Онлайн-плееры телевещателей: технологии и монетизация
В веб-браузере и приложениях для отдельных платформ зритель получает сигнал телеканала через онлайн-плеер. Такой проигрыватель позволяет обеспечить не только непосредственно вещание в Интернете, но и дополнительный функционал, монетизировать контент. Для телеканала, заинтересованного в том, чтобы быть максимально представленным в цифровой среде, онлайн-плеер — настоящий мастхэв. Как реализуют онлайн-плеер, какие у него возможности?
Об этом мы попросили рассказать представителей телеканалов, онлайн-кинотеатров и CDN-операторов.
ГОТОВОЕ РЕШЕНИЕ ОПТИМАЛЬНЕЕ
Опрошенные «Телеспутником» эксперты отмечают, что сигнал телеканала в Интернете чаще всего распространяется с использованием готовых технологических решений. Это связано с тем, что у телеканалов нет своих программистов, а создание плеера на заказ — затратная и трудоемкая задача. Куда проще и надежнее использовать распространенный проигрыватель через механизм встраивания. В телекомпании «Первый ТВЧ» нам сообщили, что на сайтах телеканалов «Загородный» и «Охотник и рыболов» можно смотреть прямую трансляцию или архив программ собственного производства. В первом случае применяется плеер сервиса «Яндекс.Эфир», где представлены три канала «Первого ТВЧ», во втором — стандартный плеер YouTube. Директор интернет-департамента познавательных и развлекательных каналов «Цифрового телевидения» Вероника Далецкая рассказала, что производимый компанией телеканал «Моя Планета» вещает на своем сайте с помощью бесплатного плеера с минимальным функционалом. В нем есть возможность поставить эфир на паузу, отрегулировать звук, развернуть окно плеера на полный экран. Все остальные видеоматериалы выкладываются на сайты с помощью кода вставки YouTube.
Решение о разработке плеера внутри компании нужно принимать, исходя из целей проекта, убеждена директор по продажам и развитию видеоплатформы Tvigle Ирина Куманяева. По ее словам, процесс разработки плеера не всегда отвечает серьезности намерений проекта — иногда бывает так, что проще адаптировать внешние решения, чем долго и дорого создавать собственную технологию. «В нашем случае на момент запуска проекта идея создания собственного плеера была безоговорочной, возможно, не было решений на тот момент, которые отвечали целям проекта», — вспоминает она. С другой стороны, процесс сторонней разработки всегда сложнее, чем разработка внутри. «Все зависит от модификации плеера и задач проекта. Если у вас задача — проигрывание контента в одном-двух стандартах качества, то тут, конечно, не нужно изобретать велосипед. И это будет правильно, так как часто разработка технологии in-house может сильно тормозить сроки запуска проекта. Но если у вас плеер — это не только проигрывание контента, но и много различных сервисов, то, конечно, после взвешивания всех “за” и “против” чаще всего случается разработка внутри согласно индивидуальной модификации», — рассуждает Ирина Куманяева.
Одним из основных преимуществ собственного онлайн-плеера она назвала скорость реакции на любые изменения в технологии показа видео или рекламы. «Плеер для нас — это не только технология корректного показа видеоролика, но и возможность монетизации контента. Наличие собственного плеера позволяет нам без посредников реагировать на любые изменения, что экономит время, которое конвертируется в деньги и в качество сервиса», — объяснила Ирина Куманяева.
Помимо платформ «Яндекса» и Google, трансляцию линейных телеканалов в Сети организуют CDN-операторы. Так, специализированные облачные решения для медийных и вещательных компаний предлагает CDNvideo. В компании утверждают, что их решение транслирует потоки телеканалов первого и второго мультиплексов с применением технологии вставки рекламы. Плеер позволяет расширить возможности трансляции и монетизировать ее, предоставляет статистику по действиям пользователей, ходу трансляции и востребованности контента. Директор по маркетингу и развитию бизнеса CDNvideo Максим Гарусев отметил, что, разместив собственный плеер на сайте, телевещатель получает автономность и независимость от агрегаторов, сторонних площадок, чужих правил публикации и, что важно, от чужих правил управления рекламой. Он может самостоятельно монетизировать свой контент, включая рекламу так, как необходимо, привлекать аудиторию на свою площадку, увеличивая таким образом свой охват и повышая статус для рекламодателей. Очень важна и техническая сторона вопроса — собственный плеер дает возможность встроить внутрь него статистику по качеству, фиксируя замирания и рассыпания картинки, проблемы звука. А это, в свою очередь, дает телевещателю мощный инструмент борьбы за качество вещания, что является стратегической задачей медиакомпаний.
ФУНКЦИОНАЛ ПЛЕЕРА
Онлайн-плееры телеканалов чаще всего имеют минимальный функционал, у них ограничена глубина ТВ-архива, не всегда есть перемотка эфира. Это связано с правами на транслируемый контент, объясняет Вероника Далецкая. Она добавляет, что контент собственного производства «Цифрового телевидения» также выкладывается на сайте в виде архива отдельных передач.
Как заявляет Максим Гарусев, разрешениями на контент управляют либо вручную (для малых объемов), либо со специализированных платформ управления правами на контент. «Права на контент транслируются на вещающую видеоплатформу, разрешая либо запрещая вещать определенный медиаконтент в определенное время на определенную географию. А плеер просто показывает те потоки, которые ему раздала видеоплатформа. Таким образом, функционал плееров телеканалов отражает только цели и задачи телеканалов», — пояснил он.
Всегда есть базовый вариант плеера и вариант дополнительных опций на основании запроса заказчика, говорит Ирина Куманяева. По ее словам, если речь идет о трансляции контента в прямом эфире, то функции таймшифта или персональной видеозаписи здесь давно уже не в новинку. В базовом функционале плеера, предназначенного для воспроизведения видео по запросу, достаточно много опций, которые являются обязательными и без которых корректное проигрывание видео невозможно: пауза, остановка, переключение качества, перемотка, шаринг в соцсетях. «Что касается прав на транслируемый контент, то эти вещи никак не связаны с опциональностью плеера», — убеждена она.
Почему разработку онлайн-плеера лучше поручать сторонним исполнителям, объяснил Максим Гарусев. Он утверждает, что плеер CDNvideo используют на своих площадках телевещатели и видеоплатформы. «Дело в том, что наш плеер включает в себя всю ту экспертизу, которой мы обладаем по факту решения огромного количества самых разных задач от вещателей, радиостанций, медиапорталов, — рассуждает он. — Вещатель никогда не столкнется с таким количеством технических нюансов, как независимый разработчик клиентского плеера. А вопрос собственности элементарно решается через брендирование и кастомизацию плеера».
АНАЛИТИКА И РАБОТА С РЕКЛАМОДАТЕЛЯМИ
В случае с телеканалом «Моя Планета» онлайн-плеер не позволяет детально фиксировать действия пользователя. Для изучения поведения зрителей на сайте применяются инструменты аналитики Google и «Яндекса», утверждает Вероника Далецкая. Если говорить о функционале плеера для рекламодателей, то «Цифровое телевидение» не продает отдельную рекламу в онлайн-плеере на сайте и транслирует ту же рекламу, что и на линейном ТВ.
Плеер CDNvideo позволяет собирать всю желаемую информацию о просмотре видео зрителями, почти никаких технических и юридических ограничений здесь нет, подчеркивает Максим Гарусев. «Мы, например, собираем и представляем клиентам информацию о количестве сессий и уникальных пользователей, суммарной и средней продолжительности сессий, информацию о том, из чего состоит время сессий — ожидание загрузки, просмотр рекламы, паузы, просмотр самого видео. Можно узнать количество досмотров видео до конца, среднюю глубину просмотра, статистику по просмотру рекламы», — рассказал он.
По словам Ирины Куманяевой, плеер Tvigle способен фиксировать много разных событий — от запуска видео до взаимодействия пользователя с экраном плеера и анализа его действий в окне плеера при проигрывании видео. Функционал плеера для рекламодателей в первую очередь важен для самого онлайн-кинотеатра, так как Tvigle работает в 90% по рекламной модели и корректные «отстрелы» плеера в статистику — одна из составляющих успеха, говорит она. «Если в бизнес-модели заложена рекламная история, то без статистики делать нечего! Когда при просмотре видео у вас нет «отстрелов» по таким событиям, как старт видео, перемотка, пауза и другие, то, конечно, без этого работа с видео будет неполноценна», — настаивает Ирина Куманяева.
ИНТЕГРАЦИЯ С ДРУГИМИ ПЛАТФОРМАМИ
Описывая возможности интеграции плеера со сторонними сайтами или соцсетями, Вероника Далецкая отметила, что поскольку телеканал «Моя Планета» кабельный и работает по подписке, смотреть его можно только на сайте, при этом нужно быть участником клуба «Моя Планета», то есть зарегистрированным пользователем. «Следовательно, у нас не стоит задача интеграции нашего вещания в социальные сети и на другие сайты. Когда мы отдаем фрагменты прямого эфира в социальные сети, мы интегрируем сигнал в плееры соответствующих партнеров», — пояснила она.
Интеграция плеера Tvigle на сторону партнеров чаще всего реализуется через режим embed при помощи тегов iframe или object — кому как удобнее, описывает Ирина Куманяева. С социальными сетями интеграция происходит чаще шарингом видео из плеера.
По словам Максима Гарусева, в вопросе интеграции плеера CDNvideo очень многое зависит от сервиса, с которым требуется интегрироваться, от его программного интерфейса. «Если сайт позволяет встроить iframe с плеером, то обычно никаких проблем нет, встраивание происходит гладко почти для любого плеера. Если же речь идет о соцсети или сайте со специфичными ограничениями на встраивание сторонних видео, то все зависит от API этого сайта», — объяснил он.