Как гламурно и безграмотно построить телевизионную студию

Невероятная мода на камеры с большими матрицами и безграмотность телевизионных инженеров, главных инженеров и технических директоров, которые приходят в телевидение из свадебных фотографов, приводит к безумным гипертрофированным решениям построения студий.

Когда я спрашиваю: Зачем? Ответ всегда потрясающий: это же круто — большая матрица, кинематографическое качество, невероятная гамма, доступно огромное количество объективов, малая глубина резкости и т. д.

На мои вопросы, например, ну а как же трансфокатор, камерный канал – полное недоумение. Когда объясняю, что трансфокатор в видеокамере делает наезд и отъезд – непонимание. А зачем? Есть же кольцо на объективе. С камерным каналом еще хуже. Объяснить, что это такое не просто тяжело, а практически невозможно, особенно то, что настройкой камер управляет инженер. В ответ смешки – это же все операторы сами делают.

Ну да ладно, все по порядку.

Насчет «круто». Все дороги ведут к инвестору, который, как правило, не совсем хорошо разбирается в технической части телевидения, но ему местные «спецы» «втирают», что только «это» оборудование сможет работать правильно. Но я не буду обсуждать эту тему, потому что она не техническая, а сугубо индивидуально – психиатрическая, состоящая из понятий: глупость, наглость и невежество.

В этом случае я могу понять только ребят, которые сделали студию на трех Blackmagick Cinema, потому что вопрос был не в «круто», а в «мы бедные». Хотя, по большому счету, можно тогда и на мобильных телефонах снимать.

Для начала представим саму студию. Допустим, это будет студия, каких сейчас большинство в небольших телекомпаниях второго эшелона. Почему в небольших? Потому что, в первом эшелоне работают, слава богу, пока еще профессионалы, и речь не о них. И статья не для них.

Итак, студия 6х8 метров с высотой потолка 3м, рассчитана на одного ведущего и двух гостей. Для съемки передачи используются камеры Sony NEX — FS700 формата Super 35 ($8500 без объектива).

Почему без объектива (штатный у производителя есть)? Потому что, отвечает мне «гуру»: У меня уже есть их полно. Да и не дорогие они. Если что купим, какой надо.

Итак, матрица большая, объективы ставим, уже имеющиеся, например Canon 28-135mm. Стандартные и для стандартной съемки. Ставим камеры на расстоянии около 4-х метров от объекта съемки как задумывалось по генеральному плану. Каждая камера для крупного плана каждого персонажа. Расстояние между головами участников передачи около 1-го метра, они сидят за полукруглым столом. Включили. Настраиваем. Каждого актера нужно взять крупным планом в окне с шириной не более 60-70 см. Не выходит. Как не крути объектив — лезут в кадр руки и плечи соседа. Подвинули камеры ближе, только при расстоянии 2,5 метра до объекта был достигнут желаемый результат. Но тут гости заволновались, как-то им стало неловко лицом в лицо с объективом. Понятно, ребята меняют объективы на 70-200мм – получилось.

Ну, ладно, прошу их отбалансировать камеры по белому. Как это принято, по листку белой бумаги. В ответ: Да мы так не делаем, геморойно как-то. А придется. Прошу подержать гостя студии белый листок А4 в руках, а оператора навести на него. И ничего не получается, потому что, при таком раскладе нужно иметь объектив с фокусным расстоянием около 500мм. Скромный такой супертелевик.

Небольшое отступление, относящееся к профессионализму. Далее было дело так. А как же вы балансируетесь? — По пресетам. Вот в этой студии ставим 5600К. Я удивлен: У вас же свет 3200К? Ответ я уже предугадывал: А так картинка более теплая и душевная.

Ну да ладно, причем тут балансировка, если мы говорим, о матрице. Нравится — снимайте хоть в негативе. Но если у вас, вдруг, у гостя от страха после неудобного вопроса затряслись руки, то на любом нормальном канале режиссер завопит оператору в ухо: Дай мне его руки быстрее! Это такой жанр! И если бы на этом месте стояла любая, даже самая дешевая телевизионная камера с любой матрицей: 1/3, 2/3,1/2 – это было бы плевое дело. А с большой матрицей вы должны переставить камеру на три метра вперед.

И когда мне говорят, что мы подобными камерами (7шт) будем снимать концерты, шоу и даже местный КВН. Меня в дрожь бросает. Я представляю, как он сделает проводку по всему залу от крупного плана до общего, или как оператор, ведя танцора, не догоняет его. Нет, спорят: Мы все знаем, у нас все получится. Да, где-то я это видел, вспомнил — Песня-79 из СССР – 10 статически-гробовых камер.

Кино-качество. Вот что это такое? Ну, все отвечают мне стандартно — это 24 кадра в секунду. Прекрасный ответ. Это все равно, что сказать: размер ноги 43 – это классно, а вот – 44 размер — это супер, уже ного-качество.

Просто в кино принято снимать 24 кадра в секунду, а в телевидении 25 и 30 кадров в секунду, и не связано это никак с качеством, а просто в доисторические времена телекамеры должны были синхронизироваться с частотой сети 50 и 60Гц.

И, в конце концов, кто вас в профессиональной телевидение с 24к/с вообще пустит.

Второй замечательный ответ – цветопередача, как в кино. Цвет мягкий, теплый… Я не удивился, если бы мне сказали еще про царапинки как в кино. А как-то один телеоператор, поклонник больших матриц, сказал, что это, когда у оператора руки не трясутся и камера снимает ровно и плавно, как в кино.

Так вот термин кино-качество никакого отношения к размеру матрицы не имеет – это специальная электронная обработка видеоизображения, которая имитирует некую похожесть картинки на киношную. И такая функция есть в меню даже самой поганой мыльницы.

Еще популярно: кино-качество — это 16:9.

А вот что, на самом деле, важно и чем отличается кино от телевидения – это глубина резкости. Давайте порассуждаем. В камерах с большими матрицами глубина резкости меньше, а в камерах с маленькими матрицами больше. Для художественной съемки выгодно иметь большую матрицу, потому что оператор может выделить актера, придать ему значимость, сфокусировав на нем изображение, а затем плавно увести фокус на другой план.

Глубину резкости можно регулировать диафрагмой в небольших пределах на любых камерах. Чем больше мы открываем диафрагму, тем меньше глубина резкости, и наоборот. Но в телевизионных камерах с малой матрицей глубина резкости настолько велика, что в большинстве случаях этим параметром пренебрегают.

И совсем другое дело работать с камерами с большими матрицами на телевидении. Малая глубина резкости может принести много неприятностей.

Должен отметить, из опыта, что на небольших телекомпаниях не используют много света, мало того схема освещения упрощена до минимума. Просто три заливающих световых прибора перед съемочной площадкой. Без контровых, фоновых, рисующих. Все сводится к тому, что камеры стали намного чувствительнее – значит, освещения можно много не ставить. Ну да бог им судья…

Теперь простой расчет. Три осветительных люминесцентных прибора, расположенных на расстоянии 3-х метров от съемочной площадки, каждый мощностью 220 ватт дадут в общей сложности около 3000 lux в центре. Чувствительность камеры пусть будет, например 800 ISO, в таком случае диафрагма будет в районе 11 или даже 8. Из этого следует, что на расстоянии 4 метров с объективом с фокусным расстоянием 200 мм дистанция фокуса будет 3,92-4,10м. Это в диапазоне 18 см! То есть достаточно объекту съемки откинуться в кресле или наклониться над столом, как он уйдет из фокуса.

Мне мои любимые поклонники больших матриц в телевидении, слюной брызжа, объясняют, что в кино, мол, все прекрасно получается. Там говорящие головы трясутся, пляшут, кланяются и все в фокусе. И у нас получится. Правильно! Только в кино эту голову снимают с одного метра, отдельным дублем, а не с четырех метров и не одним дублем на всю передачу, как на ТВ.

Невероятная гамма до 17, 18 и даже 22 Stop’ов — это замечательное свойство современных камер, которое, к сожалению, на телевидении, о котором идет речь, как корове пятое нога. Оно избыточно, потому что всю это гамму сожрет ненастроенный тракт, да и настроенный не потянет. Любые преобразования сигнала в микшере, конвертере, графической станции, вещательном сервере, IP преобразователе дадут падение гамы на несколько пунктов.

На одной из телекомпаний я наблюдал сцену. Дело было так. Захожу в вещательную аппаратную, где кипит работа. Один из руководителей канала, смотрит на LCD телевизор LG, который подключен по ВЧ к городскому аналоговому кабельному телевидению, на который эта телекомпания через IP провайдера подает сигнал, и руководит кем-то: Ну-ка добавь там немного этого. О уже хорошо! Потом они ставят клипы, скачанные на torrent рессурсах, и этот же «эксперт» выбирает клип. Просит инженера показать один, другой, потом вдруг: О! Вот этот оставь! Я понял, в чем дело! Берет пульт от LCD и ставит яркость, контрастность и насыщенность в 100%. Счастье в глазах. Теперь отлично!

Дальше вмешиваюсь я. Говорю, мол, что же вы делаете, братцы, кто же на домашнем телевизоре тракт настраивает? И вообще, вы сначала у себя тракт настройте, убедитесь, что он выдает стандартный сигнал. Для этого воспользуйтесь осциллографом, прецизионным инженерным монитором, генератором цветных полос, хотя бы, – это же у вас все есть! Затем проверяйте тракт провайдеров IP и кабельных сетей. А ручки яркости телевизора крутите у себя дома. И не отстраивайте сигнал на бытовом телевизоре по клипам. Там пересвет, там черный завален, вы рулите на глаз по одному клипу, а на другом клипе, все наоборот и вы опять рулите.

Пауза, и взгляд на меня, как на приведение. Ответ: У меня глаза лучше любого осциллографа. Я все вижу. Я по любому увижу классно или не классно.

Ну, я опять объясняю по — кругу. И дальше гениально: Я Вас понимаю, Вы говорите все правильно, и я это все тоже знаю, я, между прочим, по специальности радист. И опять начинает «настраивать тракт». (После десяти таких циклов обычно говорят: какой мудак поставил нам это фуфловое оборудование? Оно же не рабочее и глючит)

И напрашивается вопрос, ну зачем этому радисту 35мм матрица с «офигенной гаммой»? Если из 20 STOP’ов зритель увидит 5.

И насчет доступности огромного количества объективов, в данном случае будем говорить о Sony NEX-FS700. Да, доступны. Правда, с некоторыми оговорками.

В том случае если вас не интересует автофокус и стабилизатор – то ставьте любой, с креплением E-mount. Но работа для телевидения на такой камере закрыта.

Если автофокус и стабилизатор интересует, что было бы логичным, то во первых объектив должен быть оснащен этими функциями, а во вторых придется купить еще переходник Metabones Canon – Sony NEX. Но автофокус будет работать только в режиме фото. Это значит, что он в нашем случае работать не будет.

И совсем мало, существует моторизированных зуммируемых объективов, работая с которыми еще как-то можно приблизится к телевизионному формату, – насколько мне известно, — не более пяти и три из них Sony.

И вывод. Для боле или менее полноценной съемки для студии, о которой я писал, для съемки трех человек в передаче необходимо установить 6 камер, а не 4 как, положено. Три на крупные планы. Две на планы по два человека, и одну на общий. Потому что перестраивать планы, фокусы с помощью колец оператор не успеет. А еще, дорогие фотографы, если уж тащите на телевидение 35 мм аппараты, то ставьте на съемках и зажимы для головы, дабы снимаемый объект не выпадал из фокуса.

 

Источник: videoprotest.com