Доставка телевизионного сигнала: «земля» или спутник?

В непростых экономических условиях производителям контента и телеканалам приходится считать каждый рубль. Доставка телевизионного сигнала до операторов традиционным способом — с использованием спутников — в условиях огромных территорий России и неравномерной плотности населения позволяет быстро охватить потребителя, а потому очень жизненна. С другой стороны, этот способ доставки является весьма затратным, особенно с учетом роста доли контента высокой четкости. Интересные альтернативы спутнику появились с развитием широкополосных сетей и новых облачных IP-технологий.

ЗАБРАТЬ СИГНАЛ У ИСТОЧНИКА

Выросла роль наземных платформ доставки ТВ-сигнала и компаний, предоставляющих соответствующие сервисы. В России это, к примеру, «Медиалогистика» и «Синтерра Медиа», на Украине — Cosmonova.net. Как рассказывает первый заместитель генерального директора ЗАО «Синтерра Медиа» Геннадий Иткис, в большинстве случаев компания получает некомпрессированные ТВ-сигналы непосредственно от источника, то есть телекомпании, по волоконно-оптическим линиям связи (ВОЛС). Часть сигналов принимается со спутников. Подача ТВ-сигналов от медиацентра компании в Москве в сети российских и зарубежных операторов ТВ-вещания в основном также осуществляется по наземным линиям (с компрессией или без компрессии). Некоторые сигналы передаются на наземные станции спутниковой связи в России и за рубежом. Для получения сигналов от удаленных источников, например, региональных телекомпаний, и для подачи на удаленные сети распространения «Синтерра Медиа» использует облачное решение Profi TV Live. Оно же часто применяется для организации прямых телевизионных трансляций событий, а также для резервирования. «Наше решение предназначено для доставки ТВ-сигналов в форматах стандартной и высокой четкости через сети с негарантированным качеством, в том числе Интернет и пиринговые сети. Решение позволяет организовать передачу сигнала, отвечающего всем профессиональным требованиям, в такие точки, куда организация выделенных каналов невозможна или нецелесообразна из-за низкого бюджета проекта. Минимально необходимым требованием является наличие широкополосного доступа в Интернет. Решение работает в режиме „точка — точка“ или „точка — много точек“», — объясняет Геннадий Иткис.

Описывая принцип получения и раздачи телевизионного сигнала, директор проекта «Медиалогистика» Григорий Кузин также говорит о том, что основным источником для их платформы является телевизионная студия: сигналы получают непосредственно от вещателей. По его словам, для этого у «Медиалогистики» организованы точки присутствия в ключевых телецентрах и дата-центрах — «Останкино», «Шаболовка», М9 и других. Также по оптоволокну сигналы принимаются из зарубежных медиацентров в Лондоне, Майами, Париже, Риге. Григорий Кузин добавляет, что при этом небольшая часть телесигналов принимается со спутника. «Подключаясь к нашей платформе, операторы получают информацию о том, какой источник использован, „земля“ или спутник, для каждого конкретного телесигнала. Конечно, операторов больше интересует получение от нас сигналов с наземного источника, так как со спутника многие могут принимать самостоятельно. Некоторые операторы берут сигналы и у нас, и со спутника, чтобы организовать резервирование», — говорит Григорий Кузин.

ЗАМЕНА ИЛИ ДОПОЛНЕНИЕ?

Чтобы понять роль спутниковой связи для наземных платформ доставки телевизионного сигнала, мы попросили экспертов разъяснить, используют ли они спутниковую связь как таковую либо наоборот — представляют альтернативу спутниковой доставке. По словам Григория Кузина, «Медиалогистика» доставляет телесигналы до потребителей исключительно по наземным каналам связи. «Дистрибуция через оптоволоконную сеть — это наша идеология. Мы не доставляем через спутник, но он является для нас источником порядка 10% сигналов. Также спутник является нашим потребителем. Таким образом, мы не конкурируем со спутником, а стараемся быть полезными и для спутниковых компаний, доставляя им телесигналы из телестудий. Наземная дистрибуция не является заменой спутниковой, но дополняет ее», — подчеркнул он.

В свою очередь, «Синтерра Медиа» взаимодействует с несколькими операторами спутниковой связи, хотя основная доля телевизионного трафика передается по земле. Как рассказал Геннадий Иткис, в ряде случаев заказчики компании используют Profi TV Live и как альтернативу спутнику, и как альтернативу дорогой наземной линии связи.

Сравнивая преимущества наземной и спутниковой доставки ТВ-сигнала, эксперты обращают внимание на то, что у первого способа нет такого охвата территории, как у спутника. Таким образом, подняв телеканал на один спутник, вещатель делает его доступным для приема на порядка 80% территории России. С другой стороны, как утверждает Григорий Кузин, к «Медиалогистике» подключены десять крупнейших операторов РФ и многие региональные операторы. «Таким образом, отдав телеканал в нашу платформу, вещатель охватывает те же 80% абонентской базы страны», — отмечает он.

Как отмечает руководитель отдела телеком-услуг ГК «Орион» Андрей Труфанов, плюсом спутниковой доставки является также возможность передачи сигнала всем операторам в пределах зоны обслуживания спутника. «Это означает, что стоимость данного способа доставки не зависит от количества операторов, принимающих сигнал», — поясняет он. Минусами спутниковой доставки Андрей Труфанов называет ограниченность зоны обслуживания космического аппарата (КА) — например, всю территорию РФ нельзя покрыть сигналом одного КА, — а также влияние погодных условий на прием сигнала. Сама группа компаний «Орион», по словам Андрея Труфанова, предоставляет телеканалам услуги по доставке сигнала как через спутник, так и по наземным каналам связи и через Интернет. «Конкретное техническое решение зависит от задач телеканала по распространению», — добавил представитель ГК «Орион».

Разница между двумя способами дистрибуции состоит еще и в том, что для приема сигнала со спутника требуется специальное принимающее оборудование, необходимо также преобразование спутникового сигнала в формат, пригодный для распространения в сети оператора. Но если оператор уже построил свою головную станцию, то это не такая большая проблема. В то же время, по словам Григория Кузина, для приема сигнала по земле требуется физическое подключение кабелем к платформе «Медиалогистики». Но если оператор подключен к точке обмена трафиком MSK-IX, тогда он автоматически уже имеет подключение к «Медиалогистике» и получит через существующий стык пакет телеканалов сразу в том формате, который подходит для распространения в собственной сети. В числе других преимуществ наземной дистрибуции называют гарантированную доставку по выделенным каналам, а также меньшую компрессию.

Геннадий Иткис считает, что плюсы и минусы способов доставки сигнала каждый заказчик оценивает для каждого конкретного случая. «Если необходимо доставлять ТВ-сигнал в одну или несколько точек, то решение Profi TV Live очень выгодно. Также учитывается простота организации такого соединения, когда не надо устанавливать антенну спутниковой связи или обеспечивать выделенную линию до платформы другого оператора. Когда необходим охват сотен и тысяч точек, то заказчик предпочтет спутник», — объясняет он. В ряде случаев задержка, неизбежно возникающая при использовании облачного решения Profi TV Live на каналах связи с негарантированными параметрами, является минусом, что влияет на выбор решения.

ЦЕНА ДОСТАВКИ

При сопоставлении конкурирующих технологий неизбежно встает вопрос цены решения. По оценке Григория Кузина, если вещателю нужно доставить SD-сигнал до 500 операторов, то дешевле обойдется спутник. Если же ему требуется передать HD- или 4К-сигнал до 100 операторов, то дешевле «земля». По сведениям директора проекта «Медиалогистика», средняя стоимость за подъем сигнала на спутник — 300 тыс. рублей в месяц за сигнал в формате высокой четкости. В то же время средняя цена платформы «Медиалогистика» для вещателей — 70 тыс. рублей в месяц. «Для операторов затраты на прием со спутника сопоставимы с затратами на прием по „земле“», — утверждает Григорий Кузин.

Геннадий Иткис отмечает, что стоимость услуг по доставке ТВ-сигнала через облако Profi TV Live не зависит от географических условий, существенных для традиционного способа доставки ТВ по наземным выделенным каналам, используемого как самой «Синтеррой Медиа», так и другими операторами. Например, доставка программ региональных телекомпаний в Москву через облако Profi TV Live оказывается на порядок дешевле доставки по выделенным каналам.

Андрей Труфанов считает, что сравнивать стоимость трансляции телеканала со спутника со стоимостью наземной доставки не совсем корректно. «Дело в том, что стоимость трансляции со спутника дороже, но фиксирована для неограниченного количества операторов, в то время как стоимость наземной доставки будет расти при подключении каждого оператора»,— объясняет он.

МОЖНО ЛИ ОБОЙТИСЬ ТОЛЬКО «ЗЕМЛЕЙ»?

По мере развития проводных сетей и охвата оптоволоконными сетями удаленных регионов у телекомпаний и производителей контента появится больше способов доставить свой продукт до потребителя. Реально ли для доставки ТВ-сигнала использовать только наземную инфраструктуру? Геннадий Иткис считает, что благодаря повсеместному внедрению систем ШПД такая постановка вопроса вполне возможна, ведь такие облачные решения, как Profi TV Live, фактически добавляют третью альтернативу к спутнику и ВОЛС. В то же время, по его словам, в условиях нашей страны с огромными территориями и неравномерной плотностью населения спутниковые системы очень востребованы.

ГК «Орион», по словам Андрея Труфанова, обеспечивает распространение SD-версий телеканалов с использованием спутника, HD-сигнала — по наземным каналам связи. Ввиду значительной стоимости международных каналов связи, международные версии каналов распространяются по Интернету. «На наш взгляд, сигналы телеканалов в формате UHD экономически целесообразно распространять по наземным каналам связи и/или через Интернет»,— заключил Андрей Труфанов.

По мнению Григория Кузина, применение только наземной инфраструктуры напоминает старую идею о том, что с появлением телевидения станут ненужными газеты и радио. «В зависимости от ситуации и задач вещатели и операторы теперь могут выбирать, какая технология им больше подходит. Появление возможности выбора — это главный плюс наземной доставки», — уверен он.

 

Источник