Западные кинокомпании в Китае: каникулы для съемочной команды

Оператор Егор Поволоцкий о своей очередной поездке в страну со стремительно развивающейся киноиндустрией — на этот раз для съемок международного проекта под началом крупной западной компании.

С развитием экономики Китая, которое происходит последние несколько лет, появляется все больше чрезвычайно богатых предпринимателей, которые вкладывают деньги в бизнес, а не прячут их под матрасом. Многие увидели в местной индустрии потенциал и начали вливать туда большие бюджеты. Правительство тоже стало выделять гранты, поняв, что стриминг работает все лучше.

Потоковых сервисов появилось множество, но самых крупных из них всего четыре. Так же появился большой китайский профсоюз, который отвечает за цензуру любого видеопродукта, попадающего на экраны телевизоров или кинотеатров. Это своеобразное прокатное удостоверение. Коррупция в Китае процветает, но получить удостоверение официально все же достаточно просто, хотя бухгалтерии все равно много.

С дистрибуцией интереснее — нужно подходить под прокатные жанры (комедия, экшн с восточными единоборствами и мелодрамы), пройти цензуру, иметь связи со стриминговыми компаниями и грамотно подписать договор. Один из моих приятелей очень сильно обжегся на этом, тогда как другой успешно заключил контракт.

Пока что я снял два фильма для китайского рынка (один — в Китае и один — в Лос-Анджелесе с Сашей Бабаевым) и картину в Китае, но для мирового проката.

Снова в Китай

Когда я прилетел туда во второй раз, выяснилось, что компания, для которой мы должны были снимать, не китайская вообще. До этого проекта у нее были три фильма, и она только начинает расти. К сожалению, я не могу разглашать ее название, поэтому статья будет без имен.

Меня нанял исполнительный продюсер и владелец компании. Случилось это очень необычно — я, как правило, прихожу на интервью, мы обсуждаем несколько часов с режиссером наш подход к съемкам, понимаем, сможем ли мы вместе работать и проговариваем возможные решения для фильма. В этом случае все вышло совсем не так. Я поговорил по телефону, и через 15 минут мне объявили, что я нанят.

Уже потом я узнал, что решение было принято до разговора — каким-то образом продюсер посмотрел фильмы, которых еще даже и в сети не было, и понял, что я могу работать в интересующем его жанре.

Спешу заметить, что условия для работы и проживания у нас были идеальные — у компании был свой кампус для сотрудников, новый отель со спортзалом, кинотеатром, парой ресторанов и всяческими развлечениями — пинг-понгом, массажем и прочими радостями. Через дорогу от этого здания в трех минутах ходьбы располагался наш офис, где мы вели подготовку 4 недели — счастье для любого фильммейкера. А рядом находился бывший клуб с многочисленными помещениями для съемок.

Команда мечты

На Новый год нам оплатили билеты, чтобы мы провели новый год с семьей. После возвращения запустились в съемки. Команда в этот раз попалась прекрасная — продакшн смог наконец-то взять тех, кого я хотел — мне удалось привезти с собой гафера, но мы также взяли китайского специалиста со своей группой. Мой отвечал за креативную составляющую, а китайский — за исполнение и руководство командой (стоит заметить, что, по моему пока еще небольшому опыту съемок в Китае, такая модель построения команды наиболее выигрышная).

Средняя «хорошая» зарплата световика — 100$ в день, причем дни обычно ненормированные. У нас же было по западному стандарту — не больше 12 часов в день. Этому все были рады.

Как я уже писал ранее, китайцы — отличные исполнители, но в креативном плане не любят брать на себя ответственность. Художника-постановщика я привез с собой из Лос-Анджелеса — это моя подруга, с которой мы работали уже четыре года. Ей также дали команду, которая реализовывала ее идеи.

С исполнительным продюсером нам повезло — он не то что принимал креативное участие в фильме, но и объединял нас, если мы не сходились в творческих вопросах. Собственно, лидером проекта был не режиссер, а исполнительный продюсер, который еще и бюджет не зажимал.

Когда работа — это каникулы

После поиска локаций было принято решение использовать доступные помещения по максимуму: подвалы, подсобки, крыши — все что угодно, благо этого было предостаточно. Строить сеты с нуля мы не могли, только видоизменять, что осталось от предыдущих съемок — требование продюсера. Но трансформация локаций пошла с нуля — подвалы и парковка клуба, любые доступные помещения преобразовывались до неузнаваемости с помощью работящих китайцев — они за несколько дней делали нереальные сеты.

В расписании было несколько дней в другом городе, но наши съемочные дни стояли очень близко к китайскому новому году, и мы рисковали не получить разрешения правительства на съемку. На словах оно у нас было (кстати, слово в Китае значит очень много), но все равно нужно было пройти бюрократические инстанции.

В итоге за пару дней до съемок мы решили все изменить, поменять локации и снимать рядом — хочу заметить, что это просто нереально удобно, когда проснулся, пошел на завтрак, который находится в пяти минутах, а через три минуты после завтрака ты уже на площадке. Если нужно проверить сеты на следующие дни — все в том же здании. После смены не надо ехать по пробкам домой, ужинать и пытаться заснуть — все рядом.

Вернемся к изменениям — надо сказать, что наш съемочный темп был для всей команды похож на каникулы. Художественный департамент, конечно, на мгновение содрогнулся, но осилил собрать декорации за пару дней. Такие проекты попадаются редко.

Что дальше

После я узнал, что за исполнительным продюсером стоит CEO очень больших компаний по производству кино (о которых вы, естественно, слышали) и фильм будет готов через 4-5 месяцев с премьерой на фестивале Comic Con в Америке. Потом стало известно, что первые 10 минут фильма уже были показаны одному очень большому агентству в Лос-Анджелесе — оно и поведет проект дальше. Недолго думая, исполнительный продюсер решил снять еще один фильм сразу же после первого, так что через неделю я лечу обратно.

Источник