Каким был 2016 год для кабельного телевидения

Для рынка кабельного телевидения прошедший 2016 год нельзя назвать простым. Новые законодательные инициативы, общий экономический спад и переменчивые предпочтения абонентов превратили рынок в подобие минного поля, по которому одни могут себе позволить двигаться быстро, а другие вынуждены перепроверять каждый шаг перед тем, как его сделать. В этой статье мы поговорим о том, что больше всего волновало кабельных операторов в ушедшем году.

На российском рынке кабельного телевидения в 2016 году продолжился процесс укрупнения бизнеса. Федеральные и некоторые региональные компании продолжают строительство сетей, заходя в том числе в малоэтажные районы и частную застройку. Темпы строительства снизились из-за экономического спада: меньше вводится в строй нового жилья, дороже необходимые для строительства сети оборудование и материалы, для которых нет российских аналогов. Но инвестиционные проекты не остановлены, ведь с каждым годом растет количество устройств, подключенных к сети.

Малые и некоторые средние региональные операторы объединяются между собой, чтобы совместно выдержать конкуренцию с «федералами», или же продают бизнес федеральным коллегам по цеху, чтобы избежать конкурентных войн. Заметен тренд закрытия бизнеса небольших масштабов из-за его низкой рентабельности. Особенно остро вопрос окупаемости встал перед маленькими компаниями в отдаленных регионах. Требование получения сигнала обязательных общедоступных каналов напрямую от РТРС и большие расстояния до потенциальных точек присоединения наряду со скачком курсов валют (а значит, ростом стоимости оборудования и зарубежных каналов) сделали строительство и обслуживание необходимой инфраструктуры слишком затратной статьей. Вопрос могла бы решить легализация приема сигнала через эфир, но сколько об этом ни говорили в прошедшем году, до реальных действий дело не дошло. Внесли свои поправки в экономику кабельного бизнеса и другие инициативы регулятора.

«Пакет Яровой»

Важнейшим законодательным нововведением 2016-го стал так называемый «пакет Яровой» — подборка законодательных актов, обязующая операторов хранить информацию о сетевых контактах своих пользователей (передавать данные для СОРМ). Даже в текущем варианте антитеррористическая инициатива выливается в существенные дополнительные затраты для операторов, для многих просто неподъемные, а в первоначальной версии документа содержались требования, граничащие с научной фантастикой.

«Такие требования несут угрозу существованию подавляющего большинства операторов связи и отрасли в целом. При этом стоит отметить, что сама по себе идея правильная — интернет-пространство нужно контролировать, но делать это следует разумно. Думаю, технологию исполнения доработают», — считает генеральный директор компании «Интерсвязь» Эдуард Калинин.

На данный момент пока еще не выработаны конкретные технические решения, которые помогут операторам соблюдать новые нормы законодательства: в первую очередь, не сформулированы ожидания государства, поэтому пока что самое неприятное, чем грозит операторам текущая ситуация, — это неопределенность в отношении необходимых затрат в ближайшем будущем. Есть вероятность, что условия взаимодействия с госструктурами прояснятся весной 2017 года (представители Минкомсвязи высказывали обещание обнародовать соответствующие документы к апрелю 2017 года).

Надо отметить, что упомянутая норма касается компаний, предоставляющих услуги доступа к Интернету. На рынке КТВ до сих пор присутствуют кабельные компании, в данном сегменте не работающие. Однако прожить им в таком состоянии долго не удастся: абоненты массово отказываются от такого телевидения в пользу пакетных услуг («ТВ + Интернет» или даже в комплекте с сотовой связью). Старшее поколение — абоненты кабельщиков — уходит, а молодежь массово предпочитает интернет-телевидение и ОТТ-сервисы. Посему решение проблемы вроде «отказ от предоставления услуги доступа к Интернету», дабы не связываться с исполнением требований «пакета Яровой», не рассматривается: чтобы сохранить свой бизнес, «классическим» кабельным операторам рано или поздно придется переходить в категорию мультисервисных…

Цифра в эфире

В последние годы цифровое телевидение преодолело наконец барьер между ранними последователями и ранним большинством (в терминологии цикла принятия технологии) — в первую очередь за счет роста парка техники с цифровыми тюнерами и запуска общероссийских бесплатных мультиплексов с сопутствующей социальной рекламой. Казалось бы, в этих условиях операторы могут найти для себя новый источник повышения АКР^ — премиальные цифровые пакеты. Однако получению прибыли мешают все те же бесплатные эфирные мультиплексы. На отраслевых мероприятиях постоянно звучат жалобы на то, что абоненты вместо подключения дополнительных пакетов массово сокращают подписки до минимальных. Особенно это касается операторов в глубинке.

«Запуск обязательного второго мультиплекса привел к падению спроса на пакет платных телеканалов — мы отметили сокращение почти на 50%. А требование органов надзора к эротическим телеканалам привести свой контент в соответствие с «требованиями российского законодательства» (кто бы знал, что это такое?) привело к падению популярности и этого пакета. Удар по отрасли нанесен очень сильный, особенно по малым операторам. Не должно быть столько бесплатных каналов», — комментирует ситуацию Алексей Амелькин, президент ассоциации малых операторов кабельного телевидения МАКАТЕЛ.

В качестве радикальных мер исправления ситуации предлагалось даже сократить количество бесплатных каналов до пяти и даже менее, чтобы рынок рекламы на платных каналах начал работать в соответствии с мировыми стандартами.

Но правовое регулирование идет в обратном направлении. От гипотетического третьего мультиплекса окончательно отказались, но существующие мультиплексы уже запланировали дополнить региональной составляющей на «21-й кнопке». Уже 1 февраля 2017 года пройдет первое заседание ФКК по выбору этих «обязательных» каналов среди компаний, подавших заявки до конца 2016 года. Первое из заседаний, которые будут проходить с интервалом в неделю, определит региональные телеканалы, которые разместятся на 21-й кнопке в Центральном федеральном округе.

Недискриминационный доступ

Почти незаметно (с точки зрения отклика в новостных изданиях и на отраслевых мероприятиях) в 2016 году развивалась еще одна интересная законодательная инициатива, потенциально способная повлиять на развитие отрасли. Еще с конца 2015 года Минкомсвязь планирует дать операторам связи равный доступ в многоквартирные дома, но история с правками и согласованием документа еще не окончена. В идеале документ упростит операторам взаимодействие с управляющими компаниями, но предложенные нововведения затрагивают слишком много норм и правил. К моменту написания данной статьи документ был внесен в правительство, где планируется продолжить его доработку, но как быстро это состоится, пока неизвестно. С другой стороны, насколько эффективным и недискриминационным на практике окажется применение этого документа, пока тоже трудно спрогнозировать.

Предполагается, что реформа коснется и доступа в новостройки. «В апреле 2016 года в правительстве Московской области состоялось совещание, на котором прозвучала идея организации принципиально новой схемы доступа операторов связи в новостройки, а именно создание в каждом муниципальном округе МУП или ГУП, которому будут переданы на баланс сети связи в новых домах», — комментирует пресс-служба «АКАДО Телеком».

Еще один шаг в направлении снижения дискриминации операторов — упрощенный доступ к электросетям, предполагающий заключение договоров на поставку электроэнергии для питания сетевого оборудования напрямую с поставщиком ресурса (а не с управляющей компанией).

Бизнес и состав услуг

2016 год не принес принципиально новых услуг или схем их оказания. Усилился тренд по превращению кабельных операторов в мультисервисные компании. Растет количество цифровых каналов (в особенности Н^), скорость доступа к Интернету и предложение разнообразных дополнительных сервисов у отдельно взятого среднестатистического оператора, для которого ОТТ теперь уже — не загадочная аббревиатура, а потенциальный способ дополнительного заработка. Все больше абонентов готовы пользоваться интерактивными телевизионными сервисами в различных формах. Заметно повышение популярности конвергентных тарифов. За счет партнерства операторов из разных сегментов телеком-рынка, а также благодаря получению ими лицензии на оказание услуг виртуальной сотовой связи, комплексные предложения могут включать в себя сервисы для мобильных пользователей.

«И мировой, и российский опыт демонстрируют устойчивый спрос на конвергентные услуги, при этом отток минимален: при подключении пакета «4 в 1» он примерно в 3-4 раза меньше, чем при подключении моноуслуги. Операторы, в ближайшем будущем не запустившие конвергентные предложения, начнут терять конкурентоспособность», — комментирует пресс-служба АО «ЭР-Телеком Холдинг»(ТМ «Дом.rи», «Дом.rи Бизнес»).

На базе Интернета, который в последние годы стал неотъемлемой частью жизни, многие операторы развивают дополнительные сервисы. Причем речь идет уже не только о различных услугах на базе видеоконтента, но и о не связанных с ними сервисах, от онлайн-оплаты до внедрения различных типовых вариантов «умного дома» для частных пользователей. Для корпоративных клиентов создаются ЦОДы и развиваются охранные и ИТ-сервисы, вплоть до «ИТ-инфраструктуры как сервис».

В целом рынок близок к насыщению, поэтому на первый план выходит задача удержания существующих и привлечения новых клиентов. В связи с этим упомянутые выше идеи партнерства проникают и в маркетинг: активно развиваются всевозможные программы лояльности, подразумевающие для клиентов скидки на услуги партнеров. Все чаще в основе дополнительных сервисов, которые должны повысить лояльность клиентов, используется анализ Big Data.

Все перечисленные нововведения, безусловно, требуют ресурсов, в первую очередь финансовых. К сожалению, есть они далеко не у всех. Пока крупные компании выбирают наиболее выгодные инвестиционные идеи, малые операторы оказались на грани выживания. Где уж тут говорить об освоении Big Data Таким образом, можно отметить еще одну тенденцию: рост пропасти между малыми и крупными операторами с точки зрения характеристик предоставляемых услуг. Как это скажется на операторах, «перебьют» ли инвестиции в новые технологии единственный козырь локальных кабельщиков — статус «своего», — покажет время. Мы же продолжим наблюдать за ситуацией.

 

Источник