Концепция Шрёдингера

Новую концепцию развития российского рынка телевещания пишут в обстановке строжайшей секретности.

Поработать над стратегическим отраслевым документом не пригласили ни операторов связи, ни провайдеров платного телевидения. Два игрока рынка утверждают, что инициатор новой концепции — «Национальная Медиа Группа» (НМГ), а возглавляет работу над ней гендиректор НМГ Ольга Паскина.

Как рассказал ComNews один из источников на вещательном рынке, к разработке концепции не привлекли ни ФГУП «Космическая связь», ни НИИ радио (ФГУП «НИИР»), ни даже РТРС. А ведь эти три предприятия были одними из ключевых исполнителей прошлой федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на период 2009-2018 гг.». Ту концепцию породил другой документ. 14 лет назад на уровне Международного союза электросвязи (ITU) было подписано соглашение, называемое в отрасли «Женева-06». В нем страны — члены союза согласились перейти на цифровое телевизионное вещание и к 2015 году отказаться от аналогового формата распространения ТВ-сигнала. Россия смогла воплотить задуманное только осенью прошлого года, завершив таким образом ФЦП. И документа, по которому будет развиваться телерадиовещание в РФ дальше, уже нет.

И вот на прошлой неделе на открытии выставки CSTB-2020 заместитель гендиректора по контентной политике НАО «Национальная спутниковая компания» («Триколор») Николай Орлов со сцены заявил, что правительственная комиссия по развитию телерадиовещания сформировала некую рабочую группу, состав которой доподлинно неизвестен, и что эту группу координирует НМГ.

Комиссию возглавляет новый министр юстиции РФ, прежний зампред правительства и руководитель правительственного аппарата Константин Чуйченко. Членство в комиссии по развитию телерадиовещания, конечно, не означает участие в рабочей группе. Но все же взгляните, кто в ней есть. По согласованию туда входят все руководители крупнейших медиахолдингов страны. На постоянной основе там заседает, в том числе, и замминистра связи Алексей Волин. На прямой вопрос корреспондента ComNews о роли Минкомсвязи в разработке новой концепции он ответил: «Работа идет. Мы не участвуем. Нам полуготовые документы не показывают». И при этом загадочно и мудро улыбается.

Другой источник, знакомый с положением дел, утверждает, что первая версия концепции уже была показана в профильном министерстве, и оно высказало свои замечания (злые языки утверждают, что документ в министерство был доставлен на «флешке»).

Официально и обстоятельно никто, кроме Николая Орлова, комментировать эти «танцы с флешкой» не готов. РТРС настойчиво посылает к НМГ. НМГ игнорирует запросы. Пресс-служба «Газпром-медиа холдинга» (ГПМ, который, по слухам, тоже участвует в написании новой концепции), видимо, затаилась перед назначением нового гендиректора. Экс-шеф ГПМ Дмитрий Чернышенко уже пересел в кресло в Белом доме.

Участники рынка, которых не позвали, уверены, что новая концепция будет не столько про сети и стандарты вещания, сколько про контент. Телевидение как основной орган донесения информации стремительно теряет аудиторию, по крайней мере молодую. Да и рекламодатель все большую часть бюджета перераспределяет в пользу интернета. С точки зрения свободного рынка поляна для традиционных игроков потеряна. Ну, уходят люди с больших экранов в маленькие, ну что тут сделаешь? По всей видимости, с такой ситуацией мириться готовы не все. Вот и приходится наблюдать появление единых платформ для трансляции мультиплексов в интернете в виде «Витрины ТВ», а также загадочное появление неких концепций развития, над которыми работает неустановленный круг лиц.

Устоявшаяся модель рынка вещания стремительно меняется. Производители контента, медиахолдинги хотят общаться с абонентом напрямую, минуя операторов. Последним останутся обязательства по лицензиям и абонентским договорам, а медиахолдинги смогут увеличить монетизацию, как в случае с законопроектом по «Витрине ТВ» (основана НМГ, участвуют также ГПМ, ВГТРК и «СТС Медиа»).

Холдинги путем создания «Витрины» хотят использовать операторов как платформу. По словам представителя одного из операторов, во время технических тестов «Витрины» он не видел, что именно показывают абонентам. «Через «Витрину» холдинги смогут собирать персональные данные абонентов: ID, телефон, электронную почту. При этом вся ответственность остается на нас», — сказал этот источник. Если получить максимальную аудиторию, да еще и с персональными данными, то деньги рекламодателей неизбежно придут следом.

В целом хорошо, что концепцию развития рынка пишет не госорган, а его игроки. Ведь все мы знаем, что бывает, когда законопроект пишет условная Яровая. Но когда все происходит непрозрачно, а ряд ключевых участников рынка не то что не позвали разрабатывать документ, но они даже и не в курсе — это выглядит как странный междусобойчик.

Какой статус у правительственной комиссии по развитию ТВ-вещания в связи с переменами в правительстве — неизвестно. «Внутри комиссии есть рабочая группа. Ее, действительно, возглавляет Ольга Паскина. Когда с нашей стороны было обращение в адрес правительственной комиссии с просьбой нас принять (нас — это операторов связи) и привлечь к разработке концепции, мы получили ответ, что ни одного официального заседания по концепции еще не проходило, а концепции как таковой еще не существует. И как только начнется работа над документом, то операторов, как часть рынка, обязательно пригласят. Но мы знаем, что первое заседание уже прошло. И уже есть проект концепции», — сказал корреспонденту ComNews GR-специалист одного из операторов.

Хочется верить, что завесу тайны над концепцией приподнимут до того, как документ утвердят. В противном случае мы наверняка получим лоббистский документ, льющий воду на мельницу тех, кто его втихаря разработал.

Источник