Что такое интерактив и как телеканалам на этом заработать
Дмитрий Щипачев, соучредитель FINCH, о том, как производителя телеконтента заработать на интерактивеТелевидение под угрозой.
Сейчас рынок телевидения переживает серьезный кризис. Digital становится все популярнее, а интернет уже обогнал по объему аудитории ТВ. В связи с этим уже не первый год ведутся разговоры — настанет ли «телику» конец? Или, может, телевидение сможет возродиться в новом формате?
С одной стороны, телевизор теряет свою привлекательность для медийного рынка по одной простой причине: поведение рекламодателей. Они постепенно забирают свои бюджеты с ТВ-рынка, перераспределяя их в более перспективные каналы — например, в соцсети или новые медиа.
Тут, во-первых, виновато общее падение аудитории ТВ и объемов телесмотрения. Во-вторых, смена формата потребления контента: сегодня все больше людей смотрят телепередачи не во время вещания, а, например, в записи на сайте канала или на YouTube. И если при просмотре на сайте еще можно повлиять на просмотр рекламы — ролики вставляются в видео таким образом, чтобы их нельзя было перемотать, — то при просмотре ТВ-шоу на YouTube производитель контента фактически теряет контроль над потреблением рекламы. А раз так, то рекламодатели имеют все меньше мотивации нести телевизионщикам свои деньги.
С другой стороны, все не настолько критично. Аудитория телевидения никуда не исчезла и, по сути, не сильно изменила свои предпочтения — просто формат просмотра шоу, фильмов и сериалов изменился. И у телевидения есть шанс снова «поймать» эту аудиторию, предложив им более удобные формы телесмотрения.
Из плюсов для телевизионщиков — сегодня появляются новые рекламные модели, которые могут успешно работать. Есть, например, прероллы — рекламные блоки перед показом фильма или передачи, — которые вставляют в свой контент онлайн-кинотеатры, чтобы сделать просмотр контента бесплатным для пользователя.
Наконец, появились — точнее, были «переизобретены» — другие способы зарабатывать для ТВ-производителей. Современные поставщики контента, такие как Netflix и Амедиатека, успешно работают по подписке (что, в принципе, похоже на старую модель бизнеса кабельных каналов). При этом Netflix производит много собственного контента, который можно легально посмотреть только на этой платформе, — это обеспечивает онлайн-кинотеатру лояльность зрителей.
Но многим классическим ТВ-производителям этого все еще недостаточно. Они хотят сохранить привычные «жирные» бюджеты на телерекламу — а для этого нужно придумать совсем новые форматы взаимодействия с пользователями. Но какие? И как снова научиться собирать точную статистику телесмотрения, чтобы успешно продавать рекламу брендам
Возможности интерактивного телевидения
Интерактивное телевидение — это новый тренд, в который уже начали вкладываться разные участники рынка: от мирового гиганта Netflix до российских игроков вроде «Газпром-медиа».
Пожалуй, самый яркий и массовый пример реализации идеи интерактивного телевидения на сегодня —рождественский эпизод «Черного Зеркала» «Брандашмыг». Вкратце напомню: в этой серии пользователь может выбирать варианты развития сюжета, в зависимости от которых меняется и все дальнейшее повествование. Полноценно посмотреть этот эпизод можно только на сайте Netflix — только там нормально реализован весь интерактив. Нелегальные версии «Брандашмыга» используют различные «костыли» для воссоздания того же эффекта, но ощущения от просмотра уже не те.
Такой формат работы со зрителем будет только набирать обороты, и на это есть несколько причин:
- Та самая лояльность к платформе, которая появляется, когда только на официальном канале/сайте можно воспользоваться всеми возможностями интерактива.
- С таким форматом появляются новые возможности для рекламных интеграций, форматов рекламы, которые будут вовлекать пользователя в диалог.
- С помощью такого интерактива производители контента смогут получать более частый и, главное, регулярный контакт с аудиторией.
Сейчас, если телеканал просто выкладывает свой контент на сайт или в приложение, то пользователи могут заходить и смотреть его, когда им вздумается. Телеканал никак не может контролировать ни частоту этого контакта, ни глубину. Максимум, что можно сделать, — выкладывать новые серии, к примеру, раз в неделю, ожидая всплесков посещений. Это работает, но, если нет постоянного потока контента, — будет тяжело.
Когда вы добавляете интерактив, пользователю приходится смотреть передачу или сериал вместе со всеми, в определенное время, — иначе ему никак не удастся повлиять на ход событий. Это укрепляет лояльность и позволяет вам прогнозировать аудиторию.
Остается один вопрос — есть ли какой-то рецепт успеха интерактивного ТВ-проекта? Пока, к сожалению, нет — это все еще зона экспериментов, зона проб и ошибок.
Даже если вернуться к эксперименту Netflix с «Брандашмыгом», то можно заключить, что результаты получились противоречивые. С одной стороны, компания получила большой охват аудитории и высокие рейтинги от критиков, после выхода серии было много обсуждений и мемов. С другой стороны, Netflix сам рассказывал, что производство такого контента дорого ему обошлось — было снято несколько сотен часов видео. Вдобавок было много технических проблем — например, иногда серия не запускалась на приставках Smart TV.
Так что пока такого кейса в области интерактивного ТВ, который можно было бы назвать на 100% успешным, просто нет. Но мы можем посмотреть на тех, кто делает шаги в этой сфере, — и научиться на их победах и ошибках.
Отечественные кейсы интерактивных механик
На российском рынке тоже существует несколько кейсов интерактивных механик на ТВ. Они не такие масштабные, как эпизод Netflix, но при желании их можно попробовать повторить.
THT-CLUB
Проект «Газпром-медиа» — приложение THT-CLUB — был запущен еще в 2014 году. Сейчас «Клуб» похож на сервис, который дополняет телевещание и делает его интереснее. Вот несколько интерактивных механик, которые используются в приложении:
1. Механика, при которой пользователь влияет на эфир. Это связано с такими шоу, как «Танцы», «Песни» и «Битва экстрасенсов». Пока в телевизоре идет эфир, пользователь получает возможность управлять тем, что произойдет в дальнейшем, — проголосовать за тех, кто останется в шоу.
«Газпром-медиа» последовательно убирал все возможности влиять на голосование, кроме как через приложение. В итоге холдинг получил временной промежуток, в который пользователь — если он заинтересован в результатах шоу — точно зайдет в приложение.
2. Second screen, когда телефон с помощью алгоритма распознавания речи слушает то, что происходит в телевизоре, и предлагает пользователю уникальный контент. Механика использовалась в сериале «Холостяк» — была сделана лента дополнительного контента, которая синхронизировалась с таймлайном шоу и автоматически показывалась пользователю. В ленте показывался расширенный контент, которого не было в шоу на ТВ: например, описание машины главного героя, подробное описание подарков, которые дарили девушкам, и т. д.
3. Промоигры. С прошлого года в приложении начали запускать брендированные промоакции. Одну из них, например, запустили совместно с брендом G-energy. Это многопользовательская мини-игра, где за победу пользователи получали баллы, которые можно обменивать на призы.
Этот проект от «ВКонтакте» и Ивана Урганта, запущенный в 2018 году, оказался очень популярным — за 6 месяцев приложение скачали 9,5 миллионов раз. По сути, это российская адаптация Trivia HQ — проекта, который запустили создатели сервиса Vine.
Суть проста — дважды в день в эфире появляется ведущий, который задает вопросы. За правильные ответы на каждый вопрос можно заработать немного денег — количество зависит от разыгрываемой суммы и количества оставшихся участников.
Монетизация построена на внутренней валюте, за которую можно покупать дополнительные жизни, и рекламной интеграции — перед тем, как задавать вопрос, ведущий рекламировал услуги разных брендов.Первый канал
Первый канал и «Красный квадрат» в своем шоу «Голос» предлагают голосовать за лучших наставников во время передачи. Эта опция доступна всем зрителям, телевизоры которых имеют функцию HbbTV — технологию, превращающую обычное цифровое ТВ в интерактивное.
Интерактивные промоакции — отличный способ по-новому взаимодействовать с пользователями. Но, как и при работе с любым другим рекламным форматом, при создании промоакций можно столкнуться с проблемами, о которых стоит знать заранее.
Накрутки и рейтинги
Первое, с чем точно будут проблемы, — это недоверие пользователей. Если интерактивная механика предполагает соперничество участников, то всегда будут победители и проигравшие. Вторые часто будут винить приложение, правила, накрутку и кого угодно, но не себя. Как результат — негативные отзывы и отток участников.
Решение: гораздо важнее разобраться с самим предположением возможных накруток, чем с реальной возможностью накруток. Если в промо есть рейтинг, он должен быть как можно более открытым и с понятной системой параметров. Тогда у пользователей не возникнет вопросов, почему они на том или ином месте. Именно поэтому часто в промо создают отдельный модуль под рейтинг, чтобы пользователи могли видеть свое место и динамику.
Кроме того, когда продумывается логика начисления баллов, нужно сразу отстраниться от вариантов, когда пользователь получает слишком много за один раз. Нужно делать все без скачков, так, чтобы после очередного квеста человек не мог сразу переступить на два-три десятка позиций. Лучше дискретно распределять баллы между всеми участниками и понятно описывать правила.
Но нужно учесть, что если в промо задействованы какие-то блага, деньги и все такое, то всегда будет непонимание со стороны пользователей. От человеческой зависти никуда не сбежать.
Высокие нагрузки
Бывают ситуации, когда техническая часть проекта не готова к большому количеству пользователей и высоким нагрузкам (highload). Это нормально, с подобными проблемами сталкиваются и крупные игроки вроде ivi и «Амедиатеки» — достаточно вспомнить запуск последнего сезона «Игры престолов». Проблема в том, что если у «Амедиатеки» контент будет доступен еще несколько месяцев, то двухнедельное промо существует в сжатых сроках, и каждый день простоя приносит убытки.
Решение: заранее планируйте нагрузки на большую аудиторию (несколько сотен тысяч), подготовьте архитектуру и сервера. На деле может оказаться, что у проекта нет столько пользователей, но в случае с промо главное правило — лучше перестраховаться лишний раз, чем потерять деньги.
Количество и качество контента
Бывают ситуации, когда бренд в попытках сделать для пользователя интересное промо добавляет как можно больше креативных механик. И AR, и полноценные игры, и голосования, и сканирование штрихкода — все в одну кучу. В итоге промо получается слишком сложным для пользователя — у него либо разбегаются глаза от количества механик, либо он не понимает, как в них участвовать. Самое ужасное — когда получается и то и другое одновременно.
Решение: стоит ограничиться 4–5 механиками. Это и не много, и не мало. Сами механики при этом не обязательно должны быть мегакреативными. Существует множество готовых шаблонов, которые годами используются в маркетинговых акциях: опросы, репосты, системы рейтинга.
Весь вопрос в оформлении. Простейший набор баллов за опрос может быть увлекательным для пользователя, если там хороший визуал и нестандартные вопросы. Все как в рекламе — лучше сделать просто и понятно, но с грамотной подачей.
Если же все-таки хочется попробовать сделать что-то необычное, то можно использовать социальное взаимодействие или построить промо вокруг механических фишек телефона.
1. Хорошо работают акции, которые завязаны на социальном взаимодействии. Условно, промо, которое можно пройти, только если твой друг будет находиться рядом (вам нужно одновременно нажать кнопку, чтобы получить приз, или что-то вроде того). С близкими людьми интересно делать любые мелочи вроде прохождения тестов.
2. Другой вариант — по максимуму использовать возможности телефона. Акселерометр, геолокационные сервисы, сканирование QR- и штрих-кодов, динамик — все это можно использовать, чтобы сделать промоакцию более интерактивной. К примеру, в одной из акций G-energy для THT-CLUB использовался динамик — пользователю нужно было буквально «рычать» в телефон, чтобы получить баллы.
Частота взаимодействия
Одна из ключевых задач любого промо — рассказать о бренде потенциальному покупателю, вступив с ним в контакт. Поэтому важно настроить частоту этого контакта и найти золотую середину. Акция, в которой можно участвовать один раз за все время, — полный провал, как и акции без временных ограничений.
Решение: все зависит от продолжительности, но по опыту — лучше планировать акции так, чтобы пользователь участвовал в них раз в 2–3 дня. Достаточно поставить временное ограничение на механики. Например, дать возможность голосовать только раз в день.
Хороший вариант — поставить разные временные ограничения на разные механики, т. е., к примеру, голосовать можно только раз в день, а вот просканировать штрих-код товара ради баллов можно раз пять-десять в день. В таком случае выгоду получают все: тот, кто хочет победить в конкурсе, будет чаще покупать товары, а бренд заработает дополнительные деньги.
Стоит ли запускать интерактивный проект прямо сейчас?
Да, сейчас самое время задуматься о проекте, связанным с интерактивным ТВ-контентом. Причем как для крупных каналов и ТВ-продакшенов, так и для небольших брендов.
Во-первых, рынок еще молодой, и конкуренция как за зрителя, так и за рекламодателя небольшая. Условно говоря, если рекламодатель захочет получить аудиторию в mobile, у него будет выбор — идти к Google и Facebook, которые делят 90% рекламных бюджетов, или искать альтернативы. Если вы сделаете свой интерактивный проект, вам будет легко привлечь рекламодателя интересными условиями. А если вы сами представляете бренд, вы сможете сами сделать низкоконкурентный интерактивный продукт, который сможет привлечь внимание пользователей.
А уж если у вас уже есть сильный телевизионный бренд и вы создаете подобную платформу, вы сразу получаете доступ к своей лояльной аудитории. Вы даете людям новый контент, удерживая их от ухода с вашей площадки на условный YouTube. Используя статистику и наработанную аудиторию, вы можете сразу привлекать рекламодателей — и начинать зарабатывать деньги, которые вы могли потерять из-за «кризиса ТВ».