Как работать со звуком на спортивных трансляциях

За спортивными мероприятиями следят миллионы людей. Если на стадионе зрителей заставляют кричать громче непосредственные участники матча, то у телевизора не менее важно, чтобы на трансляции работал хороший звукорежиссер.

Работать со звуком на спортивных мероприятиях очень сложно. Специалистам из звукового департамента рекомендуется приезжать на место минимум за три часа. Не говоря о качестве оборудования, сами сотрудники звукового отдела также должны обладать важными навыками и умениями. Чего только стоит задача расставить и закрепить микрофоны, да еще и так, чтобы их никто не сломал на кураже. Не забывайте и о том, что оборудование не должно перекрывать обзор зрителям и закрывать даже часть рекламных баннеров, показ которых стоил немало для спонсоров.

Фрагмент полуфинала Лиги чемпионов

Справедливо будет начать с того, что за звук со спортивной трансляции в вашей гостиной отвечает далеко не один человек. Действительно, за пультом в ПТС работает главный звукорежиссер, однако помимо этого много людей сначала расставляли микрофоны и настраивали оборудование. Не стоит винить и их, ведь спорт непредсказуем, так что неполадки могут случиться в любой момент. Например, в решающем матче за выход в финал Лиги Чемпионов по футболу на знаменитом стадионе «Энфилд» в Ливерпуле у комментаторов что-то случилось с оборудованием, и зрителям пришлось вслушиваться в слова, чтобы понять, что говорил Георгий Черданцев. При этом это вряд ли вина главного звукорежиссера — скорее всего что-то было не так с аудиооборудованием для комментатора.

Где находятся микрофоны?

Расположение, выбранное для микрофонов, — важная часть общей звуковой концепции спортивного вещания. Основными целями локализации микрофонов являются:

  1. Вовлечение аудитории в атмосферу мероприятия;
  2. Предоставление информации о событиях, которые не видно по телевизору;
  3. «Поддержка» изображения;
  4. Кинематографическая драматизация событий.

Этих целей помогают достичь как стерео-микрофоны, так и моно (например, для комментатора). Порой также применяются многоканальные микрофоны, чтобы записать общую атмосферу пространства. Так как для каждого вида спорта нужны разные площадки, расположение микрофонов также варьируется.

На рисунке ниже показано оптимальное расположение микрофонов для трансляции звука на футбольном матче в формате 5.1. Эту схему использовала компания HBS на чемпионате мира по футболу в Южной Африке в 2010-ом году. Здесь и микрофоны ORTF Surround и ORTF Outdoor Set и даже прекрасно знакомые звукооператорам из киноиндустрии «пушки», которые использовались, чтобы уловить звук мяча.

Эта схема попроще, но также насчитывает более 10 микрофонов.

Трансляции хоккейных матчей не менее интересны для звукорежиссера. Хоккей — более динамичный вид спорта, чем футбол. Также микрофоны находятся гораздо ближе к игрокам. Они обычно закрепляются на штативы, либо их скрытно располагают в защитных стеклах. Это помогает достичь максимального погружения в игру.

Еще интереснее работают со звуком в любимых видах спорта на родине голливудского кино — бейсболе и американском футболе. Здесь, помимо скрытых микрофонов в поле (например, на базах), стало негласной классикой использование параболических микрофонов. Это такой тип микрофонов, которые могут записывать звук на очень длинных дистанциях.

Параболический микрофон Klover Mik 26 / Фото: Klover products

Для большего погружения в противостояние звукорежиссеры продолжают экспериментировать с расположением микрофонов. В баскетболе, например, при попадании мяча в корзину мы также можем слышать звук сетки. Конечно, даже на стадионе вы вряд ли бы это услышали, однако микрофон, расположенный близко к корзине, дает нам возможность настолько погрузиться в атмосферу.

В американском футболе порой «вешают» микрофон на судью и на игроков, однако это все еще тестируется, так как непосредственным участникам матча сложно совладать с эмоциями. Есть и забавный трюк с «вертолетом». Смотря матч по телевизору, мы часто слышим его звук, однако видели ли вы его на самом деле хоть раз, будучи на стадионе? Этот трюк очень прост. Вместо вертолета над стадионом летает дрон с камерой, а звук подкладывается в реальном времени. Все ради зрелища.

Главные сложности

1Звукорежиссер ведет игру
Действительно, главный звукорежиссер (A1) не просто «поднимает» фэйдэры и отдыхает весь матч, но и ведет игру, следя за положением мяча или шайбы. Например, если в футболе какие-то части поля могут оставаться без озвучания, то в хоккее фэйдэры никогда полностью не опускаются. Помимо этого звукорежиссер должен обратить внимание на сами звуки и обработать их, если нужно. В хоккее, например, микрофоны, закрепленные в защитном стекле, часто эквализируют так, чтобы было лучше слышно удары шайбы.

2Важно следить за всеми каналами

Если вы отвлечетесь во время работы, то некоторые из каналов могут совсем не порадовать публику у телевизора. Конечно, от нецензурной брани в прямом эфире никто не застрахован, однако в таком случае задача звукорежиссера — быстро, но плавно «убить» ненужный сигнал.


«Бейсбол не похож на хоккей. В хоккее шумно как на льду, так и за его пределами. Это может замаскировать одного или двух недисциплинированных фанатов. Но в бейсболе больше молчания, поэтому звукорежиссеры должны быть бдительны, чтобы затушить одного человека, который будет сидеть и кричать, и что бы вы ни делали, вы его услышите» Эндрю Стокли, канадский звукорежиссер


Помимо этого также важно следить за сигналом, который транслируется через акустическую систему стадиона. Информация, вроде порядка выхода со стадиона, может быть интересна посетителям, но никак не зрителям у телевизоров.

3Сведение под определенные уровень

Помимо того, что вам нужно передать атмосферу мероприятия и сделать звук максимально динамичным для зрителя, важно также и не забывать о технических требованиях. Сведение под -23 LUFS — стандарт и для спортивных мероприятий.

Опытом работы на спортивных трансляциях поделился звукорежиссер Александр Янковский:


«Передать зрителю атмосферу матча, заставить поверить, что он может быть прямо в центре событий, но в то же время у себя в гостиной — это магия спортивных трансляций. Это по-настоящему невероятно сложный технологический процесс, который по силам только телевизионному производству. Звуковое решение спортивной трансляции в surround-формате еще больше погружает зрителя в атмосферу происходящего. И эта магия работает только при наличии у звукорежиссера опыта, знаний и вкуса.

Звуковая драматургия выстраивается не только в кино. Во время спортивной трансляции она может быть еще сильнее, ведь как говорит Евгений Иванов, известный телевизионный режиссер спортивных трансляций: «Cценарий во время матча пишет Господь Бог, а я должен приложить все свои умения и знания, чтобы воплотить этот сценарий в самом ярком и эффектном виде».


 
Александр Янковский

Выпускник факультета звукорежиссуры Гуманитарного института телевидения и радиовещания имени М. А. Литовчина, ныне — доцент кафедры звукорежиссуры и музыкального искусства. Работал звукорежиссером в компаниях Amedia, StarMedia, Ikafilm и других. Преподает «Звукорежиссуру аудиовизуальных искусств», «Технологию производства первичных фонограмм», «Современные цифровые аудиотехнологии».
 
 

Бонус: запись футбольного матча высшей австралийской лиги с аудиозаписью главного судьи