«Нас вдохновляло все — от «Армагеддона» до воспоминаний реальных космонавтов и астронавтов»

Голосовать

На этой неделе на канале СТС состоялась премьера ситкома «Команда Б». Сценарист Дмитрий Минаев рассказал, может ли весь сезон комедийного шоу написать один автор, как подавать заявку на ансамблевый сериал и что делать, если один из актеров внезапно выходит из проекта.

«Команда Б» — это ситком, повествующий о наборе команды космонавтов, которые должны по приказу главнокомандующего Российской Федерации полететь на Луну раньше американцев. Для этого была отобрана команда А, состоящая из профессионалов своего дела, и дублирующий состав — команда Б, которых, как шутит один из героев, «по объявлению набрали». То есть это неудачники и лузеры. В процессе подготовки команды возникают и комические ситуации, и любовные треугольники, и соперничество, и прочие элементы, необходимые для комедии положений.
Сценарист «Команды Б» Дмитрий Минаев, известный также по сериалам канала СТС «Восьмидесятые» и «Вы все меня бесите»,  — о тонкостях и сложностях процесса написания комедийного сериала.

— Я, кажется, впервые увидел сериал, который написал один человек. Обычно над ситкомами работает целая группа сценаристов. Кто вам помогал в работе над «Командой Б», кто подсказывал идеи, давал советы? Вячеслав Муругов или вообще сторонние люди?

— Сценарии «Команды Б» — это, конечно, плод коллективной работы. В титрах, действительно, сценарист один, но продюсеры со стороны телеканала СТС — Юлия Воронцова, Иван Новиков, Андрей Антонов — принимали максимальное участие в работе над сериями. Не совру, если назову их соавторами.

Иван Новиков линейный продюсер канала СТС, Сергей Баталов и Дмитрий Минаев, сценарист «Команды  Б»Иван Новиков линейный продюсер канала СТС, Сергей Баталов и Дмитрий Минаев, сценарист «Команды Б» / Фото: телеканал СТС

— Ну, подождите, вы же на ком-то проверяли шутки?

— Проверка шуток — дело субъективное. С этой точки зрения у меня был большой кредит доверия, которым я злоупотреблял как мог.

— Обычно на курсах по сценарному мастерству учат, что если у вас главные герои — это целая команда, как, например, в «Следе», «Звездном пути» или «Вавилоне 5», то необязательно писать пилот. Достаточно написать заявку и подробно рассказать о членах команды: у кого какие качества, характер, предмет деятельности, особенности и так далее. В работе над «Команде Б» было так?

— Тут логика, скорее, обратная. Иногда в ансамблевых историях решение о запуске действительно принимается на основе библии персонажей, а не пилота. Но это не потому, что так надо, а потому, что не всегда возможно раскрыть всех персонажей в первой серии. Особенно если она длится 24 минуты. В нашем случае были готовы первые две серии, библия персонажей и синопсис сезона. После был снят пилот и принято окончательное решение о цикле.

— Главных героев изначально было пятеро (если не считать антагониста Антона из команды А)?

— Наверное, за такой ответ меня бы прокляли на курсах сценарного мастерства, но я не знаю, сколько главных героев в нашем сериале. В команде — да, пять человек. Но сказать, что герой Михаила Ефремова — или Сергея Баталова, или Яна Цапника, или Оскара Кучеры — менее значимый, я не решусь. Лично мне кажется, что большое количество персонажей, за которыми интересно следить — это плюс, а не минус проекта. Борис Дергачев (доктор Стас — примtvkinoradio) даже в шутку устроил у себя в Instagram опрос — кто главный герой: его персонаж или персонаж Владимира Яглыча (пилотэкстремаллидер команды Б Михаил — примtvkinoradio).

— И за кого проголосовали вы?

— Автор от голосования воздержался!

— Сколько вообще времени заняла работа над «Командой Б»? Год, два? Какие сцены переписывались, какие добавлялись?

— Разговор с продюсерами, после которого началась работа, произошел более трех с половиной лет назад (кстати, непонятно, что дольше: придумать и снять такой сериал или действительно оправить человека на Луну). Какие-то линии придумывались чуть ли не за день, какие-то переписывались месяцами, переезжали из одной серии в другую и обратно. Все, как мы это называли, «космическое безумие»: инопланетяне, непроизвольные катапультирования и прочие аттракционы — давалось нам проще, а с любовными перипетиями приходилось обращаться деликатнее. Но это никак не связано с технологией написания, только лишь с природной черствостью и цинизмом авторов.

— Как вы готовились к материалу? Что читали, что смотрели, были ли в Звездном городке?

— Мы не ставили перед собой задачу сделать документальный фильм о подготовке космонавтов. Подготовка к космическому полету — фон, на котором развиваются человеческие истории. Тем не менее погрузиться пришлось сильно. Вдохновлял нас довольно широкий спектр произведений на космическую тему — от фильма «Армагеддон», известного своей «достоверностью», до воспоминаний реальных космонавтов и астронавтов. В Звездном городке мы, конечно, были — и до съемок, и во время съемок пилота, и во время съемок цикла. Интересные ощущения: заканчивается съемка эпизода, вдруг выходят настоящие космонавты, проходят мимо группы, залезают в тренажер и начинают тренировку. Чувствуешь, что прикоснулся к чему-то очень большому и важному, пускай и таким неочевидным способом.

— Почему в «Команде Б» женщины получились более крепкими, чем мужчины, в большинстве ситуаций они доминируют?

— В космосе все равны!

— В пятой серии есть сцена с волейбольным матчем. Как писать спортивные сценарии?

— Уж точно их сложнее снимать, чем писать. К тому же, все зависит от задачи. Если спорт — объект исследования фильма (как в одной довольно популярной картине про баскетбол), то это одно. Если — как у нас — спорт нужен для иллюстрации отношений в команде, для понимания, что происходит в душе героя — то это совсем другая история. Наши герои не спортсмены. И нам интереснее, как сильно они стараются, а не как хорошо у них получается. Например, мы пишем: «Команда Б выигрывает очко, Миша забивает красивым ударом». А уж насколько красивым — это зависит от подготовки актера и идей режиссера. В итоге, на мой взгляд, получилось здорово!

— Почему под титры вы взяли кадры хроники из прошлого, а не современные?

— Мечта наших героев — полететь в космос. И, конечно, она неразрывно связана с нашими достижениями.

— Кстати, о прошлом, то есть о сериале «Восьмидесятые». Там огромный список сценаристов. Когда вы подключились к этому проекту?

— Над сериалом «Восьмидесятые», действительно, работало много сценаристов. Меня подключили только на пятом сезоне.

— Наталья Земцова в середине сериала исчезла на несколько сезонов по своим причинам, а потом снова появилась. Как решается проблема, когда артист вынужден выйти из проекта? Есть какой-то рецепт?

— Все зависит от ситуации — если об уходе артиста известно заранее, то есть тысяча способов вывести его из проекта. Если же актер просто не пришел на смену и ушел со скандалом, то в судьбе его героя резко начинают происходить малоубедительные и крайне трагические события. В своей работе я с таким пока не сталкивался.

— В «Команде Б» много любовных интриг и хитросплетений. Их столько, что возникает вопрос: они хоть когда-нибудь в космос полетят?

— Не уверен, что сейчас лучший момент, чтобы раскрывать главную интригу сериала.

— Вы можете сейчас, глядя на получившееся, сказать, насколько трудно или легко писать ситком?

— Вчера мне казалось, что писать ситкомы сложно и муторно, сегодня — что легко и приятно. В конце концов: «It’s not a rocket science. Oh, wait…» Если говорить серьезно, то я уверен, что комедия — это самый сложный жанр.

 

 

Источник