Словарь: Элементы радиоэфира
В этом выпуске словаря: основные понятия структуры сетки вещания, составляющие звукового имиджа радиостанции и оформления эфира.
Анонс
— предварительное оповещение о чем-либо.
Аутро
— проигрыш в конце песни.
Диджеи часто начинают свой разговорный блок на его фоне. |
Банка
— заранее записанная программа, которая обычно выходит в прямом эфире на радио.
Блок
— элемент сетки вещания и часть клока.
Блоки делятся на типы:
— разговорный, |
Влет
— джингл (короткий звуковой фрагмент 3-5 секунд).
Предназначен для корректного прерывания основного эфира головной радиостанции и выхода на начало локального вещания. |
Вокс Поп (VoxPop)
— то же самое, что и ток стрит: опрос народа на улице.
Вылет
— то же самое, что влет, но для выхода из регионального эфира на головную радиостанцию (короткий звуковой фрагмент 3-5 сек).
Дженерал
— часовая отбивка, позывные станции в начале часа.
Джингл
— «музыкальный логотип», позывные радиостанции, который помогает идентифицировать ту или иную волну. Джингл состоит из музыкального отрезка, вокала и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 15 секунд.
Добивка
— музыкальная композиция в конце часа, которая звучит до вступления в эфир рекламного блока, а также музыка в конце рекламного блока в случае автоматических рекламных врезок.
Используется, чтобы рекламный блок был корректным по времени в случае нехватки рекламы и не выбивался из клока. |
Дыра
— тишина в эфире.
Заставка
— короткий музыкальный фрагмент, предваряющий в эфире начало какой-либо радиопередачи. Цель — быстрое, ассоциативное представление новой радиопередачи.
Идентификатор (ID)
— короткий вокальный эфирный элемент. Как правило состоит из названия радиостанции, реже включает частоту вещания. Общая длительность — не более 5 секунд.
Интро
— вступление, проигрыш в начале песни.
Зачастую диджеи на этом фоне анонсируют продолжение своей программы и объявляют исполнителя, чья песня уже в эфире. |
Клаттер
[clutter]
— избыток побочной непрограммной информации (рекламных вставок, титров, анонсов), мешающих восприятию основной интересующей аудиторию программы.
Клок
— эфирный час на радио, 60 минут.
Используется для формирования эфирной сетки и делится на сегменты (см. «шаг»). |
Кода
— фактическое завершение песни.
Лайнер
— название радиостанции и частота, которые проговаривают обычным текстом.
Начитка
— текст в рекламном ролике.
Одежда эфира
— эксклюзивное звуковое оформление радиостанции, которое помогает ее идентифицировать. В этот пакет входят джинглы, отбивки, лайнеры, заставки и проч.
Отбивка
— звуковой фрагмент (текст + музыка, шумы) предваряющие и завершающие программы и рубрики (выпуски новостей, хит-парады, авторские программы), а также радиочас.
Пакет
— сюжет на радио, подготовленный и записанный заранее.
Перебивка
— короткий звуковой фрагмент (не обязательно музыкальный), назначение которого — «срыв контекста» обсуждения.
Применяется при изменении темы внутри передачи. |
Пилот
— пробный выпуск программы.
Подложка (подлога, подкладка, подклад)
— музыкальный фон, для выступления ведущего, рекламных роликов и программ.
Рамп
— длинный джингл, переходный по текстуре и настроению. Состоит из музыкального отрезка, вокализа, вокальной пачки и звуковых эффектов. Также может присутствовать голос диктора. Длительность — до 30 секунд.
Свипер
— элемент, основанный на музыке, песенных отрезках или звуковых эффектах.
Имеет расширенное текстовое содержание: название, частота вещания, основные рекламные слоганы. |
Хронометраж
— не более тридцати секунд. Иногда просто свистящая или шуршащая отбивка, которая закрывает эфирный час.
Сетка вещания
— составляется вещателем и содержит перечень, последовательность, наименования и время выхода в эфир радиопрограмм на конкретный период вещания.
Транзишн
[англ. transition — переход]
— джингл, предназначенный для смены темпа и настроения при переходе от одной песни к другой. В основном нужен для «цементирования» песен в эфире. Чаще всего транзишны используются при работе в режиме «нон-стоп» (не путать с автоматической системой вещания).
«Переходные» элементы учитывают как фактурные, так и темповые особенности композиций и описываются схемами:
- fast to slow (от медленного к быстрому),
- middle to fast (от среднего к быстрому) и т.д.
Таким образом,они становятся мостиком между разнородными песнями.
Чаще всего транзишны — это вариации на основные джинглы, хотя попадаются образцы, в которых полностью отсутствует музыкальная составляющая, и они основаны исключительно на звуковых спецэффектах. |
Фальш-кода
— фальшивая оконцовка песни.
Фичер
[feature]
— документальная программа.
Фонотека
— собрание, архив звукозаписей, фонограмм.
Хрип (хрипушка)
— аудиозапись, сделанная по телефону.
Часовая отбивка
— (лого, отбивка часа, шапка часа) часто имеет достаточно сложную структуру и состоит из нескольких вышеупомянутых эфирных элементов.
Один из вариантов звуковой схемы отбивки часа: сигналы точного времени-свипер-шотган. |
Читалка
— рекламный текст, который начитывает ведущий
Шотган
[shotgun — дробовик]
— короткий джингл, базируется на вокальной пачке и звуковых эффектах. Длительность — от 1 до 3 секунд.
Шпигель
— анонс новостей в начале новостного выпуска.
Шумотека
— собрание звуков, которые можно использовать для оформления эфира.
Beat-Matched Sweeper
— вид свипера, представляющий собой цепочку из известных «форматных» песен, где все куски, или как многие говорят, «хуки», выдержаны в одном темпе и ритмическом рисунке.
В отечественном радиовещании подобными экспериментами «грешили» «Европа плюс», радио Maximum, Love Radio, «Новости онлайн». И сегодня, не потеряв своей актуальности, однотемповые свиперы частенько используются как связующий материал между рекламным блоком (реже — новостным выпуском) и последующими песнями. |
Fade-in, Fade out
— плавное нарастание, соответственно затухание звука. Плавный вход и выход ведущего программы.