Как выбирать студийные кабели
Не влезая в дебри теории электрических цепей, рассмотрим базовые вопросы, возникающие при выборе кабелей и коммутационного оборудования, чтобы при работе в студии не возникало наводок, шумов и прочих неприятностей.
Во всех студиях — будь то домашние, эфирные или профессиональные (для мастеринга, сведения и записи треков) — одним из важнейших вопросов остается коммутация (подключение) инструментов, микрофонов, мониторов и прочей техники к имеющемуся оборудованию. Несмотря на развитие беспроводных технологий, кабели и соединительные элементы в аудиотехнике по-прежнему востребованы.
Кабели бывают разные
Кабели такого типа характеризуются следующими электрическими параметрами: волновое сопротивление, индуктивность, зависимость затухания сигнала в кабеле от его частоты и т.д.
Еще один тип кабеля — так называемая «витая пара» (от английского «twisted pair»). Самый простой пример такого кабеля — скрученные по всей длине два провода: при этом шаг свивания (расстояние между местами скручивания) должен быть как можно меньше. Это напрямую влияет на защиту такого кабеля от помех. Если эту простейшую «витую пару» защитить экранированной оплеткой (экранировать), то получится кабель для балансного соединения двух единиц оборудования. Дополнительной защитой от помех как раз и стал экран, который соединяется с корпусом либо источника, либо приемника аудиосигнала. По экранной оплетке в данном виде кабеля не проходит ток сигнальной цепи. С помощью таких кабелей можно выполнять симметричное (балансное) подключение, защищенность от помех у них выше, чем у коаксиальных, так что по ним можно передавать сигналы с достаточно низким уровнем — к примеру, от микрофона. Характеризуются они при этом теми же самыми электрическими параметрами.
— оптика обладает способностью передавать гораздо больший объем цифровой информации;
— оптоволокно позволяет сделать качественную «развязку» между двумя аудиокомпонентами: в данном случае практически не будет помех и наводок.
Предназначена оптика для подключения, к примеру, CD или DVD-проигрывателя, но у нее есть и серьезный недостаток: качественный оптоволоконный кабель стоит недешево, как и его подключение. Если в студии бюджетное оборудование, очень часто вместо оптического кабеля выбирают более дешевый коаксиальный кабель.
Технологические особенности изготовления кабелей
Выше мы уже писали, что электрические сигналы в кабелях передаются по жиле (проводнику). Жила может быть конструктивно выполнена в виде провода (сплошная) или в виде пучка проводников: изготавливается она, как правило, из меди (это для обычных бюджетных типов кабелей).
В кабелях самой высокой ценовой категории при изготовлении сигнальных проводников используются добавки золота или серебра: их стоимость очень высока.
Распределяем кабели по назначению
Акустические кабели (в английском варианте «speaker cable»), соединяющие выходы усилителей мощности и акустические системы. Основное требование к ним — достаточно большой диаметр проводников, так как по ним протекают токи, достигающие нескольких ампер. Проводники кабелей изготавливаются из бескислородной меди, многожильными. Данные изделия представляют собой неэкранированные двухпроводные кабели, имеющие на концах разъемы типа SpeakON (разработаны швейцарской компанией Neutrik для профессиональных аудиосистем). Бюджетные варианты могут комплектоваться разъемами «банан» («banana»), Binding Post и т.д.
Микрофонные кабели состоят из двух центральных (сигнальных) проводов в изоляции, экрана и внешней оболочки. Сигнальные провода свиты между собой и представляют собой традиционную «витую пару»: именно в микрофонных кабелях часто применяется двойная экранизация. Сечение центральных проводов кабеля может колебаться от 0,14 до 0,5 мм². При выборе типа кабеля обычно исходят из длины линии трансляции сигнала и применяемого оборудования, микрофонные кабели могут быть объединены в мультикоры, если их количество велико.
Межблочные кабели предназначены для передачи аналоговых сигналов низкого уровня. Они соединяют аудиовыходы и аудиовходы аппаратуры и могут быть двух видов: симметричные и несимметричные. Симметричные чаще используются для подключения оборудования, где шумы и наводки должны быть минимизированы. Заканчиваются они разъемами типа XLR или TRS. Несимметричный кабель обычно заканчивается RCA-разъемом (иногда в быту его называют «тюльпан»).
Силовые кабели, соединяющие аппаратуру с сетью электропитания, должны без нагрева и замыканий выдерживать довольно большие токи, быть устойчивыми к перемещениям, изгибаниям и прочим нагрузкам. Комплектуются разъемами PowerCON (все той же фирмы Neutrik), PCE (Австрия, дополнительно к студийным кабелям выпускается серия Midnight специально для сценической работы).
Еще один вид кабелей — многоканальные (snake cable, часто употребляется название «мультикор», «мультикорный кабель»). Они состоят из нескольких одиночных кабелей, заключенных в одну общую изоляционную оболочку, применяются для многоканальной передачи аналоговых и цифровых сигналов. Для придания мультикорам прочности на растяжение под изоляцию добавляется пластиковый шнур. Набор одиночных кабелей в мультикоре может быть разнообразным. Как правило, на одном конце мультикора можно видеть множество различных разъемов (по числу каналов). На противоположном конце находится металлическая коробка, в которой закреплена панель с «гнездами» под разъемы. Существует также тип мультикоров для студий, где разделение различных кабелей необходимо для подключения студийного оборудования. Экранирование и изоляция одиночных кабелей могут быть как индивидуальными, что хорошо, так и общими, что плохо из-за невозможности разделения общих проводов для отдельных каналов передачи. Это стоит учитывать при покупке данного.