Канадский опыт: как местный регулятор воспитывает провайдеров
Вместо продления лицензий на привычные семь лет, Канадская комиссия по вопросам радио, телевидения и телекоммуникаций (CRTC) подталкивает провайдеров к шагам, способствующим появлению «облегчённых пакетов каналов».
ГОД ВМЕСТО СЕМИ
Канадский регулятор сектора телерадиовещания продлил лицензии большинства провайдеров услуг телевидения всего на один год вместо обычных семи. Причиной такого шага стало пристальное внимание регулятора к тому, насколько операторы при формировании базовых кабельных пакетов идут навстречу финансовым и прочим запросам клиентов.
«Мы решили пока продлевать лицензии лишь на год, чтобы иметь возможность внимательно понаблюдать над реализацией очередного этапа программы ˝Давайте поговорим о ТВ˝», – заявил исполнительный директор отдела вещания в CRTC Скотт Хаттон.
ТОЩИЙ ПАКЕТ
Так называемый принцип «базового облегчённого пакета» от Канадской комиссии по радио, телевидению и связи вступает в полную силу с 1 декабря.
Напомним, что канадские телезрители должны получить базовый пакет каналов за 25 долларов и возможность выбора остальных каналов.
Помимо базового пакета стоимостью в 25 долларов, провайдеры кабельных и спутниковых платформ также должны до 1 марта перейти на систему «бери и плати» либо начать предлагать небольшие пакеты каналов. К 1 декабря следующего года они обязаны предлагать оба варианта.
Базовый пакет каналов должен включать в себя каналы из списка обязательных каналов, утверждённого в CRTC, в который входят CBC, CTV и Global, группа из американских каналов, а также каналы для аборигенов и каналы для франко- и англоговорящих. В число обязательных американских каналов, скорее всего, будут входить CBS, NBC, ABC, FOX и некоммерческий канал PBS.
Не менее 10 каналов в базовом пакете должны быть местными или региональными, включая канал местной общины и канал, информирующий о работе местного органа власти (если таковой имеется).
Телезритель должен иметь возможность в дополнение к этому списку выбирать другие каналы по отдельности или в виде небольших пакетов.
В прошлом году в CRTC приняли решение о том, что зритель должен иметь больше возможностей для выбора спутниковых и кабельных каналов, а также – доступ к дешёвому базовому пакету. Теперь же впервые озвучены сроки вступления в силу этих нововведений.
Некоторые критики нового порядка утверждают, что в итоге зритель может оказаться в ситуации, когда ему придётся платить больше за возможность выбора, в зависимости от того, каким образом кабельные компании будут устанавливать цены на отдельные каналы, и формировать пакеты из них.
А некоторые специализированные каналы переживают из-за того, что они могут оказаться без зрителя в случае если их не будут включать в пакеты с популярными каналами.
Начиная с марта текущего года, канадские провайдеры услуг платного телевидения были обязаны предлагать своим клиентам базовые пакеты кабельных каналов по цене не выше 25 долларов в месяц. При этом провайдеры могли предлагать зрителям и другие каналы за дополнительную цену, собирая их в пакеты, в каждом из которых – не более 10 каналов. Начиная с декабря, компании должны предлагать своим клиентам как индивидуальные, так и малые пакеты каналов.
Данные изменения были предложены после того, как CRTC провела опрос канадцев на тему того, как бы они хотели улучшить систему телевидения в стране.
По итогам реализации первого этапа программы в CRTC отметили, что на практике в ряде случаев провайдеры действовали не совсем в духе принятой программы, цель которой состояла в предоставлении канадцам большего выбора по доступным ценам.
«На этой неделе канадский регулятор представил подборку лучших вариантов реализации программы, дабы обеспечить некоторую коррекцию курса», – добавил Хаттон.
ВСЁ ДЛЯ КЛИЕНТА
В CRTC заявили, что компании обязаны предоставлять клиентам информацию о возможностях выбора, которые вскоре станут доступны, предоставлять онлайн-инструменты, дающие подписчикам среди прочего самостоятельно и без особых проблем добавлять и убавлять каналы, а также предлагать возможность выбора сет-топ-бокса.
Регулятор планирует изучить, насколько чётко провайдеры услуг телевидения следуют данным рекомендациям, а также проверить их на соответствие другим нормам до истечения срока действия лицензий в следующем году.
НА ЛИЦЕНЗИОННОМ КРЮЧКЕ
В случае если та или иная компания-провайдер не пройдёт такой «экзамен» от CRTC, то, по словам Хаттона, будет иметь в своём распоряжении разнообразные инструменты, которые должны помочь исправить ситуацию – начиная от введения дополнительных условий для продления лицензии до отказа в таком продлении.
В списке провайдеров, которые в текущем году продлили лицензии на один год, в частности, такие компании Rogers, Telus, Shaw, MTS, Sasktel и Videotron.
По словам Хаттона, в ближайшие три года с необходимостью продления лицензий столкнётся ещё несколько компаний – и им также придётся пройти такую же процедуру.
Впрочем, продление лицензий всего на год не должно стать сюрпризом для компаний, сказал Хаттон, поскольку ещё в сентябре в рамках специальных слушаний по вопросу продления лицензий CRTC озвучил такой план действий.
Напомним, CRTC по своему усмотрению может выдавать лицензии на срок до семи лет.