FM и онлайн: принципиальные различия
После появления форматов Dab и Dab+ и попыток Норвегии полностью перейти на цифровое вещание, тема «заката» эпохи FM-радио снова стала актуальной. Сможет ли оно пережить наступление конкурентов из онлайн — рассказывает Валентин Малюгов.
Главные различия: аудитория и форматы
Как и раньше, чтобы выделить ядро своей аудитории, нужны тесты треков. После определения ядра хороший редактор должен сам понять, как развиваться дальше, поэтому на тестировании не стоит заострять внимание слишком долго.
Валентин Малюгов / Фото: Виктор Вытольский
Сделать федеральную радиостанцию, ориентируясь и на столицу, и на регионы вряд ли получится — потребности аудитории сильно разнятся, даже если речь идет о Москве и Московской области. Если вы хотите из региональной станции вырасти в федеральную, то, вероятно, без изменений в формате и адаптации не обойтись. Скорее всего, выходя в крупные мегаполисы, вам придется сжимать базу только до самых ярких и тестируемых треков.
Валентин Малюгов / Фото: Виктор Вытольский
Совсем другое — поиск зрителя в Интернете, там он самый капризный. Уже давно стало ясно, что федеральные FM-радиостанции не находят в Интернете такого успеха, как те проекты, которые изначально зарождались в сети. Почему так происходит?
Интернет-вещание: поиск темы и особенности программирования
Во всемирной паутине все меняется почти молниеносно и основной фактор успеха здесь — «нишевость» проектов. Нет никакого смысла создавать вторую «Европу Плюс», «Дорожное радио» или очередную информационную радиостанцию — нужно придумать что-то уникальное. Здесь есть и свои сложности — стремительное прослушивание, достаточно сложное таргетиретирование, большая конкуренция и специфическая доступность. Конкуренция тут в разы больше, но еще можно занять свое место под солнцем благодаря грамотному продвижению. «Выстрелить» может только уникальная идея при условии профессионального программирования.
Валентин Малюгов / Фото: Виктор Вытольский
В регионах России до сих пор успешны станции, рассказывающие про свой край. Только рассказывать это они должны умно, интересно, грамотно и красиво. Региональному слушателю важнее то, что происходит вокруг, здесь радиостанция все еще играет роль информатора. Федеральные вещатели стремятся к фоновому звучанию (музыкальные) или к анализу той или иной проблемы (разговорные), но «быть первым» и «дать новость» для столичных проектов — уже не самое главное. Интернет-радиостанции чаще слушают фоном, в онлайн-радиопоток не добавишь много текста о регионе, но его можно сделать родным и близким за счет микроконтента (до 30 сек). Пропагандировать определенные регионы здесь можно только ненавязчиво, даже стремительно, чтобы слушатели из других частей России не успели переключить канал.
А что же дальше?
- FM и Интернет существуют вместе и будут существовать далее;
- федеральный FM будут атаковать вкусы регионов;
- приверженность к радиостанциям постепенно смещается от FM к Интернету;
- главный тренд — повышение скорости подачи материала и мини-формат;
- радио сохранит свои позиции именно за счет функции ротации контента, благодаря которой будет отличаться от музыкальных сервисов;
- будущее за агрегаторами радио: много каналов в одном приложении, на одном сайте;
- автоматизация процессов программирования;
- визуализация радио с дальнейшей интеграцией в видеоподкаст (Digispot, Avra).
Валентин Малюгов / Фото: Виктор Вытольский
Когда вы едете в машине, ваш выбор ограничен примерно 50-60 радиостанциями FM-диапазона. В Интернете вы можете бродить в поисках нужного потока бесконечно и, я уверен, найдете то, что вам понравится, гораздо быстрее. Почему я верю в интернет-вещание? Потому что оно становится все доступнее и не ограничивает выбор. К сожалению или к счастью, это процесс не остановить.
Валентин МалюговМузыкальный редактор и программный директор, занимался синергией отделов радио и телевидения в Издательском доме «Комсомольская правда», музыкальный редактор Best FM, идеолог стартапа «Хорошее FM», многопотоковой станции Shtorm.FM, арт-директор «Радио 1», преподаватель. |