4K на низком старте
Джей Стюарт рассуждает о преимуществах, которые даёт 4K при съёмках документального материала, а также о проблемах, которые могут при этом возникать.
Думая о переходе кино- и телепроизводстве в стандарт 4K Ultra HD (UHD), я постоянно ловлю себя на возникающем ощущении дежавю. Разрешение становится чётче, но сама картина перехода уж очень сильно напоминает историю происходившего в прошлом десятилетии перехода рынка на уже привычный нам сегодня стандарт HD.
«Стандарт 4K по отношению к стандарту HD занимает то же место, которое стандарт HD занимал по отношению к стандарту SD», – говорит президент и генеральный директор канадской компании Gusto TV, которая в 2015 году произвела примерно 80 часов 4K контента, посвящённого кулинарной теме. «Мы являемся вещательной компанией, которая также выполняет функции производителя и дистрибутора. Наш канал вещает в разрешении HD, однако, мы решили производить весь наш контент в разрешении 4K для распространения на международном рынке. Спрос на 4K контент по всему миру достаточно высок, и он продолжает расти».
По прогнозам экспертов из исследовательской фирмы IHS, к 2019 году проникновение 4K телевизоров в американские домохозяйства достигнет 34% от всех домохозяйств, имеющих телевизоры. На европейском рынке к тому времени поля таких телевизоров достигнет отметки в 25%. По данным экспертов из Parks Associates более половины жителей Западной Европы, планирующих приобрести в этом году плоский телевизор, рассматривает возможность покупки 4K модели. Та же исследовательская фирма прогнозирует, что к концу 2019 года во всём мире будет продано 330 миллионов 4K телевизоров, в то время как к концу 2013 было продано всего 2 миллиона таких телевизоров. Некоторый, хоть и небольшой, толчок продажам 4K телевизоров могут дать Олимпийские Игры, которые пройдут этим летом в Рио. Согласно информации Олимпийской вещательной службы примерно 130 часов трансляций с соревнований будут проведены в стандарте 8K Super Hi-Visionдля Японии, также будет готовится и 4K версия.
Наиболее активно 4K развивается в секторе документального телевидения, где производство материала в таком стандарте вскоре может стать нормой. Ведущие позиции здесь занимает сфера съёмок документальных материалов. Учитывая то, как сильно формат 4K повышает качество картинки, наиболее захватывающие результаты показывают снятые в этом формате фильмы и программы о природе и животных.
Дикие штучки
«Учитывая грандиозные и стремительные изменения в мире технологий, внедрение 4K является необходимым условием для того, чтобы оставаться на вершине, держать руку на пульсе последних технических новинок и оставаться заметными на рынке», – говорит Эндрю Соломон, глава отдела естественной истории австрийской телекомпании ORF, для которой уже стало нормой выпускать в год около 10 часов программ о природе, снятых в стандарте 4K. «Производство качественных киноматериалов о естественной истории сильно зависит от современных технологий, включая такие новинки, как дроны, камеры, работающие при низком освещении, устройства для замедленной съёмки и, разумеется, 4K. Ожидания аудитории растут параллельно с развитием технологий. Новые технологии приносят пользу и учёным: вооружившись ими, кинематографисты в процессе съёмок часто обнаруживают что-то, чего ранее не замечали ведущие специалисты. Таким образом, в развитии технологий заинтересованы абсолютно все. Преимущества детализированной съёмки очень очевидны при производстве контента, посвящённого дикой природе. Это удовлетворяет спрос аудитории на великолепное видео, подробно показывающее процессы, о которых идёт речь в программе. Стандарт также хорош для создания библиотек видео, а кроме того он позволяет производить при постпродакшене перевод материала в HD качество».
Первый в истории UHD материал, произведённый для Universum – отдела телекомпании ORF, занимающегося программами о дикой природе, был снят пять лет тому, когда компания Kubefilm из Вены решила за свой собственный счёт снять в 4K формате снискавший призы фильм «Возвращение удода». Процесс постпродакшн был произведён в HD. Первые финансовые инвестиции в производство 4K контента компания ORF сделала три года назад, когда Клаус Стайндл из Epo-Film снимал фильм «Дикая Венеция» для ORF, ARTE и NDR. В настоящее время в процессе производства фильм «Дикий Стамбул». «Эти проекты, посвящённые природе городов, являются идеальными для 4K», – говорит Соломон. «Острые углы зданий идеально контрастируют с плавными линиями из дикой природы и поверхностью воды».
Задел на будущее
Переход к стандарту 4K несёт в себе двойное преимущество: во-первых, это приносит на рынок высочайшее качество из доступного на сегодняшний день, во-вторых, создание контента в таком формате – это хороший задел на будущее
«Мы всегда очень внимательно следим за изменениями в сфере технологий, поэтому мы рассматриваем 4K как возможность нашим зрителям наилучшее качество картинки, которое только возможно в нашем секторе естественной истории», – говорит Ванесса Кэйс – исполнительный вице-президент по вопросам контента в Blue Ant Media – компании, которая производит и продаёт больше 4K контента, чем кто-либо другой. Недавно созданное компанией совместное предприятие с Smithsonian Networks сделало их библиотеку 4K-контента «. Love Nature» (Любовь к природе) крупнейшей в мире – с такими сериалами, как «Земля Гремлинов» и «Неоткрытые дали». В феврале Love Nature была представлена как платформа с пользовательским контентом, доступная на рынках по всему миру.
«Мы производим этот нестареющий контент с прицелом на то, что зрители смогут наслаждаться им на протяжении многих лет, несмотря на развитие технологий, и даже многие годы спустя он будет по-прежнему поражать их своим качеством», – добавляет Кейс.
«Мы начали работать с 4K, чтобы подготовить наш контент и производственную базу к тому времени, когда UHD телевидение станет обыденностью», – говорит генеральный и креативный директор Atlantic Productions Энтони Геффен. – «Это также позволит нам защитить наш архив для будущего производства».
Мысли о будущем особенно важны для компаний, снимающих документальный контент, ибо их продукт может продаваться на протяжении многих лет. «Большая часть документальных программ – таких, как мы выпускаем – имеет долгий срок хранения, таким образом, съёмка в формате 4K – это хорошие инвестиции в будущее», – комментирует Сабин Хольцер, глава отдела телевидения расположенной в Вене компании Terra Mater Factual Studios, которая начала использовать технологии 4K два года назад для съёмок программ по естественной истории, и сегодня может похвалиться тем, что снимает в год около 20 часов материалов в 4K. «Наши исторические программы главным образом посвящены теме истории древнего мира, и, соответственно, им можно пророчить такую же долгую жизнь».
Японская компания NHK, которая за прошлый год произвела около 60 часов контента в стандарте 4K, намеревается увеличить в текущем году объёмы производимого 4K материала на 50% – до 100% в секторе драмы, программ о природе, путешествиях, науке, космосе, культуре, изобразительном искусстве, истории, мюзиклов и концертов, а также анимации. В NHK используют 4K технологии даже для съёмок новостей.
Несмотря на то, что японские производители телевизоров активно работают над продвижением стандарта 4K, проникновение данного стандарта в Японии к 2019 году ожидается на уровне лишь примерно 14%, сообщают в IHS, и это несмотря на то, что во время Олимпийских игр в Токио будут проходить UHD трансляции. Возможно, это связано с тем, что в японских семьях отдают предпочтение небольшим телевизорам, а 4K видео лучше смотрится на большом экране.
Время спроса
Житейская мудрость подсказывает, что технология 4K может для традиционных вещателей стать своего рода изюминкой, которая позволит им успешно конкурировать с такими платформами, как Netflix, Amazon и прочими крупными игроками из сектора ОТТ. Однако, на практике кроме эксклюзивных прав на спортивные трансляции в эфире традиционных каналов ничто другое не может служить фактором, помогающим удержать зрителя, поскольку конкурирующий сектор также высказывает желание инвестировать средства в 4K. В частности, компания Netflix уже заказала у студии Silverback Films производство одного из самых амбициозных сериалов о природе, которые только снимались в разрешении 4K. Восемь эпизодов из серии «Наша планета», создаваемых при участии World Wildlife Fund, выйдут не ранее 2019 года.
Большая часть вещателей завершила 100-процентный переход к HD – включая технологии работы с несколькими камерами и рабочими пространствами – лишь недавно, и поэтому они не горят желанием проводить у себя новую «революцию», связанную с переходом к 4K. По меньшей мере, до тех пор, пока не будут определены мировые стандарты.
При этом переход к 4K несёт в себе ряд специфических проблем. «Этот стандарт предполагает более тщательный подход к производству», – говорит Найт из Gusto. – «Необходимо прилагать много усилий и потратить время, хотя результат стоит того».
Заместитель руководителя отдела производства программ в NHK Кейсуке Цуцуми отмечает, что «Стандарт 4K требует вложения значительно больших финансовых, человеческих и производственных ресурсов. На сегодняшний день мы по-прежнему испытываем недостаток в операторах, режиссёрах, а также других специалистах, имеющих навыки работы с 4K. Для отрасли жизненно необходимо увеличить число людей, имеющих необходимый опыт, а также наработать базу соответствующих производственных ноу-хау. Также существует острая необходимость в новом 4K-совместимом оборудовании – в частности, в камерах и мониторах, которые необходимы для создания производственных мощностей для работы с 4K в сфере постпродакшн».
Некоторые компании используют для редактирования своего 4K контента сторонние производственные мощности. У многих имеются в наличии 4K совместимые камеры, однако, объективы, приспособленные для съёмки в 4K, обычно стоят дорого и часто берутся в аренду.
На самом раннем этапе развития формата недостаток переносных 4K мониторов для использования в полевых условиях было серьёзным препятствием, – говорит Соломон из компании ORF. В прошлом году режиссёр Ерик Прёлл купил первый 4K-монитор для подводной съёмки, который был использован при работе над фильмом «Гиганты Атлантики: Азорские острова» студии Universum. Монитор даёт красный контур вокруг фокусируемой части картинки, отчётливо видимый даже при слабом освещении.
Геффен из Atlantic сетует на внушительные размеры файлов, которые приводят к тому, что для работы с ними требуется намного больше места в хранилище, что повышает стоимость и время передачи файлов на хранение. «Для технологии 4K требуется расширение объёмов RAID 5 хранилищ для цифровых библиотек, инвестиции в средства быстрого редактирования, а также использование более быстрых серверов, способных обрабатывать широкие потоки медиа», – говорит Геффен.
Компания Blue Ant, являющаяся одним из крупнейших первопроходцев 4K, решала возникающие программы пошагово. «Прежде, чем начать производство первых сериалов в 4K, мы провели встречи с представителями студий постпродакшн и компаний – производителей камер, дабы получить больше информации о 4K», – говорит Кейс. «Мы изучили технические спецификации, описывающие процесс обработки 4K видео, однако, на рынке наблюдался недостаток подробной информации по этому вопросу. Мы продолжаем процесс изучения, разрабатываем собственные подходы к обработке материала и технические стандарты. При этом мы не собираемся останавливаться в процессе развития – ведь эволюция оборудования продолжается».
Существуют и вопросы финансового характера, начиная с вопроса стартовых инвестиций в камеры и объективы, которые достаточно дороги. Многие компании предпочитают брать объективы в аренду, что обходится дороже. Редактирование 4K контента требует также внушительных инвестиций, однако, в этом секторе цены быстро снижаются по мере того, как компьютеры становятся всё боле мощными, что уменьшает сложности, возникающие при необходимости обработки дополнительных данных.
«Многие японские компании достаточно быстро разрабатывают 4K совместимые студии постпродакшн», – говорит Цуцуми из компании NHK. – «Это снижает стоимость производства 4K материала. Тем не менее, производство всё ещё является дорогостоящим и отнимающим массу времени. Точная разница в цене зависит от конкретной программы, однако, если говорить в общем, производство 4K контента стоит как минимум на 50% дороже, чем производство 2K контента».
В компании Epo-film, снявшей «Дикую Венецию», указывают на то, что бюджет производства 4K продукта – на 10% больше бюджета HD продукта, однако, всё зависит от длительности материала. Дороже всего в секторе 4K обходится пост-продакшн и хранение готового материала.
«Я бы сказал, что процесс пост-продакшн обходится на 20% дороже, а процесс производства – на 10% дороже», – говорит Найт из Gusto. – «В случае производства программы стоимостью в 3,5 миллиона долларов – это не просто вопрос имеющихся денег».
«В производственной цепочке – большие расходы», – говорит Хольцер из Terra Mater. – «К примеру, уходит больше времени на мастеринг. В настоящее время дистрибуторы продают 4K контент, как премиальный, поскольку они сталкиваются с дополнительными расходами. Через два-три года покупатели уже не захотят переплачивать за 4K контент. Однако, к тому времени должны снизиться и технические расходы. Так же было и с HD».
Время покупать
С точки зрения дистрибутора, международный рынок 4K находится на низком старте.
«4K каналы завоёвывают мир линейного и ОТТ телевидения с невероятной скоростью», – говорит Кейс из Blue Ant. – «Для начала работы этим каналам требуется достаточное количество 4K контента, и мы можем им это предложить. Через год-другой, по мере роста объёмов продаж 4K совместимых телевизоров мы увидим всплеск интереса к полноценному 4K контенту и службам, его предлагающим. Мы уже видим огромный интерес к 4K контенту в странах Северной Америки, Европы и Азии. Бразилия и Индия также могут стать перспективными рынками для 4K».
Тот факт, что большинство компаний-покупателей в настоящее время ещё не предлагают своим зрителям 4K контент, не является препятствием для поставок продукта, готового к использованию. Дистрибутор по-прежнему может предлагать и HD версию.
Более того, вопрос 4K уже включён в список тем, обсуждаемых на начальном этапе переговоров о совместном производстве.
«Не все наши партнёры по производственному цеху уже используют 4K», – говорит Хольцер из Terra Mater. – «Некоторые по-прежнему живут в эре HD, поэтому для них мы готовим HD версии программ. Они знают, что получат 4K версию, как только она им понадобится. Программы категории «голубая фишка» на тему естественной истории и науке достаточно дороги, и это – дополнительный фактор стоимости. В некотором смысле это даже лучше для нас, поскольку это позволяет нам наладить партнёрские отношения».
Крупнейшим проектом студии Terra Mater для MIPTV должен стать фильм «Свет на Земле» Дэвида Аттенборо. Компания также снимает в Юго-Восточной Азии масштабный трёхсерийный проект на тему естественной истории.
«Мы начинаем переговоры о совместном производстве, и будем продвигать этот продукт на MIPTV», – говорит Найт из Густо. – «Благодаря канадским инициативам, когда вы думаете о том, что мы можем получить 50% выгоду, разделяя стоимость надвое, мы можем создавать контент по 25 центов за доллар. Шоу стоимостью в 3 миллиона долларов в итоге обходится скорее в 700 000 долларов, таким образом, дополнительные расходы на 4K неплохо компенсируются».
Требуется осторожный подход
Когда компания Atlantic начала экспериментировать с 4K производством, Геффен заявил о необходимости осторожного подхода. Два года тому он заявил: «Это немного напоминает 3D. Мы должны заботиться о том, чтобы 4K не заслужил плохой репутации из-за отсутствия контента». И даже увидев рост 4K рынка «не по дням, а по часам, и в особенности на рынках стран Азии», Геффен остался реалистом: «Мир 4K постоянно расширяется, однако, пройдёт ещё несколько лет, прежде, чем он достигнет критической массы».
«Я не знаю, сможет ли 4K заменить HD во всём мире», – говорит Цуцуми из компании NHK. – «В Японии тестовые программы в 4K и 8K появятся в спутниковом эфире уже в текущем году, а начало регулярного 4K/8K вещания следует ожидать уже в 2018 году. Японские домохозяйства начнут постепенно менять свои дисплеи на 4K (или 8K совместимые) и, таким образом, со временем 4K заменит собой HD».
Однако, полноценное пришествие стандарта 4K станет лишь шагом к внедрению стандарта более высокой чёткости – 8K.
«Если люди, которые ранее видели лишь 2K, едва увидев впервые 4K оказываются очарованными, то тот, кто даже видел 4K, потеряет дар речи от восторга, увидев 8K контент», – говорит Цуцуми.
Таким образом, производители документальных программ могут смело делать ставку на стандарт будущего – 8K, чтобы оказаться первыми на этом ещё неосвоенном поле.