Как измеряется телерейтинг? Маленькие секреты больших (и не очень) рейтингов

Самые доходные во всем мире – рейтинги телевидения.

Рейтинг – наиболее ценный показатель для телевидения, поскольку характеризует конкретное количество человек, выбирающих тот или иной телепроект от общей численности населения. Для любого сотрудника телевидения рейтинг – это виртуальная оценка труда его самого и его коллег.

Существует специальная служба – «ТНС Медиа», которая работает в городах с населением более 100 тысяч человек. Принцип ее деятельности такой: примерно в 3500 семьях (где около 8000 человек имеют пульт от телевизора) служба фиксирует их движение по каналам с четкостью до одной минуты. То есть, если человек остановился на определенном телеканале более чем на 60 секунд, это фиксируется. Из городов с населением свыше 100 тысяч данные поступают в специальную компьютерную систему, обрабатываются и передаются в Москву, в Центр.

Поэтому утром любой подписчик на систему «ТНС Медиа» получает распечатки так называемых рейтингов. Что смотрели люди, по каким телеканалам и в какое время, в какие минуты переключали канал и на какой. При подсчете есть целый ряд ограничений. Связаны они с тем, что только 47% населения страны живет в городах, где проводится измерение. Это раз.

Во-вторых, служба не может фиксировать: смотрит человек включенный телевизор или нет. Потому что сегодня в двух случаях из трех телевизор включается и тогда, когда его никто не смотрит. То есть, он стал предметом первой необходимости – человек включает телевизор сразу после света. К тому же зачастую люди по привычке включают «Первый канал», а потом идут варить суп или ругаться с супругом, или заниматься с ребенком, или заниматься (сексом) с супругом, или болтать по телефону, тем временем «Первый канал» работает, служба фиксирует. Рейтинг канала, его реклама растет.

Данные «ТНС Медиа» являются основанием для того, чтобы высчитывать доли и, собственно, рейтинг. Рейтинг – это количество людей, смотревших конкретную программу от количества жителей России старше четырех лет. А доля – это количество людей, которые в это время смотрели этот канал от всех смотрящих. То есть, например, в час ночи доля конкретной телепрограммы может составлять 50 % от всех включенных на данный момент телевизоров, но рейтинг у нее маленький, потому, что люди в это время спят, и количество зрителей, смотревших программу – небольшое. Или, например, в прайм-тайм («золотое» время с 20 до 22 часов), когда люди бодрствуют и смотрят телевидение, доля может быть меньше 15 процентов, а рейтинг высокий, потому что количество людей, смотревших в это время телевизор, было больше. Вывод: доля существует для престижа, а рейтинг – для распределения рекламных денег. По статистике, каждый россиянин старше 4-х лет тратит 4 часа в день на просмотр телевизора. Почти 1500 часов в год. Телевизор смотрят каждый день, причем в выходные и праздники больше, чем в будний день (в отличие времени, проведенного на работе). Таким образом, на предприятиях сегодня в среднем россияне заняты 1700 часов в год, а у телевизора – 1500 часов в год. Но на предприятиях у нас работает 68 – 69 миллионов человек, а телевизор смотрят примерно 130 миллионов (работающие и не работающие). Следовательно, зрителей почти в два раза больше. Поэтому россияне скорее телезрители, чем работники, занятые в народном хозяйстве. По крайней мере, это сопоставимо. Опять же, в рамках статистики. Под смотрением в данном случае понимается именно включенный телевизор. Для чего же существуют рейтинги? Зритель считает, что рейтинги определяют популярность программы (что в общем-то верно) и для этого и нужны (что не очень верно). Дело в том, что любой канал живет за счет Её Величества Рекламы, так ненавидимой Зрителем (и мы его прекрасно понимаем!). Емкость рекламного рынка на ТВ – почти 5 млрд. долларов в год. Огромные деньги! Эти деньги каналы тратят на производство, покупку патентов, спутниковую связь, которая обеспечит вещание. Так вот, рейтинги существуют для того, чтобы более или менее объективно распределить эти деньги. Как их разделить? – Почему вам, господин Эрнст, такой большой кусок от рекламного пирога, а нам (например, каналу ТНТ) вот этот маленький? – А потому, что рейтинговые измерения показывают, что моя аудитория… В отличие от кино, где хотя бы есть альтернативная система международных кинофестивалей, в телевидении никаких показателей, альтернативных финансовым, нет. Поэтому рейтинг – уникальный, единственный, главный критерий и способ распределения денег. Почему так? Телевидение – не та среда, где полезные программы могут быть востребованы. Пришло осознание того, что обучающее телевидение возможно, хотите вы этого или нет, только на узкоспециализированных платных каналах. Если все-таки хочешь оставаться в мейнстриме и зарабатывать деньги, ты должен продавать самый ходовой товар. Это эмоции и развлечения. Зритель может усмотреть в этом некую неискренность и неуважение к нему. Но не стоит забывать, что телевизор – это всего лишь обычный бытовой прибор, такой же как холодильник или стиральная машина. И относиться к нему следует соответственно.
Основными заказчиками рейтинговых исследований являются не только телеканалы, но и рекламные агентства, которые занимаются размещением рекламы. Именно для рекламодателей очень важно знать, какой канал и в какое время смотрит наибольшее количество зрителей. Телеканалы, в свою очередь, заинтересованы в наивысших местах рейтинга, так как это сразу же отразится на их доходах. (Для сомневающихся: выше доходы – качественней «картинка».)

Рейтинги измеряют пиплметры– так цинично называют аппараты, которые устанавливаются в телевизоры и считывают необходимую информацию. Не стоит воспринимать это слово как ругательство или личное оскорбление, просто в русском языке не нашлось изящной словесной конструкции для обозначения этих приборов. Итак, пиплметры состоят из трех частей:

1. Детектор частоты – маленькое, размером со спичечный коробок, устройство, которое монтируется в телевизор. Его функция – распознать, какой телеканал смотрят в семье, и переслать информацию измерителю.

2. Пульт дистанционного управления определяет, кто из домочадцев смотрит телевизор. На пульте находятся 8 кнопок, каждая из них закреплена за одним членом семьи. Например, кнопка 1 – глава семьи, 2 – домохозяйка, 3 – старший ребенок, и т.д. Каждому нужно нажать на свою кнопку, когда он начинает просмотр, и отпустить, когда заканчивает. О том, почему кнопка 1 – глава семьи, 2 – именно домохозяйка, а не бизнес-леди, я расскажу чуть позже.

3. Измеритель ставится на телевизор, по размерам он напоминает электронный будильник, на нем находится маленький дисплей. Когда включается телевизор, на дисплее начинают мелькать числа от 1 до 8, напоминая членам семьи об их кнопках. Присутствующий при просмотре телевизора нажимает свою кнопку, и она загорается на дисплее. Например, если в какой-либо момент члены семьи, за которыми закреплены цифры 1, 3 и 5, смотрят телевизор и нажали свои кнопки, на дисплее измерителя засветятся соответствующие числа. Кроме того, когда телевизор переключают на другой канал, а также через определенное время на экране появляется вопрос: «Те же люди?» Люди должны повторить нажатие, чтобы подтвердить – они «те же».

Измеритель – довольно сложный прибор. Он имеет таймер, который фиксирует периоды, когда телевизор включен или выключен. Данные, полученные от детектора частоты и пульта, объединяются с данными таймера. Измеритель записывает время просмотра, канал, который смотрели, и зрителя. Эта информация может сохраняться в памяти семь дней. Измеритель подсоединен к телефонной сети через модем или к выделенной сети. Каждую ночь компьютер, установленный в центральном офисе компании, «обзванивает» квартиры и снимает информацию, после этого данные в Измерителе стираются.

Этот процесс продолжается с двух до пяти часов утра. Снятие данных происходит беззвучно, поэтому семью не беспокоят посторонние звуки. А если «дозвониться» не удалось, процесс повторится на следующую ночь. Информация о демографических характеристиках участников замера рейтинга хранится в центральном компьютере. За каждым из них закреплен индивидуальный номер, он же – личный шифр. Например, известно, что человек, за которым закреплен номер 2в35н0056 – это женщина, домохозяйка в возрасте 35лет, с высшим образованием, не работает, или 1в48р7015 – мужчина, 48 лет, высшее образование, работает, основной добытчик в семье, т.е. условно – Глава семьи, если код выглядит как 1в48р6018 – это женщина с аналогичными данными, 3н21н0124 – старший ребенок в семье, мужского пола, неоконченное высшее образование, 21 год, не работает. Таким образом, для каждой минуты можно определить характеристики людей, которые смотрят какой-либо канал.

Чтобы определить рейтинг передачи, нужно знать, когда она транслировалась на определенном канале. Для этого каждый день на протяжении 24 часов трансляция телеканалов записывается на информационный носитель в режиме тайм-кодов – то есть при просмотре можно увидеть время. По полученным записям производится мониторинг телевидения. Наследующий день эта информация присоединяется к поминутным рейтингам.

Таким образом, уже на следующий день в 14.00 можно оценивать поведение зрителей при просмотре передач или рекламных блоков, транслировавшихся накануне. И заодно проанализировать, почему зритель на 8 минуте монолога очень умного, но несколько занудного топ-менеджера крупнейшей корпорации вдруг стал переключаться, например, на трансляцию событий в зоопарке Мадагаскара или, о Боже! – на рекламный ролик с толпой красоток в бикини? Поминутный рейтинг для редакторов всех мастей и калибров, основной вопрос: почему нас не стали смотреть с 7 по 12 и с 19 по 26 минуты, и за счет чего на 28 минуте вдруг случился массовый аншлаг на нашем выпуске? Как много людей досмотрели наш анонс до конца? Не слишком ли он агрессивен, затянут, нейтирален, скушен, зауряден?

Впрочем, вернемся к технике. Необработанные данные, снятые с пиплметров, имеют следующий вид: член семьи, которому отвечает номер 2в35н00564 начал смотреть – 1К в 21.30, переключил на Р2 в 22.22 и выключил телевизор в 22.32. Нестандартные сообщения переводятся программным обеспечением в определенную терминологию. Один из таких терминов – «нулевой просмотр». Это означает, что семья не смотрела телевизор в течение дня. Но если это повторяется на протяжении следующих трех дней, персонал компании звонит в эту семью, чтобы проверить, все ли в порядке с пиплметром и выяснить причины, по которым семья не смотрела телевизор (были в отпуске, например). Второй термин – «ленивый просмотр». Имеется ввиду, что хотя телевизор и был включен, никто из зрителей не нажал свою кнопку.

В этом случае семье также звонят и выясняют причину. Когда причиной является лень, об ответственности в исследовании напоминают. Если же это повторяется, то пиплметр изымают и устанавливают в другую семью с аналогичными социально-демографическими характеристиками.

Да, кстати, установка пиплметра в семье оплачивается. Каждый из совершеннолетних членов семьи получает «зарплату» – небольшое денежное вознаграждение за то, что помогает подсчитывать рейтинг. С семьей подписывается договор, по которому члены семьи обязаны при просмотре телевизора пользоваться пиплметром. Проверяется также, правильно ли члены семьи пользуются пиплметром. Этот тип контроля называется «проверка совпадений».

Каждую неделю произвольным образом выбирается 10 семей, им звонят в разное время и спрашивают, кто и какой канал смотрит в данный момент. Полученные ответы сравниваются с пиплметрическими данными. Самые ответственные семьи в конце учетного периода (как правило, это 1 год) получают подарки, которые могут выбрать из каталога.

Средний размер подарка – 50-100 у.е. в год. Кто же участвует в данных исследованиях и как выбираются семьи, ведь по статистике каждый человек, который нажимает на кнопку пиплметра, представляет до тысячи телезрителей? Условно Россия делится на 8 статистических регионов, в каждом количество проживающих примерно одинаково. Количество определяют по данным переписи населения и базы избирательных округов и участков. Данные проверяют, анкетируя семьи, а на основе ответов формируют социально-демографическую картину, которая в деталях информирует о характеристиках людей, проживающих на данной территории.

Выбор семей происходит по системе случайного отбора. Представители компании проводят беседу с выбранными семьями, опрашивают их по определенной анкете. Согласие участвовать в исследовании должны подтвердить все члены семьи. При этом им гарантируется полная анонимность и объясняется, что участие в исследовании имеет важное значение для определения аудитории телепередач. Семья также имеет возможность убедиться, что оснащение, которое используется для измерения, безвредно не только для для здоровья членов семьи, но и для телевизора. Для участия в замере рейтингов подходят только полные семьи, где один из членов семьи не работает (категория домохозяек) и есть не менее 2 детей. Социальное положение семьи может варьироваться: от обеспеченных семей до семей с низким достатком. Количество семей в каждой социальной категории одинаково в рамках статистической погрешности (до 1-2%), так же, как и количество лиц с высшим образованием, средним, техническим, и т.д. Таким образом, ежедневно каждый канал получает отчет о том, кто и что смотрел.

Источник