Как открыть радиостанцию: регистрация и выбор оборудования
Что нужно, чтобы получить частоту и лицензию на вещание, грамотно оформить свою деятельность и выйти в эфир — рассказывают специалисты холдинга «Москва Медиа».
Елизавета Матвеюк — руководитель юридического департамента
Получение частоты и лицензий
Второй этап – получение непосредственного разрешения на использование этих частот в Роскомнадзоре на основании экспертизы ЭМС. Третий этап — регистрация в Роскомнадзоре ретранслятора, который будет распространять сигнал вокруг. Чем он выше — тем дальше «бьет» сигнал. Высоту и другие технические характеристики необходимо будет указать в документах. Все эти совместные регистрации и оформления документов с ГРЧЦ и Роскомнадзором занимают от полугода до года.
Регистрация новой радиостанции
На сайте Роскомнадзора можно найти все зарегистрированные СМИ, регламенты, шаблоны, списки документов и другую информация, которая может вам понадобиться.
Последние штрихи — на основании документов ГРЧЦ зарегистрировать радиопередатчик и получить позывные сигналы в Роскомнадзоре. Теперь можно приступать к вещанию. Еще один важный момент — после получения разрешения нужно начать вещание в течение года, поскольку в противном случае по закону о СМИ Роскомнадзор может аннулировать разрешительные документы.
О формате, авторских правах и требованиях НПА
В юридическом лексиконе мы не используем термин «формат», заменив его на «концепцию». Концепция и процентное соотношение информационного и музыкального контента есть в заявлении и лицензии на вещание. Например, в документах нашей Capital FM указано, что в эфире радиостанции звучит 20% информационного контента и 80% — музыкального. При необходимости можно обратиться в Роскомнадзор с просьбой о внесении изменений в концепцию вещания. Допустимый процент рекламы в эфире, а также требования к ней тоже регламентированы и прописаны в законе «О рекламе».
Роскомнадзор проводит периодические проверки СМИ, в том числе на предмет соблюдения указанного в лицензии процентного соотношения контента. Если вы понимаете, что «процентовка плывет», то лучше внести официальные изменения в лицензию в общем порядке. Не стоит относится к этому халатно.
За строгим исполнением закона о СМИ нужно постоянно следить: например, соблюдать требования о выходных данных, исполнять требования о маркировке контента возрастными маркерами и многое другое.
Радиостанции должны помнить не только об авторских, но и смежных правах. Мы, например, заключили договор с Всероссийской организацией интеллектуальной собственности (ВОИС), которая «очищает» права на исполнение и воспроизведение. Мы выплачиваем ежемесячные отчисления за использование фонограмм, которые потом уже ВОИС распределяет между исполнителями. Также нам помогают музыкальные библиотеки: их мы оплачиваем, заключая годовой договор, а также отдельно заказываем библиотеку звукового оформления нашей радиостанции — джинглы, отбивки, межпрограммные ролики. Все это записывается специально для нас и оформляется в виде исключительной лицензии на использование.
Если вашу радиостанцию включают фоном в общественном месте, например, в парке, торговом центре, или на катке — то эта площадка тоже должна делать отчисления в ВОИС.
Работа творческого коллектива многоступенчатая и включает в себя очень много различных тонкостей, поэтому иногда бывает трудно подогнать все под строгие законодательные рамки, но мы стараемся.
4 часть Гражданского кодекса РФ достаточно непростая и с ней бывают сложности. Позиции судов по каким-то запутанным делам иногда разные и даже противоположные. Бывает и такое, что по закону суд выносит абсолютно справедливое решение, основанное на норме права, но, учитывая специфику отрасли, воплотить его невозможно. Поэтому стоит внимательно следить за обновлением законодательства и прецедентами в судах. Анализируя все это, надо находить оптимальные решения для каждого случая, при этом осознавая последствия своих решений и оставаясь ответственным за них.
Андрей Веденеев — технический директор департамента радио
О выборе технического оснащения
Далее идут сугубо технические тонкости создания радиокомплекса. У нас должны быть все внешние линии, объединенные источники информационных ресурсов, налаженный внутренний обмен данными, вне зависимости от систем автоматизации телеканалов и радиостанций. Есть универсальные технические решения для всех сотрудников.
За основу мы выбрали американское оборудование компании Telos Systems, аналоговыми остались только в микрофоны и наушники. Все остальное — цифровой звук, который идет в общих сетях. Мы используем систему автоматизации компании «ТРАКТ»: в частности, для работы ньюсрума —Digispot II.
Следующий пункт — наши собственные наработки, поскольку не все представленное на рынке нам подходило, как по софту, так и по аппаратным решениям.
Многое мы придумываем буквально на ходу, стараясь подогнать технические параметры под творческую задумку. Например, используя часть технического процесса в системе автоматизации Digispot II, мы сделали так, чтобы один и тот же выпуск новостей шел на двух разных радиостанциях, но с разным эфирным оформлением. Это полностью автоматизированный процесс: звукорежиссеры обеих радиостанций никак в нем не участвуют.
Недавно на выставке показали систему мониторинга эфира и оповещения нужных сотрудников о наличии сигнала, соответствии его ГОСТу и т.д. У нас ее разработал собственный отдел, и она в ходу уже много лет. Также мы проводим трансляцию из радиостудии, которая сейчас стала модной. При этом нам не подошла ни одна из систем, представленных на рынке и мы сами написали алгоритм для этой задачи. Процесс этот также полностью автоматизирован.
О техническом персонале
Благодаря этому софту радиостанцию обслуживает смена из всего двух человек. С точки зрения технологического процесса автоматизация всей работы не очень хороша, потому что рядовой сотрудник не всегда знает, что делать в какой-то критической ситуации, в отличие от опытного радиоинженера. Но технологии позволяют всего лишь одному сотруднику мониторить происходящее — в нужный момент он просто грамотно описывает сложившуюся ситуацию.
Сейчас радиоинженер больше похож на айтишника. Классических радиоинженеров, которые могут настроить не только технику, но и звук, почти не осталось. Факультетов, готовящих специалистов, понимающих, как устроено и работает «железо», крайне мало. Тем, кто разбирается в IT, это неинтересно. Так что в сфере радиоинженеров ощущается кадровый голод.
О рынке оборудования
Сейчас, к сожалению, российского оборудования толком нет. Того немногого, что выпускает «ТРАКТ», недостаточно для создания информационной радиостанции, которая вещает в режиме 24/7. Нельзя сделать так, чтобы слушатель не замечал, когда вы уходите на резерв или у вас что-то сломалось. Технику приходится закупать у иностранных производителей: американских, испанских, немецких и т.д. Мы выбирали американского, потому что они постоянно работают с текущими версиями оборудования и все время разрабатывают различные улучшения. Они внимательно относятся к своим клиентам и прислушиваются к их нуждам и замечаниям. Более того, так сложилось, что мы работаем с ними напрямую, не через дистрибьютора и так мы гораздо быстрее получаем фидбек. Когда ты ставишь современное оборудование с гарантией и дополнительной возможностью модернизировать софт — это значительно экономит средства. Мелкий технический ремонт оборудования мы производим также своими силами.