Как радиостанциям использовать возможности интернета. Советы Артёма Самойлова из «ТАВР MEDIA»
Не так давно Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания сделал первый реальный шаг на пути внедрения в Украине цифровых технологий радиовещания: было выдано десять лицензий на право экспериментального вещания в стандарте DAB+ в цифровом мультиплексе в городе Киеве. Впрочем, далеко не все игроки рынка и эксперты верят в успех данной затеи и будущее этой технологии – что, собственно, показал и сам конкурс, который проигнорировали ведущие украинские радиохолдинги, делающие погоду в рейтингах.
Однако факт неверия в технологии цифрового эфирного радиовещания ещё не говорит о неверии в цифровые технологии как таковые. И многие из «цифровых скептиков» активно развивают другие технологии эпохи «Digital», делая в этом немалые успехи. Конкретные примеры того, как современная традиционная радиостанция может использовать технологии, привнесённые в наш мир цифровой эрой, озвучил на IX конференции «Новые медиа – новые возможности», проходившей в Киеве 13 апреля, руководитель digital-направления в радиогруппе «ТАВР MEDIA» Артём Самойлов в рамках презентации «Успешные digital-кейсы для радио».
В состав радиогруппы «ТАВР MEDIA» сегодня входит шесть радиостанций – «ХИТ FM», «Русское Радио Украина», «Мелодия FM», «Радио РОКС – Украина», «KISS FM» и «Радио Relax». Все они имеют неплохое покрытие страны и длительную историю вещания в аналоговом эфире. Однако несмотря на то, что основным направлением деятельности данных радиостанций является эфирное вещание, они не собираются зацикливаться исключительно на нём и делают всё возможное для развития вширь и вглубь. И используют для этого возможности Интернета – самой популярной медиа-среды из всех, порождённых цифровой эпохой. И это закономерно – ведь, как отметил Артём Самойлов, аудитория радио и аудитория Интернета – пересекаются. По сути, это – одни и те же люди, которые одновременно могут быть пользователями всемирной паутины и слушателями, зрителями, читателями традиционных медиа.
Для простоты подхода в радиогруппе «ТАВР MEDIA» разделили всю свою деятельность в Интернет-пространстве на семь глобальных направлений. Первое (и самое главное, по мнению Артёма Самойлова) направление – это, конечно же, онлайн-вещание радиостанций, входящих в группу. При этом в «ТАВР MEDIA» видят три основных преимущества онлайн-вещания перед традиционным эфирным. Во-первых, это отсутствие помех, шипения, тресков. Вещание радиостанций в Интернете доступно всегда, когда есть подключение к сети. Без потери качества звука. И – что очень важно для сегодняшнего момента развития украинского радиорынка – для вещания в Интернете нет ограничения по частотам. «К примеру, радиостанции «Радио РОКС» нет сегодня в эфире Ивано-Франковска – из-за отсутствия в данном городе свободных частот. Однако, благодаря Интернету у нас там также есть слушатели, которые нам пишут и даже звонят в утреннее шоу, слушая нас через Интернет», – отметил Артём Самойлов. Но и в тех местах, где у станций группы есть эфирное вещание, их также часто слушают через всемирную паутину. К примеру, кто-то может работать в таком месте, куда радиоволны из эфира проникают достаточно плохо, а то и не проникают вовсе – в подвалах, в помещениях с толстыми стенами. Однако если там есть подключение к Интернету – человек может без проблем слушать своё любимое радио.
И, наконец, Интернет даёт возможность создания нескольких радиостанций под одним брендом – то есть, запуска дополнительных потоков, «заточенных» под более узкую аудиторию. Радиогруппа «ТАВР MEDIA» занимается данным направлением достаточно давно, и каждый из входящих в группу брендов имеет по нескольку дополнительных нишевых интернет-радиостанций, дающих возможность работать на определённые сегменты аудитории, не получая новых эфирных частот. Да и отсутствие рекламы в эфире этих интернет-станций выглядит весьма заманчивым для слушателя. Данные нишевые онлайн-потоки сами по себе уже показывают неплохие результаты по количеству аудитории, сравнимые, по словам Артёма Самойлова, с результатами радиостанций из небольших городков Украины. А тот факт, что все эти нишевые потоки работают под одним брендом, в конечном итоге сказывается на общем результате бренда при формировании рейтингов. Ибо если человек предпочитает слушать, к примеру, один из нишевых потоков «ХИТ FM» в Интернете, то при проведении опроса он назовёт именно этот бренд. Всё это, как отметил докладчик, является достойным ответом на вопрос скептиков о том, зачем современной радиостанции необходимо вещание в Интернете.
Наиболее популярным и действенным средством общения любого медиа с Интернет-аудиторией, по словам Артёма Самойлова, является web-сайт. Ведь несмотря на рост популярности различных социальных сетей, мессенджеров и прочих приложений, пользователи Интернета продолжают ходить на web-сайты. Согласно статистике, собранной группой «ТАВР MEDIA», доля посетителей, заходящих на сайты радиостанций группы с мобильных устройств, уже достигла отметки в 35%. А это значит, что даже при смене средства доступа к Интернету, пользователи по-прежнему открывают свой любимый браузер, и заходят на сайт, расположенный по знакомому им адресу. Потому что им там интересно или потому что ведущий попросил в эфире зайти на данный сайт, чтобы принять участие в каком-либо интерактивном проекте. При этом сайты радиостанций уже сами по себе начинают становиться источником доходов – получаемых от баннерной рекламы, от нативной рекламы, от спецпроектов. В частности, сайты радиостанций группы ежемесячно генерируют в совокупности примерно один миллион баннеропоказов, отметил Артём Самойлов.
Страницы в соцсетях – ещё один канал общения радиостанций со своей аудиторией. Несмотря на все последние скандалы и перипетии, затронувшие данный сегмент Интернета, люди не собираются отказываться от соцсетей, по-прежнему туда заходят, а значит – задача радиостанций состоит в том, чтобы поддерживать контакт со своими слушателями и в этой, привычной для них среде. Если слушатель станции есть в Фейсбуке – она должна приходить к нему в Фейсбуке, если слушатель сидит в Инстаграмме – радиостанция должна быть в Инстаграмме. Естественно, с релевантным и адекватным для данной сети контентом. Важным преимуществом любой соцсети, по словам Артёма Самойлова, является то, что она даёт слушателю понять: бренд находится от него на расстоянии комментария. Неважно, где находится в данный момент слушатель – в Киеве, в Полтаве, или где-то за рубежом – он может оставить свой комментарий под постом на страничке любимой радиостанции, и радиостанция обязательно ему ответит. Кроме того, данный канал помогает поддерживать постоянную связь с аудиторией в обеих направлениях – слушатель ощущает дружественное отношение радиостанции к нему, а радиостанция получает столь ценную обратную связь со слушателем. А иногда и очень важную информацию. К примеру, отметил Артём Самойлов, частенько бывали случаи, когда в «ТАВР MEDIA» узнавали о перебоях в вещании той или иной радиостанции в каком-либо регионе именно через странички в соцсетях, что давало возможность оперативно реагировать на возникшую проблему, дав необходимые команды своим техническим партнёрам на местах. И, наконец, социальные сети являются отличной площадкой для относительно дешёвой рекламы и промо – станция может через них доносить до своей аудитории информацию об изменениях и новинках в эфире, неэфирных акциях и многом другом. Да ещё и изучать реакцию аудитории на данную информацию, меняя при необходимости те или иные её элементы.
Говоря о конкретных достижениях в данной сфере, Артём Самойлов отметил, что фейсбук-страничка одной из радиостанций группы – «Радио РОКС» – имеет на сегодняшний день примерно 100 тысяч подписчиков. При этом, по словам докладчика, радиостанция не покупала подписчиков даже в период стартовой «раскрутки» странички – все они подписались на неё, как говорится, по зову сердца и из любви к рок-музыке и радиостанции.
Ещё одним направлением работы радиостанций группы в Интернете являются мобильные приложения. «ТАВР MEDIA» работает в этом секторе весьма активно. Ведь, как заявил Артём Самойлов, смартфон – это очень личная территория пользователя, и если вам удаётся попасть на «рабочий стол» этого устройства (пускай даже на «второе окно») – это уже свидетельствует о колоссальном доверии, которое он проявляет по отношению к вашему бренду. Пользователь видит ваш логотип на экране своего смартфона и получает самый простой способ контакта с вашим радио: нажал на иконку – и оно уже играет в его мобильном устройстве.
Как отметил Артём Самойлов, в последнее время радиогруппа «ТАВР MEDIA» усилила свою активность в работе с приложениями, ибо появилась возможность заказывать их на условиях «soft as a service», что даёт значительную экономию средств и большие возможности. Ещё относительно недавно, по словам докладчика, запуск собственного приложения был достаточно дорогим удовольствием. При этом у многих возникали сомнения относительно целесообразности таких вложений – в силу постоянных опасений относительно того, что приложения как таковые вскоре начнут терять популярность. Однако, сегодня появилась масса возможностей выпустить приложение на условиях абонентской платы: вы его заказываете и далее платите разработчикам за его поддержку ровно в течении того времени, пока оно будет работать на ваш успех. Если вдруг необходимость в дальнейшем использовании приложений отпадёт – вы просто перестаёте платить абонплату разработчикам.
Сегодня число активных пользователей приложений радиостанций группы «ТАВР MEDIA» (а их всего шесть) достигло отметки в 100 тысяч. Все шесть приложений выглядят примерно одинаково, отличаясь лишь логотипами и брендовыми цветами, и имеют приблизительно одинаковый функционал.
Для тех, у кого нет собственных приложений, а также для тех, кто желает их дополнить, существует служба TuneIn – наиболее популярный аггрегатор радиостанций в мире, которым, по словам докладчика, пользуются все. Служба и соответствующее мобильное приложение TuneIn регулярно обновляются и становятся всё более удобными. Ещё одним преимуществом службы является качественная и оперативная поддержка, сотрудники которой активно идут на контакт и весьма заинтересованы в сотрудничестве. Как отметил Артём Самойлов, сама по себе служба TuneIn работает во многом на волонтёрских началах. По сути, практически любой человек может добавить в неё радиостанцию. Однако, если это радиостанция ваша – вы можете написать в службу поддержки, добавить или подправить информацию, разместить логотип и так далее.
Электронная почта или же e-mail – канал связи с достаточно давней историей. Однако, несмотря на это, не стоит им пренебрегать, утверждает Артём Самойлов. Письма пишут все, и электронная почта на данный момент является одним из наиболее традиционных каналов общения в Интернете, несмотря на обилие мессенджеров, социальных сетей и подобных вещей. Преимущество электронной почты, по словам докладчика, состоит в возможности так называемого «отложенного потребления». В отличие от мессенджеров, электронная почта не предназначена для мгновенного общения – получив письмо, вы вполне можете себе позволить прочесть его вечером, в спокойной обстановке, получив необходимую вам информацию и то, что авторы письма желали до вас донести.
Электронная почта – это колоссальная экономия средств на промо. У радиостанции «ХИТ FM», к примеру, по словам Артёма Самойлова, есть примерно 150 тысяч подписчиков, и когда станция делает рассылку по этой базе, она экономит колоссальные денежные средства на телевизионной и внешней рекламе. Докладчик отметил, что радиогруппа не покупала баз – они собирались легально, постепенно, и каждый подписчик предупреждался о том, что он будет получать периодически определённую информацию – письма с новостями от радиостанции. Более того – в каждом таком письме содержится ссылка на отписку от данной рассылки. При этом подписчики не просто получают рассылки – они могут написать ответ на радиостанцию, задать вопросы, что-то уточнить – и получить очередное письмо, уже с ответами на свои вопросы и комментарии. Иногда радиостанции сами способствуют тому, чтобы получатели рассылок отвечали на письма. К примеру, если речь в рассылке идёт об обновлении приложений – получателей просят делиться своими впечатлениями об изменениях. Но иногда, по словам Артёма Самойлова, получатели отвечают на эти письма по собственной инициативе.
И, наконец, мессенджеры – приложения, которые пришли на рынок, чтобы убить социальные сети, но пока лишь ведут с ними борьбу с переменным успехом. Радиогруппа «ТАВР MEDIA» работает с мессенджерами не так давно и лишь нарабатывает опыт. Как указал Артём Самойлов, если смартфон – наиболее личное устройство, то мессенджер – наиболее личный участок в смартфоне. И в этом его преимущество. В мессенджерах есть отдельные секретные чаты, там есть отдельные запароленные беседы – там может быть всё, что угодно. И поэтому, по словам докладчика, именно этой части своего смартфона пользователь доверяет в наибольшей степени. При этом охват аудитории мессенджеров – практически 100% всех владельцев смартфонов. Самый популярный мессенджер в Украине – Viber – можно найти практически в любом таком устройстве. При этом мессенджер обеспечивает стопроцентную доставку – в отличие от письма, которое человек может просто не открыть, или сообщения в соцсети, которое можно не заметить. В отличие от социальных сетей, в мессенджерах ещё не так много рекламы, поэтому внимание пользователей к тому, что рассылается, достаточно велико. Пользователи читают, ставят «лайки» в Viber, делятся полученной информацией с друзьями в Telegram. Сегодня общая аудитория подписчиков радиостанций «ТАВР MEDIA» в мессенджерах – около 30 тысяч. Это ещё не то количество, которым можно гордиться, однако, по словам Артёма Самойлова, есть все основания полагать, что эта цифра будет расти, если, конечно, с мессенджерами не произойдёт ничего экстраординарного, – резюмировал докладчик.
В заключении Артём Самойлов отметил, что он специально не перегружал свой доклад конкретными примерами и цифрами – всё это, по его словам, частные случаи в рамках планомерной ежедневной работы по реализации стратегии, избранной радиогруппой в данной сфере. Каждый такой мелкий шаг может быть уникальным, привязанным к конкретной ситуации или проекту, поэтому здесь самое главное – не дать конкретные рецепты успешных проектов, а обрисовать направления, в которых следует двигаться.