Словарь: Элементы радиоэфира

В этом выпуске словаря: основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира.

Анонс

— предварительное оповещение о чем-либо.


Аутро

— проигрыш в конце песни.

Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне.

 


Банка

— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.


Блок

— элемент сетки вещания и часть клока.

Блоки делятся на типы: 

— разговорный, 
— музыкальный, 
— новостной, 
— рекламный, 
— информационный.

 


Влет

— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).

Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания.

 


Вокс Поп (VoxPop)

— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.


Вылет

— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).


Дженерал

— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.


Джингл

— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.


Добивка

— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.

Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока.

 


Дыра

— тишина в эфире.


Заставка

— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.


Идентификатор (ID)

— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.


Интро

— вступление, проигрыш в начале песни.

Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире.

 


Клаттер

[clutter]

— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.


Клок

— эфирный час на радио, 60 минут.

Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»).

 


Кода

— фактическое завершение песни.


Лайнер

— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.


Начитка

— текст в рекламном ролике.


Одежда эфира

— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.


Отбивка

— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.


Пакет

— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.


Перебивка

— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.

Применяется при изменении темы внутри передачи.

 


Пилот

— пробный выпуск программы.


Подложка (подлога, подкладка, подклад)

— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.


Рамп

— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.


Свипер

— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.

Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы.

 


Хронометраж

— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.


Сетка вещания

— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.


Транзишн

[англ. transition — переход]

— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).

«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:

  • fast to slow (от медленного к быстрому),
  • middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.

Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.

Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах.

 


Фальш-кода

— фальшивая оконцовка песни.


Фичер

[feature]

— документальная программа.


Фонотека

— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.


Хрип (хрипушка)

— аудиозапись, сделанная по телефону.


Часовая отбивка

— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.

Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган.

 


Читалка

— рекламный текст, который начитывает ведущий


Шотган

[shotgun — дробовик]

— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.


Шпигель

— анонс новостей в начале новостного выпуска.


Шумотека

— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.


Beat-Matched Sweeper

— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.

В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями.

 


Fade-in, Fade out

— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.