потока;
— установочного и монтажного оборудования, включая различные типы штативов, кранов, подвесных и стоячих ферм, конструкций, рельсов, роликов, устройств перемещения и изменения положения;
— силового оборудования, обеспечивающего правильное и безопасное питание освещения, начиная от кабелей и предохранителей, заканчивая диммерами, блоками управления, силовыми блоками, силовыми вводами и стойками. Для мобильного света это аккумуляторы;
— аксессуаров, включающих всякие шторки, фильтры, отражатели, рассеиватели, зонты, матерчатые и пластиковые фоны, генераторы дыма и т.п.
Каждое из этих устройств оказалось возможным приобрести, переделать, сделать, скомплектовать так, чтобы конечный продукт удовлетворял ранее перечисленным требованиям: был пригоден по фотометерическим показателям, был бы безопасен и более или менее удобен в эксплуатации и имел бы минимальную стоимость.
Это собственно элементы, из которых необходимо сделать святая святых любого съемочного процесса — съемочную площадку.
С этим тоже не всегда ясно, по крайней мере сейчас. Раньше все было просто — были Мосфильм, киностудия им. Горького, ВГИК, Центральное телевидение. Все эти организации с их огромной инфраструктурой и специализированными цехами давали возможность реализовать любые по тем временам творческие замыслы. Государство давало денежки режиссеру на осуществление постановки, тот привлекал администратора, комплектовал съемочную группу, а профессионалы, в свою очередь, уже решали постановочные задачи. Иногда создавали новые решения, иногда пользовались существовавшей инфраструктурой. Полная идиллия в каком-то смысле.
Ныне времена изменились. Все перестало быть общим и стало чьим-то. И если раньше для вас, чтобы снимать, достаточно было набора соответствующих виз на распоряжении по киностудии, то сейчас нужны деньги.
Хотите организовать небольшую авторскую передачу типа интервью с интересным человеком — нужна подготовленная студия — съемочная площадка. Хотите снять ток-шоу — нужна студия. Хотите снять концерт или видео-клип — нужна студия.
И так далее. По крайней мере, если хотите, чтобы картинка на экране соответствовала такому новомодному понятию как формат. Это само по себе очень интересное стилистическое понятие, включающее в себя множество, как говорят программисты, недокументированных элементов. Но для профессионала очень важно обладать чувством формата, т.е. снимать так, чтобы любой другой профессионал, увидев вашу продукцию, сразу определил определенную планку качества. Впрочем, понятие высокого качества и понятие формата не всегда тождественны. Но если рынок привык потреблять форматную продукцию, то глупо это игнорировать. Особенно, если вы хотите, чтобы ваша продукция в лучшем случае принесла деньги, а в худшем случае была вставлена в условно-бесплатный эфир. Если вы действуете по другому — это чисто авторское телевидение. Но я отвлекся.
Так или иначе, если вы хотите в павильонной, а часто и в натурной съемке, как минимум получить картинку высшего качества, а как максимум реализовать все ваши творческие замыслы — вам необходима оборудованная студия. Причем, под этим в первую очередь подразумевается профессиональное освещение. Если вы хотите снимать форматную, просто качественную продукцию или вообще организовывать эфиры (пусть даже и локальные, кабельные), вы без этого не обойдетесь.
Мы осознали это какое-то время назад, и озаботились — где бы найти подходящую студию? Опять начался поиск по сусекам. Что же мы выяснили?
Путь первый. Вы приходите в Останкино, на Мосфильм, на студию им. Горького или в любое другое оборудованное место и арендуете необходимую студию на все время предполагаемого съемочного процесса. Превосходный вариант! Есть все, что пожелаете. Любое оборудование, инфраструктура, специалисты. Твори — не хочу! Одна проблема — очень дорого, если вообще вам кто-то позволит использовать эти ресурсы. Для нас этот путь был неприемлем.
Путь второй. Искать в Москве, Подмосковье или где-то любую более или менее оборудованную студию, но не такую навороченную. Что-то вроде того, где «квас пожиже и крыша пониже». Тут выяснилась очень любопытная штука. Оказалось, что мощные видеопроизводители также арендуют ресурсы. А в некоторых эксклюзивных местах просто нет времени или за них просят баснословные деньги. Для нас это также было нереально.
Путь третий. Монтировать временную съемочную студию Более того, именно таким путем идет большинство малобюджетных проектов — от создания рекламы до музыкальных клипов. С этой целью находится помещение, туда завозится необходимое осветительное и съемочное оборудование, монтируется, а затем снимается. При этом часто, как само помещение, так и оборудование берется в аренду (что возможно при наличии связей) или в лизинг (для более длительных серийных проектов). Эта схема выглядела более рабочей, и мы начали исследовать ее более подробно.
Постепенно мы сформировали ряд требований к студии, которые, как нам кажется, могут представлять интерес для широкого круга профессионалов. Студия должна:
— иметь возможность реализовать максимум ваших творческих замыслов;
— обладать гибкостью и возможностью к перестройке за небольшое время, иначе постановка света для съемки нескольких кадров может занять очень много времени;
— быть более или менее комфортна для работы съемочной группы. Оптимальное (для малого бюджета) отношение полезной съемочной площади к технической площади должно быть один к одному. (Идеально один к двум);
— быть пожаро- и электробезопасной. Это самое существенное требование. 20…30 кВт света на 20…30 м2 — это не шутка. Особенно, если свет используется полную смену, которая может составлять от 8 до 14 часов. Идеальное решение — «холодный» свет, но он очень дорог.
Эти, внешне простые и даже банальные требования превращают создание студии в серьезную техническую проблему. Многие создатели «быстрых проектов» часто пренебрегают последним требованием, за что и расплачиваются. Именно это обстоятельство побудило нас идти по пути создания собственных решений, а не пользоваться чужими. Очень неприятно снимать, когда постоянно выбивает пробки, либо невыносимо воняет горелым фоном, расположенным слишком близко от осветительного прибора. Я уже не говорю об опасности поражения электротоком или ожогами от нагретой осветительной арматуры.
Следуя этим требованиям, проектирование студии должно происходить примерно в следующей последовательности:
Помещение для временной студии
Для студии с полезной съемочной площадью примерно 20…30 м2 общий метраж должен быть 40…50 м2. Высота потолка желательна в два раза выше высоты общего плана кадра, т.е. при съемки общим планом в верхний обрез кадра не должны попадать монтажные фермы фона, студийных конструкций и колосники осветительной аппаратуры, если только это не обусловлено художественным замыслом.
В помещении должна быть хорошая вентиляция (естественная или искусственная). Это особенно важно, когда вы используете большую осветительную мощность вкупе с дымогенераторами, или в съемках участвует много людей.
К помещению должна быть подведена промышленная электрическая трехфазная сеть с напряжением 380 В. Или, по крайней мере, такой ввод должен быть доступен где-то в здании. Использование обычных бытовых розеток в квартирах или офисах дает ограничение по используемой мощности. Следовательно, будет затруднительно снимать сцены с большим количеством заливающего света. Если силовой подводки нет, но снимать с большим светом необходимо (особенно характерно для натурных съемок), то используют различные типы генераторов и электростанций. Они бывают от простых маломощных в пределах 1…2 кВт до мощных дизелей, установленных на шасси грузовых автомобилей. Такими комплексами обычно комплектуются ПТС.
Помещений, удовлетворяющих таким нормативам, относительно немного. Это могут быть сцены или фойе домов и дворцов культуры, кинотеатры, актовые залы школ, ПТУ и вузов. В крайних случаях можно использовать спортивные залы, которые по техническим условиям могут быть использованы для проведения зрелищных мероприятий.
Также под студию можно оборудовать небольшие цеха заводов, фабрик, площади выставочных комплексов, ангары и прочее.
Проектирование освещения
Когда помещение найдено, начинается разработка съемочного пространства на основе постановочного сценария. Определяются зоны и направления съемок, необходимый объем и качественный состав освещения. Это работа оператора и художника проекта. При этом необходимо учитывать, что крайне редко удается настолько точно спроектировать свет в кадре, что бы все при съемке было именно так, как вы запланировали. Всегда возникает что-то неучтенное, новое. Иногда хочется просто попробовать. В любом случае каждое изменение светового оформления в кадре чревато перестановкой приборов, изменением основных конструкций и декораций.
Если в команде режиссера есть опытный художник, оператор вкупе с грамотным постановщиком света, тогда решения этой команды будут весьма точны и сэкономят массу времени и средств для продюсера. Но такая роскошь не всегда доступна для малобюджетных проектов. В подавляющем большинстве случаев съемочная группа состоит из режиссера и оператора (кучу помощников и праздношатающихся я не считаю). Кроме того, стилистика съемки множества материалов отличается от постановочного стиля собственно кинопроизводства с длительным периодом подготовки к съемкам. Различные малобюджетные рекламные ролики, клипы снимаются в общей канве, выданной творцом или самим режиссером. Преимущественно расчет идет на отсъем большого количества разнопланового материала, который потом будет обрабатываться в монтаже.
В таких ситуациях режиссер задает общую тему того, что происходит на площадке и комбинирует, комбинирует, играет со светом, с декорациями. И именно сам режиссер, иногда при помощи оператора, выполняет функции светопостановщика. При этом возникает необходимость быстро менять декорации, световое оформление. Аппаратура греется, народ устает, денежки продюсера капают. И если ваша спроектированная студия не будет достаточно функциональна и безопасна, то вас ожидают проблемы. С другой стороны, чем более функциональна и гибка съемочная площадка, тем более она дорогостоящая. Мы опять столкнулись с нашей старой совдеповской проблемой. Как получить побольше за минимальные деньги?
Понятно, что малый бюджет накладывает прежде всего творческие ограничения. Как бы вы страстно ни желали, но ваши возможности урезаны объемом световой аппаратуры и ее монтажной гибкостью.
Для решения этой проблемы мы, в свое время, использовали два подхода — компьютерное моделирование и модульное построение студии.
Первое было подсказано нашими компьютерщиками, которые занимались компьютерной графикой и анимацией. Мы заранее проектировали некоторые наиболее типичные сцены в 3D MAX с различными вариантами освещения. Конечно, это не дает полноценной картины, но достаточно информации — где, в каком количестве и какой свет установить, чтобы с одной стороны получить требуемые параметры, а с другой стороны иметь некоторый простор для модификации. На основе этих моделей мы проектировали базовую монтажную конструкцию, на которую подвешивался нужный свет, учитывались возможные изменения.
Вы можете сказать, что это дорого и скучно. Возможно, это дело вкуса! Однако, вы можете сэкономить свои деньги на подготовительном периоде, а затем переплатить во время съемочного процесса. По крайней мере, при осуществлении постановки и проведении подготовительного периода вы должны в принципе определить и то, что вы хотите от актеров (да и всей съемочной группы), а также то, что вы хотите видеть в кадре. Право, гораздо проще и дешевле сделать несколько десятков эскизов, а потом уточнить их на компьютере, чем городить с тройной избыточностью горы аппаратуры.
Если множество современных молодых режиссеров не пользуются такими технологиями, то это происходит либо по причине самоуверенности, либо низкой квалификации и непонимания того, зачем нужны такие люди, как художник, мастер по свету и т.п. Бывают еще случаи отмывки денег, но этот вариант нас не интересует.
Далее, когда определено где и какие источники должны быть, мы начинаем соотносить нашу модель с возможностями реальной осветительной аппаратуры.
На этом этапе мы определяем — какой свет будет условно постоянным, т.е. его месторасположение не будет меняться ни при каких условиях. Единственным изменением для такого света является его выключение. Если вы хотите управлять интенсивностью такого света, необходимо поставить какой-нибудь диммер с возможностью управления. Условно-постоянный свет можно монтировать как на фермах, так и на стенах или потолке.
Остальная группа приборов может изменять свое положение в пространстве. Она, как правило, располагается на штативах.
Все вместе комплектуется необходимым набором аксессуаров.
Если вы определились с набором и параметрами света, все остальное вытекает автоматически: потребляемая нагрузка и требования к источнику питания. На этом этапе возможно сформировать предварительную смету или ее варианты, соответствующие бюджету проекта. Как только смета утверждена вы начинаете комплектацию и монтаж студии. Параллельно с художником по свету работает главный художник проекта.
Спроектированную студию необходимо протестировать, чтобы убедится, что проводка выдержит, что температура в студии будет пригодной для работы, что фоны, декорации и реквизиты не загорятся ни при каких условиях, что вся аппаратура пожаробезопасна. Лучше всего, чтобы в приемке студии участвовал представитель Госпожнадзора. Когда студия проверена и принята, можно начинать снимать.
Источник: vgik.ucoz.ru