Мнение. Футбольные страдания «Матч ТВ»

4 марта в российском чемпионате по футболу состоялся матч «Локомотив» — «Спартак». Важность этой игры для болельщиков и чемпионата трудно переоценить. И тут как гром с ясного неба новость: «Матч ТВ» не будет показывать игру, посмотреть ее можно будет только на платном телеканале «Наш футбол».

На спортивных сайтах стоит вой похлеще хора арендованных на отпевание бабуль. Строчатся тексты, изрыгаются проклятия. А между тем цена вопроса — 250 рублей. Именно столько стоит подписка на телеканал со всеми играми РФПЛ. Особо бережливые могут приобрести отдельную трансляцию на сайтах «НТВ-Плюс» и его партнеров.

Телеканал «Наш футбол» появился во времена, когда права на показ чемпионата России по футболу перешли от ВГТРК, транслировавшей несколько матчей тура, к «НТВ-Плюс», имевшему в своем арсенале несколько футбольных телеканалов. Потом президент РФ посетовал, что с футболом что-то «намутили», и чиновник по фамилии Мутко таки добился, чтобы некоторые игры показывали по федеральным каналам. Отчего-то, чаще всего в число некоторых попадал «Зенит», но это уже другая история.

На первом этапе «Наш футбол» можно было смотреть исключительно в случае покупки спутниковой тарелки «НТВ-Плюс», но очень скоро его стали предлагать все операторы платного ТВ. Стоил он тогда чуть больше ста рублей в месяц. И все было хорошо до тех пор, пока не случился «Матч ТВ».

Аудиторию своих платных спортивных телеканалов «НТВ-Плюс» растил годами. Их было откровенно немного, но число постоянно росло. А после знакового ребрендинга телеканала «Наш футбол» появилась робкая надежда на то, что аудитория будет расти и дальше. В основе политики, которая и способствовала постепенному росту аудитории платных футбольных каналов, лежал простой принцип: самые лучшие матчи нельзя посмотреть бесплатно. К слову, во всем мире именно так и происходит. И никто этому не удивляется и не возмущается. Поэтому если федеральным каналам что-то и перепадало, то это была либо политическая, либо коммерческая история.

А потом появился «Матч ТВ», объединивший спортивные редакции «Плюса» и ВГТРК. Затем команда Тины Канделаки начала уничтожать уже сложившийся таким образом в «Матче» коллектив. Параллельно планомерно сводился на нет смысл существования телеканала «Наш футбол»: все самые лучшие матчи транслировались по федеральному бесплатному каналу, делая бессмысленным оплату телеканала. Если вы не в курсе, то процентов 80 всей аудитории футбольных трансляций составляют болельщики топ-4 футбольных клубов. И именно матчи этих клубов транслировались бесплатно, оставляя «Нашему футболу» совсем уж прожженных любителей игр «Амкар» — «Томь».

За те два года, которые понадобились Тине Канделаки и ее команде на разрушение спортивного телевещания и уничтожение робких всходов платного спортивного телевидения, телеканал «Наш футбол» исправно обеспечивал продакшн телетрансляций. Ведь эту обязанность с него никто не снимал. В преддверии нового контракта с РФПЛ руководство «Матч ТВ» вспомнило, что у него в холдинге есть платные телеканалы, и они могут приносить деньги. Только вот аудитории уже нет. То, что годами создавал «НТВ-Плюс» было уничтожено.

Самое страшное, что может случиться — это дробление пакета прав на трансляции на эфирные и через Интернет. То, что произошло с Олимпиадой-2018. Которую, по моим наблюдениям, смотрели где угодно, только не по «Матч ТВ». И есть мнение, что «Матч ТВ» получит права только на телеэфир, а вот интернет-права будут проданы сразу нескольким участникам рынка. Одним из главных претендентов считают TeleSport, который уже щелкнул Тину Канделаки по носу приобретением прав на чемпионат Испании (и, соответственно, эль классико — матч «Реал» – «Барселона»). TeleSport вполне сможет обеспечить продажу смежных прав, и в результате мы все сможем смотреть трансляции матчей любимых команд не только на паре сайтов за 75 рублей, а на десятках ресурсов и рублей за 15-20. Справедливости ради стоит сказать, что с 2018 года права на матчи первенства Испании приобрел и «Матч ТВ», но в отличие от TeleSport, показывает его далеко не в полном объеме.

Но самое смешное заключается в том, что футбольные трансляции в Интернете и вовсе могут стать бесплатными, что уничтожит последнюю статью доходов «Матч ТВ». Например, игры испанского чемпионата в социальной сети «ВКонтакте» смотрело более миллиона человек, рекламные доходы от одного матча оценивались в 1,5 млн рублей. В чемпионате РФПЛ 240 матчей, которые могут принести порядка 360 млн рублей рекламной выручки в сетевых трансляциях. Напомню, что прошлый контракт РФПЛ предполагал выплату за трансляции на уровне 500 млн рублей за сезон или почти 1,5 млрд рублей за трехгодовой контракт. И это за все — и за ТВ, и за Интернет.

Вряд ли убрав дерби из сетки вещания федерального канала «Матч ТВ» Тина Канделаки добьется чего-то, кроме ненависти футбольных болельщиков. Я не могу припомнить ни одного рекламного ролика телеканала «Наш футбол» в эфире «Матч ТВ», и не удивительно, что на спортивных форумах уже выросло поколение, для которых наличие целого футбольного канала стало откровением. И, конечно, они не готовы платить за него ни копейки.

Это лето будет жарким. В Россию приедут лучшие футбольные сборные мира, а где-то на задворках РФПЛ будет пытаться придумать, как продать права на трансляции чемпионата России подороже. Потому как, с одной стороны, 500 млн рублей за сезон при сегодняшнем курсе — это слезы, а с другой стороны, зритель не готов платить за этот футбол даже 200 рублей в месяц.

 

 

Источник