Монтаж в терминах и понятиях

Монтаж (фр. montage) — творческий и технический процесс в кинематографе, на телевидении или звукозаписывающих студиях, позволяющий в результате соединения отдельных фрагментов исходных записей получить единое, композиционно целое произведение. Монтаж является важнейшей частью кинематографического языка, способной придать повествованию выразительность и внятность минимальными средствами. Так говорит Википедия.

За время существования кинематографа, телевидения и радио технологии монтажа совершенствовались одновременно с теми отраслями, в которых применялись. И, если на заре кино существовал только механический монтаж, сегодня используется, главным образом, электронный.

А теперь понятийный аппарат. 

​Аналитический монтаж

[Analytical editing]
— разновидность повествовательного монтажа, при которой последовательно показываются детали какого-либо предмета, героя, события и т.д., из чего затем формируется единый образ


 

Асинхрон

[Asynchronous/Non-sync]
— дефект, при котором изображение не согласуется со звуком


 

Ассоциативный монтаж/Ассоциативно-образный монтаж

[Associative montage]
— вид монтажа, предполагающий не прямую логическую зависимость кадров, а их внутренние взаимосвязи, аналогии, ассоциации

Хрестоматийный пример ассоциативного монтажа – монтаж представительницы женского батальона и скульптуры Родена в «Октябре» Сергей Эйзенштейна


 

Вертикальный монтаж

[Vertical montage]
— монтаж различных элементов фильма, в первую очередь, изображения и звука; Сергей Эйзенштейн разрабатывал такую модель вертикального монтажа, при которой изобразительный ряд максимально точно согласовывался со звуком, что позволяло зрительным и звуковым образам дополнять и усиливать друг друга

Сцену перед Ледовом побоищем из «Александра Невского» сам Эйзенштейн часто приводил в качестве примера вертикального монтажа

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Монтаж»


 

Видеоредактор

[Video editing software]
— программное обеспечение, позволяющее редактировать видеофайлы на компьютере

Что почитать: Обзор программ видеомонтажа для начинающих и Обзор коммерческих видеоредакторов, а также сравнение основных характеристик различных программ


 

Внутрикадровый монтаж

— вид монтажа, не имеющий отношения к процессу структуризации отснятого материала, а подразумевающий использование различных приемов съемки оператором (переход фокуса, поворот камеры, наклон камеры, наезд, отъезд и другие типы движения камеры)


 

Вытеснение

[Wipe]
— вид монтажного перехода, при котором новый кадр постепенно замещает собой предыдущий

Примеры вытеснения в III эпизоде «Звездных войн» Джорджа Лукаса


 

Географический эффект/Географический эксперимент

[Creative geography/Artificial landscape]
— монтажный эффект, подразумевающий возникновение иллюзии единого места, несмотря на то, что чередующиеся кадры могут быть сняты в разных местах; описанный и выявленный Львом Кулешовым, эффект как бы создавал место, которого нет, «творимую земную поверхность»


 

Дистанционный монтаж

[Distance montage]
— вид монтажа, построенный на принципе «распечатывания кадров», т.е. выявления смысла двух опорных кадров не на их столкновении, а на их удалении друг от друга и взаимодействии через череду промежуточных кадров; теория дистанционного монтажа разрабатывалась Артаваздом Пелешяном в 60-70-е годы

Что почитать: Артавазд Пелешян – «Дистанционный монтаж, или Теория дистанции»
Пример – фильм Пелешяна «Времена года»


 

Затемнение

[Fade]
— вид монтажного перехода, при котором первый кадр постепенно растворяется в однотонном, чаще всего черном фоне («уйти в затемнение» — fade out/fade to black), а следующий выходит из этого фона («выйти из затемнения» — fade in); прием обычно символизирует большую временную или географическую дистанцию между действиями двух сцен; длительность «темноты», как правило, составляет 1-2 секунды


 

Интеллектуальный монтаж

[Intellectual montage/Collision montage]
— вид монтажа, предполагающий конфликтное сочетание идей и понятий, и, следовательно, ориентированный не на эмоциональное восприятие, а на интеллектуальное, на мышление

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Четвертое измерение в кино»

Пример – эпизоды фильма Сергея Эйзенштейна «Октябрь»

Ироничная трактовка интеллектуального монтажа – финал фильма Альфреда Хичкока «На север через северо-запад»


 

Клиповый монтаж/Монтаж короткими кусками

[MTV style editing]
— вид монтажа, характеризующийся чередованием коротких кадров, фиксирующих активное движение, в результате чего на экране формируется каскад пластических образов; наиболее распространен в рекламе, в музыкальных роликах; в кинематографе клиповый монтаж был особенно популярен в 90-2000-е годы; по сути, является развитием принципов «русского монтажа» 20-х годов


 

Контрапункт

[Counterpoint]
— контрастное столкновение или противопоставление соседних кадров
— контрастное столкновение зрительных и звуковых образов

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Будущее звуковой фильмы»


 

Косая склейка/Наложение

[L cut/J cutSplit edit/Audio bridge/Delayed edit]
— вид монтажного перехода и прием при вертикальном монтаже, при котором в первом кадре появляется звук последующего кадра или же звук первого кадра продолжает звучать во втором кадре

Примеры косой склейки в комедии «Выходной день Фэрриса Бьюллера»


 

Линейный монтаж

[Linear editing]
— монтаж кадров, снятых одновременно с разных точек при сохранении хронологической последовательности; часто используется на телевидении, к примеру, при прямой трансляции события, снимаемого несколькими камерами


 

Межкадровый монтаж

— тип монтажа, предполагающий соединение разных кадров


 

Метрический монтаж

[Metric montage]
— вид монтажа, подразумевающий чередование фрагментов в последовательности, задаваемой их длительностью; длина монтируемых фрагментов может сохраняться одинаковой или изменяться по определенной схеме, к примеру, каждый следующий кадр сокращается вдвое, что дает эффект напряжения

Пример – сцена психической атаки в фильме братьев Васильевых «Чапаев»


 

Монтаж

[Film editing]
— технический и творческий процесс переработки и реструктуризации отснятого материала, выстраивание определенной последовательности кадров; проводится на стадии пост-продакшна

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Монтаж», Михаил Ромм – «Вопросы киномонтажа», Андрей Тарковский – «Лекция о роли монтажа в кино», Г.С. Окунев – «Основы киномонтажа», Наталья Утилова – «Монтаж»

Что посмотреть: документальный фильм BBC «Магия монтажа кино»


 

Монтаж аттракционов

[Montage of attractions]
— метод организации монтажа, построенный на чередовании ярких, ударных эпизодов-аттракционов, производящих на зрителя сильное «чувственное воздействие»

Теория монтажа аттракционов была создана и разрабатывалась Сергеем Эйзенштейном в середине 20-х годов

Что почитать: Сергей Эйзенштейн – «Монтаж аттракционов»

Знаменитая сцена на Потемкинской лестнице в «Броненосце “Потемкине”» – хрестоматийный пример монтажа аттракционов

 


 

Монтажер

[Film editor]
— специалист, занимающийся монтажом фильма в соответствии со сценарием, указаниями режиссера и продюсера; также осуществляет подготовку к озвучанию, синхронизации и т.д.


 

Монтажная фраза

[Cutting phrase]
— смонтированная последовательность кадров, сочетание которых создает новый смысл


 

Монтажный кадр

[Shot/Scene/Take]
— фрагмент отснятого материала от одной склейки до другой


 

Монтажный лист

[Dope sheet/Crib sheet]
— контрольный документ, содержащий подробное описание фильма, в том числе содержание кадра и его фонограммы


 

Монтажный переход

[Scene transition/Editing transition]
— различные виды соединения отдельных эпизодов монтажной склейкой


 

Монтажный пульт

[Video editing system/Video editing workstations]
— комплекс устройств и оборудования, необходимых для осуществления монтажа в цифровом кино


 

Монтажный стол

[Film splicer/Film joiner/Cutting table/Editing bench]
— комплекс устройств и оборудования, необходимых для осуществления монтажа при работе с пленкой; как правило, включает склеечный пресс, проекционное устройство, подсветку, конденсор и т.д.


 

Наплыв

[Dissolve/Lap dissolve]
— вид монтажного перехода, при котором изображение первого кадра с помощью двойной экспозиции постепенно как бы превращается в изображение следующего кадра; обычная продолжительность наплыва – 2-3 секунды


 

Нелинейный монтаж

[Non-linear editing]
— монтаж фрагментов отснятого материала в определенной, не обязательно хронологически достоверной, последовательности


 

Осевой монтаж

[Axial cut]
— прием монтажа, при котором объект в кадре резко меняет крупность, к примеру, средний план сменяется крупным


 

Параллельный монтаж

[Parallel editing]
— вид монтажа, при котором несколько различных действий монтируются в чередовании друг с другом

Пример –  эпизод «крещения» в «Крестном отце» Фрэнсиса Форда Копполы


 

Перебивка

[Cutaway shot/Insert/Intercut]
— элемент межкадрового монтажа, представляющий собой кадр, как правило, видовой, который служит для того, чтобы показать временной разрыв между сценами


 

Перекрестный монтаж

[Cross-cutting/Inter-cutting]
— усложненная разновидность параллельного монтажа, при которой чередуются фрагменты нескольких событий или даже сюжетных линий

На использовании перекрестного монтажа целиком построены фильмы «Нетерпимость» Дэвида Уорка Гриффита, «Магнолия» Пола Томаса Андерсона, «Облачный Атлас» Тома Тыквера и Энди и Ланы Вачовски

 


 

Правило 30°

[30-degree rule]
— базовое правило при съемке и монтаже, согласно которому на следующих друг за другом кадрах угол зрения на один и тот же объект должен меняться не менее чем на 30°; правило позволяет добиться отличных друг от друга кадров, избежать излишне резкого «скачка», а также смягчить смену планов


 

Повествовательный монтаж/Последовательный монтаж/Однолинейный монтаж

[Continuity editing]
— вид монтажа, предполагающий выстраивание последовательности кадров на основе причинно-следственных связей, логики развития сюжета и хронологии происходящих событий


 

Продюсерский монтаж

[Producer’s cut/Final cut/Fine cut]
— этап готовности фильма, на котором монтажер вносит правки, поступившие от продюсера, студии и с предварительных показов


 

Рваный монтаж/Резаный монтаж

[Smash cut/Shock cut]
— вид монтажа, предполагающий чередование коротких, при этом зачастую контрастных кадров


 

— Режиссер монтажа

[Film editor]
— специалист, руководящий процессом монтажа
! Что почитать: режиссер монтажа Сергей Иванов («Солнце», «Овсянки», «Измена», «До свидания мама») о своей профессии

! Что почитать: интервью с куратором факультета режиссеры монтажа Московской школы нового кино Ильей Томашевичем


Режиссерский монтаж

[Director’s cut]
— этап готовности фильма, на котором монтажер работает совместно с режиссером, внося правки в черновой монтаж
— версия фильма, которую режиссер считает более предпочтительной, чем полученная по итогам продюсерского монтажа; как правило, издается отдельно после проката продюсерской версии


 

Ритм

[Rhythm]
— порядок и частота чередования кадров


 

Ритмический монтаж

[Rhythmic montage]
— вид монтажа, при котором длина кадров определяется спецификой их содержания, к примеру, движением в кадре, фоном, мизансценой и т.д.; обычно работает правило, что чем больше зрителю требуется время для считывания кадра, тем длиннее будет кадр, и наоборот

Пример – кульминационная сцена фильма Серджио Леоне «Хороший, плохой, злой»


 

«Русский монтаж»/«Американский монтаж»

[Russian montage]
— принцип монтажа, разработанный советскими кинематографистами 20-х годов под впечатлением от картин Дэвида Уорка Гриффита «Рождение нации» и «Нетерпимость» (отсюда расхождения в терминологии – в СССР такой принцип монтажа называли американским, в США – русским); принцип подразумевает монтаж короткими фразами, выстраиваемыми, прежде всего, по ассоциативной логике, а не повествовательной; принцип позволяет добиться большего эмоционального воздействия на зрителя; термин «русский монтаж» применялся за рубежом где-то до 60-х годов.


 

Склейка

[Join/Joint/Splice]
— механическое соединение двух пленок; сегодня чаще употребляется в значении точки монтажного перехода, соединения двух кадров


 

Стоп-кадр/Размножение кадра

[Freeze/Freeze-frame/Stop-motion trick]
— прием, при котором многократно повторяется один и тот же кадр, благодаря чему возникает иллюзия замирания, остановки действия; часто используется на титрах фильма


 

Стоп-камера

[Stop-motion/Single frame technique/Arret]
— монтаж двух кадров, отличающихся наличием или отсутствием в одном из них какого-либо элемента (предмета, героя и т.д.), в результате чего достигается эффект внезапного появления или исчезновения; обычно используется для достижения комического или «магического» эффекта


 

Творимый человек

— монтажный эффект, подразумевающий возникновение иллюзии, что на экране мы видим одного и того же человека, при сопоставлении кадров различных частей тела; эффект выявлен Львом Кулешовым, создававшим творимого человека при монтаже кадров с «кусками» разных женщин: «спиной одной женщины, глазами другой, ртом опять другой, ногами третьей и т.д.»


 

Тематический монтаж

[Thematic montage]
— разновидность повествовательного монтажа, при которой кадры соединяются по принципу тематической близости; распространен в документалистике


 

Тональный монтаж

[Tonal montage]
— вид монтажа, при котором длина и порядок кадров определяется их эмоциональным «звучанием»

Пример – сцена похорон Вакулинчика в «Броненосце “Потемкине”»

 


 

Фрагментарный монтаж/«Скачок»

[Jump cut]
— прием монтажа, незначительно нарушающий хронологию действия и разрушающий плавность движения объекта в кадре

Яркий пример – сцена в машине из «Последнего дыхания» Жан-Люка Годара

 


 

Черновой монтаж

[Assembly/Rough cut/First cut]
— ранний этап готовности фильма, когда монтажером создается одна из первых версий картины; зачастую такая версия наиболее точно следует сценарию


 

Эффект Кулешова

[Kuleshov Effect]
— монтажный эффект, подразумевающий возникновение при сопоставлении двух кадров третьего смысла; эффект выявлен и описан Львом Кулешовым в конце 1910-х годов

По распространенной легенде Кулешов иллюстрировал выявленный им эффект,монтируя крупный план Ивана Мозжухина с кадрами тарелки супа, детского гробика и девушки. В каждом случае зрители видели на лице героя разные выражения: голода, печали, влюбленности.

 

Источник