Как развивается мировая экосистема Ultra HD 4K

На протяжении уже нескольких лет одним из основных направлений развития мировой вещательной отрасли является внедрение телевещания в формате сверхвысокой четкости (Ultra HD 4K). Залог успеха в решении этой задачи заключается в тесном сотрудничестве вещателей, операторов, производителей контента и оборудования, формирующих мировую экосистему Ultra HD.

Во всем мире продолжается процесс развития HDTV: HD-телеканалов появляется все больше, в том числе и в России. В то же время до сих пор рынок окончательно не распрощался с SD-форматом. Но основная задача вещательной отрасли заключается в распространении формата UHD (Ultra HD 4K).

СОЗДАНИЕ СТАНДАРТА

Первая единая мировая рекомендация МСЭ-Р BT.1201 о системах передачи изображений сверхвысокой четкости была разработана в 1994 году 11-й исследовательской комиссией Международного консультативного комитета по радиосвязи (МККР) — подразделения Международного союза электросвязи (International Telecommunication Union, ITU) под председательством российского ученого Марка Кривошеева.

В 2003 году исследовательским центром Science & Technical Research Laboratories японской телевещательной компании NHK были предложены два цифровых стандарта — 4K UHDTV (2160p) и 8K UHDTV (4320p). В 2012 году они были официально утверждены ITU в соответствии с рекомендацией МСЭ-R BT.2020 от августа 2012 года. На сегодня актуальна версия стандарта BT.2020-2 от октября 2015 года.

Стандарт UHD дополняет ряд новых технологий, за счет которых он принципиально отличается от Full HD, и не только разрешением изображения.

  • Технология High Frame Rate (HFR) обеспечивает значительно более высокую частоту обновления кадров (до 120 Гц), реализм динамичных сцен, зрительный комфорт и снижает усталость глаз.
  • Технология Wide Color Gamut (WCG) существенно расширяет цветовой диапазон, позволяя отображать необычайно яркие и насыщенные цвета, ранее недоступные в ТВ-вещании.
  • High Dynamic Range (HDR) — самая модная на сегодня технология — способ обработки видео, который позволяет вытянуть самые глубокие тени и яркие света и сделать их практически осязаемыми. HDR-картинка на продвинутом телевизоре выглядит действительно необычайно эффектной, и в совокупности с остальными упомянутыми инновациями и многоканальным звуком задача поразить зрителя при просмотре соответствующего контента решается более чем успешно.

UHD В МАССЫ

Главными интересантами стандарта UHDTV являются производители потребительского, профессионального и инфраструктурного оборудования: от микрочипов до телевизоров и медиаплееров. Именно эти игроки стремительно продвигают UHD-технологии на рынке, чтобы заранее застолбить за собой позиции лидеров, когда сегмент вещания сверхвысокого разрешения станет массовым.

Это наглядно показывает развитие рынка телевизоров (см. диаграмму). С момента официального принятия стандарта в 2012 году прошло только четыре полных года, а доля UHD-телевизоров в общемировом объеме продаж уже превысила 26%, правда, за счет Китая (44%), США (20%) и Западной Европы (15%). К 2020 году половина всех новых телевизоров будут поддерживать UHD-формат. В России похожая ситуация: из примерно 500 предлагаемых на отечественном рынке моделей телевизоров половину составляют UHD. По итогам 2016 года доля продаж 4K-телевизоров в России составила 10%, а к 2020 году она достигнет 30%.

Опережающие темпы роста продаж UHD-телевизоров в отрыве от характеристик общего парка телеприемников и условий их эксплуатации не могут, конечно, являться необходимым и достаточным условием роста проникновения Ultra-HD-контента до удовлетворительного для вещателей уровня. По данным директора департамента ТВ и контента J’Son & Partners Consulting Дмитрия Колесова, наличный парк телевизоров в РФ на конец 2016 года составил 100,3 млн, в среднем в одной семье было 1,8 устройства. При этом доля HDTV в наличном парке — 54%, а скорость замены — 5% парка в год. «Главным драйвером замены парка телевизоров в стране продолжает оставаться HD, более того, HD-каналы в ближайшие годы будут главным драйвером перехода с аналога в «цифру». Еще один тренд — растущий спрос на такие сервисы, как VOD, catch-up, multiscreen и т.д.», — подчеркнул представитель J’Son & Partners, вынеся таким образом Ultra HD за рамки тенденций, определяющих потребительский спрос. Дмитрий Колесов поделился мнением, что спрос на HD-телевизоры и контент еще не удовлетворен, а рост парка HD-моделей даже до 80% может занять ближайшие годы.

ОГРАНИЧИВАЮЩИЕ ФАКТОРЫ

Другой негативный для перспектив UHD в России вывод J’Son & Partners касается среднего метража квартир в России. Дмитрий Колесов считает эту проблему естественным ограничителем бурного роста продаж 4К-телевизоров. «В среднем в России очень маленькие квартиры. Огромный экран, на котором можно смотреть 4К-картинку, увы, в подавляющем большинстве российских семей невозможно установить по определению. 4К-телевизоров с диагональю свыше 75″ на рынке РФ ровно 11%. Подавляющее большинство — до 50″, и большой вопрос, можно ли на такой диагонали увидеть разницу между HD и Ultra HD», — заявил Дмитрий Колесов. Он сослался на данные Росстата, согласно которым в 2015 году доля однокомнатных квартир в общем жилом фонде составила 24,1% при средней площади 35 м², двухкомнатных — 39,2% (48,5 м²), трехкомнатных — 28,6% (65,2 м²) и только 8,2% — четырехкомнатных (104,5 м²), в которых 75″ панели могут выглядеть сколько-нибудь органично с учетом рекомендуемых расстояний от места смотрения до экрана.

Выводы J’Son & Partners задают довольно жесткие рамки для успешной монетизации UHD-контента, на которую делают ставку вещатели: к 2020 году общее количество телевизоров в домохозяйствах вырастет всего до 106,2 млн, а доля 4K-моделей в наличном парке устройств не превысит 1%. При таких значениях необходим рост проникновения базы UHD-подписчиков даже не до единиц процентов от парка 4К-телевизоров, а до десятков процентов.

Генеральный директор ЗАО «Первый ТВЧ» Николай Орлов возразил директору департамента ТВ и контента J’Son & Partners, что преимущества технологии UHD не ограничиваются увеличением количества пикселей и, таким образом, не сводятся только к размеру диагоналей. «В РФ HD вещается с интерлейс-разверткой, 4К — с прогрессив, то есть динамичные сцены во втором случае воспринимаются лучше. У HD — 10-битный цвет, у UHD — 12-битный, палитра во втором случае более насыщенная», — сообщил глава «Первого ТВЧ». С учетом активно развиваемых технологий расширенного динамического диапазона (HDR) он обещает разительное улучшение картинки даже на 40—50″ 4К-экранах, по сравнению со стандартным HD.

Этот тезис развил главный специалист российского представительства Dolby Labs Алексей Прохорчук. «Помимо увеличения пикселей на экране, в UHD мы можем увеличить число пикселей во времени: добавить количество кадров, что драматично влияет на реалистичность картинки, особенно при спортивных трансляциях. Еще одна принципиально важная для UHD технология — HDR: не увеличение числа пикселей, но улучшение качества каждого отдельного пикселя», — говорит Алексей Прохорчук.

О необходимости улучшения качества (но не пикселей, а самого контента) для роста популярности UHD-вещания заявил и директор по контенту НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор ТВ») Михаил Горячев. Он посетовал, что продюсеры UHD-контента до сих пор не перестроили мышление в соответствии с требованиями UHD-рынка: «Если вспомнить, как появлялся Full HD, то тогда все смотрели по одному каналу, как льется водичка, шумит песочек. Люди, которые поймали волну UHD и за хорошие деньги купили UHD-камеры, продолжают снимать кисок, водичку, песочек. Надо что-то поправить на уровне продюсеров: начать снимать что-то другое, помимо кошечек и водички. И тогда UHD-контент действительно стартанет».

В том же ключе высказался и ведущий менеджер департамента программных решений компании Huawei в России Александр Черняев: «Согласно ряду маркетинговых исследований, абоненты готовы платить за UHD-сервис — осталось лишь предложить им качественный и разнообразный контент. И в этой сфере уже наблюдаются определенные подвижки. Поэтому я верю в то, что на ближайшую перспективу 4K станет ключевым трендом для рынка цифрового ТВ, на котором можно и нужно зарабатывать».

Еще одно существенное препятствие для широкого распространения вещания в формате сверхвысокой четкости — недостаточный объем контента. Сегодня по всему миру насчитывается не более сорока полноценных UHD-каналов, из них три — промо-каналы, предназначенные для пропаганды UHD-формата. По прогнозу аналитиков, к 2025 году в мире появится более 700 UHD-каналов, из них более 300 — на развивающихся рынках. В России сегодня представлены шесть телеканалов в формате 4K. Все распространяются на платформах операторов спутникового ТВ: «Триколор ТВ», «НТВ-Плюс» и МТС.

«При адекватной контентной политике производителей и вещателей естественные ограничения российского рынка не станут фатальными для становления коммерческого UHD-вещания», — прокомментировал директор по маркетингу продуктов Irdeto Джим Филипофф (Jim Phillipoff). По его мнению, при благоприятном развитии событий Ultra HD в России может стать массовым быстрее, чем Full HD 7-8 лет назад.

Первые ролики в UHD были призваны показать превосходное качество отображения мельчайших деталей видео, поэтому были посвящены горным пейзажам, видам городов, живой природе и экстремальным видам спорта. С массовым распространением UHD-формата основное контентное наполнение для соответствующих телеканалов составят спортивные трансляции, а также фильмы и сериалы. Прочий контент, в том числе познавательный, займет свою узкую нишу.

Спорт максимально использует достоинства UHD: помимо большого экрана с проработкой деталей, это более насыщенная цветовая гамма и глубокий черный цвет, более плавные цветовые переходы и реалистичная проработка движений. Требуется только время для переоснащения оборудования для съемки и обработки онлайн-трансляций спортивных матчей. В свою очередь, спрос со стороны телезрителей на развлекательный контент в хорошем качестве будет всегда, что подстегивает производителей UHD-медиаплееров и телевизоров. Понимают это и создатели контента, например из топ-20 самых кассовых фильмов за 2016 — начало 2017 года половина была выпущена на UHD-Blu-ray-дисках. Всего двадцатка самых кассовых фильмов собрала в прокате $16,15 млрд, из них на 11 фильмов в формате UHD пришлось $7,94 млрд.

В 2018 году все фильмы, претендующие на место в топ-30 по сборам в прокате, будут выходить в UHD-формате. Аналогичная ситуация будет наблюдаться и с наиболее популярными сериалами, особенно снятыми специально для распространения в OTT-сервисах.

ВЫГОДА ДЛЯ ОПЕРАТОРОВ

Среди ТВ-операторов в наиболее выигрышной ситуации оказались операторы непосредственного спутникового телевещания (DTH) и OTT-сервисы, которые смогут экономить благодаря масштабу аудитории и объему предоставляемого 4K-контента. Кабельные, IPTV и эфирные операторы ограничены пропускной способностью сети и устаревшим инфраструктурным оборудованием. Провайдеры с небольшой абонентской базой не смогут оплачивать значительную часть UHD-контента, что приведет к новой волне слияний и поглощений на рынке.

В связи с ростом объема UHD-трафика больше всего пострадают сотовые операторы, которые предоставляют мобильный Интернет, например для пользователей OTT-сервисов, в итоге им придется серьезно пересмотреть тарифную политику и, возможно, отменить безлимитные тарифы. С другой стороны, дополнительный спрос возникнет на системы хранения и обработки медиаданных.

Распространение UHD-формата усилит передел рынка потребительской электроники. Основным любительским съемочным оборудованием станет смартфон и — в редких случаях — экшн-камера. Уже сегодня более тридцати брендов предлагают модели смартфонов со встроенной UHD-камерой. Пока это только дорогостоящие устройства из премиального сегмента, но к 2020 году UHD-камеры будут распространены и в смартфонах среднего ценового сегмента. Логика производителей проста: пользователь снимает UHD-видео с помощью смартфона — устройства, которое всегда под рукой, а затем смотрит снятое видео дома на UHD-телевизоре или пересылает в социальные сети. В новой связке «смартфон — UHD-телевизор» (с медиаплеером или без) не будет места многим привычным устройствам: UHD-формат окончательно уничтожит сегменты непрофессиональных фото- и видеокамер, сожмет сегменты зеркальных фотокамер, планшетов и ноутбуков, но немного оживит рынок телевизоров и сопутствующей инфраструктуры — приложений и устройств для пересылки видео.

Судя по тому, как уже три российские DTH-платформы взялись за UHD, на этом поле через 2-3 года нас ожидает интересная конкурентная борьба. В последние полгода неоднократно высказывалось мнение, что UHD сегодня — это как HD 10 лет назад, если сравнивать по распространенности, стоимости телевизора и наличию контента. Но также очевидно, что время ускорилось и индустрия не будет 10 лет раскачиваться. В 4К заинтересованы все — и платформы, и производители аппаратуры, и спутниковые операторы. Из UHD старательно делают новый драйвер на замену HD, а значит, скорее рано, чем поздно, эта услуга займет довольно серьезную нишу на рынке.

В целом, учитывая объемы уже сделанных в новый формат инвестиций и созданные альянсы, элитарность UHD будет недолгой, и массовый переход на 4K — это вопрос времени (5-10 лет).

 

 

 Источник