Неправильная траектория: что пошло не так во время январского пуска Ariane 5
25 января 2018 года из-за неправильной установки системы управления ракета Ariane 5 летела по нештатной траектории. Ошибка возникла из-за отмены двойного контроля пускового провайдера Arianespace.
В этот день при запуске двух космических аппаратов — SES-14 и Al Yah 3 — произошел сбой в работе ракеты Ariane 5: через 9 минут 26 секунд после старта прекратилось поступление телеметрической информации. Затем Arianespace сообщил, что, несмотря на сбой, запуск прошел успешно, оба спутника следуют в свои орбитальные позиции, их состояние не вызывает беспокойства. Изучение поступившей телеметрии показало, что в первые минуты полета ракета вела себя штатно. Чтобы разобраться в ситуации Arianespace организовал аварийную комиссию и попросил генерального инспектора Европейского космического агентство (ЕКА) Тони Толкера-Нильсена (Toni Tolker-Nielsen) ее возглавить.
В официальном меморандуме комиссии, которая завершила работу 22 февраля, говорится, что причиной сбоя стала неправильная траектория запуска ракеты. В результате спутники оказались не там, где должны были находиться: и по апогею, и перигею орбиты. А самое основное — по ее наклонению тоже: 20° вместо положенных 3°.
Комиссия выяснила, что причиной нештатного поведения ракеты и полета по нештатной траектории являются неправильные установки инерциальных систем управления. Полетом Ariane 5 управляют две независимые инерциальные системы управления, и стандартная установка азимута на этих системах — 90°. Как говорит официальный пресс-релиз (), согласно неким специальным требованиям этого запуска в управляющей системе необходимо было установить азимут 70°. Этого сделано не было, и ракета ушла на 20° южнее обычной траектории, что и привело к большему наклонению орбиты. Также стала понятна причина пропадания телеметрии: ракета отклонилась на юг и исчезла из зоны видимости станций слежения, то есть оказалась для них за горизонтом.
Le Figaro обращает внимание на тот факт, что из-за нестандартной траектории запуска ракета прошла над густонаселенными районами, о чем свидетельствуют несколько любительских видео. Ко всему прочему, траектория некоторое время пролегала фактически параллельно береговой линии, тогда как обычно она перпендикулярно уходит в Атлантику.
Остается непонятным, почему (даже если телеметрия, еще поступавшая в этот момент, сообщала о штатной траектории) факт полета по нестандартной и небезопасной траектории не был зафиксирован по показаниям радара и не был сразу замечен пусковой командой. Spaceflight 101 утверждает, что изменения траектории непродолжительное время были заметны на одном из неосновных экранов, отслеживающих информацию с радаров космодрома. Этот экран малого размера, как правило, проецируется в углу рабочих мониторов персонала и не удивительно, что информация с него не была воспринята. А согласно телеметрическим данным полет проходил по утвержденному плану. И даже веб-репортаж длился до 33-й минуты полета, хотя с ракеты уже 23 с половиной минуты не поступало телеметрии.
И один из главных вопросов, который сейчас задают Arianespace журналисты, политики и эксперты из ЕКА: как объяснить реакцию группы безопасности (точнее, отсутствие всяческой реакции) в тот самый момент, когда ракета, изменив азимут, полетела над жилыми районами? Именно группа безопасности должна контролировать соответствие полетных данных заданным параметрам, и в случае возникновения опасности принимать решение о продолжении полета или же о подрыве объекта в воздухе.
Как сообщает Aero Spatium, «специальные требования запуска» — это желание одного из заказчиков отделить свой аппарат от верхней ступени перпендикулярно направлению полета. Именно для этого нужно было каким-то образом изменить физические установки системы управления, а также задать азимут 70°. Физические установки сделаны были, а азимут не изменен, он остался стандартным — 90°. Из-за этого ракета уклонилась к югу на 20°. При предстартовых проверках ошибку не обнаружили.
Le Figaro пишет, что Arianespace всегда отличались надежностью, и такая глупая ошибка нехарактерна для компании. Газета считает, что процедура предстартовых проверок могла измениться после того, как Arianespace была приобретена Ariane Group. И измениться не в лучшую сторону. La Tribune в свою очередь напоминает, что этот пуск был первым, который контролировала Ariane Group, и первым, когда отсутствовал стандартный для Arianespace двойной контроль. При этом издание замечает, что такая ошибка достойна наихудших «хохмочек» российских пусковых команд, напомнив про неудачный запуск метеоспутника и 18 малых космических аппаратов ракетой «Союз» с космодрома «Восточный» в ноябре прошлого года. Тогда из-за аналогичной ошибки — неправильной установки системы управления разгонного блока «Фрегат» — главная полезная нагрузка и все 18 малых спутников упали в Атлантический океан.
Оба спутника, выведенных Ariane 5 в минувшем январе, действительно находятся в рабочем состоянии и следуют на геостационарную орбиту на собственных двигателях. При этом Al Yah 3, имеющий химический двигатель, перемещается быстрее, чем SES-14, на борту которого установлены только электрореактивные двигатели (ЭРД). Оба спутника должны успешно выйти в свои орбитальные позиции, но лишний расход топлива может сократить их срок активного существования. Хотя для SES-14 это менее актуально и срок службы этого аппарата, скорее всего, не уменьшится, поскольку потеря топлива для ЭРД менее существенна, чем для химического двигателя.