ОТТ, IPTV, VoD: кто есть кто
Бурное развитие интернет-телевидения привело к появлению новых форматов и технологий, смысл и функции которых далеко не всем очевидны. Пробуем внести ясность в казалось бы понятные вопросы.
На заре кинематографа предрекали, что он заменит театр. Однако этого не произошло, и они прекрасно сосуществуют вместе. Все-таки кино не дает прямого общения актеров со зрителями, то есть не хватает интерактивности.
Не так давно в некоторых головах гуляла идея о том, что телевидение способно полностью вытеснить кинопрокат. Слава богу, он выжил и получил новое развитие. Разница между кино и телевидением сегодня уже не в технологиях. Кино стало «безпленочным», а телевидение «безленточным», все перешли к цифре. Телевидение, в отличие от кино, – это продукт с доставкой на дом.
Противопоставлять интернет телевидению бессмысленно – все равно, что сравнивать сосуд и его содержимое.
Телевидение – область науки, техники и культуры, связанная с передачей на расстояние изображений подвижных объектов при помощи радиоэлектронных устройств. (Большой Энциклопедический словарь)
Телевидение – вид электросвязи, предназначенный для передачи сменяющихся изображений неподвижных или движущихся объектов. (Регламент Радиосвязи)
Средство массовой информации – периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием) (Закон о СМИ, ст.2)
Сетевое издание – сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом. (Закон о СМИ, ст.2)
Телеканал, радиоканал – сформированная в соответствии с сеткой вещания (программой передач) и выходящая в свет (эфир) под постоянным наименованием (названием) и с установленной периодичностью совокупность теле-, радиопрограмм и (или) иных аудиовизуальных, звуковых сообщений и материалов. (Закон о СМИ, ст.2)
Каждая телевизионная передача, за некоторым исключением, защищена авторским правом. Более того, программа передач телевизионного канала тоже является объектом авторского права вещателя.
В январе на выставке-форуме CSTB-2016 обсуждались проблемы развития интерактивного телевидения в России. Телеаудитория постепенно уходит от традиционного линейного просмотра и получает контент в интернете. На любом устройстве – будь то компьютер, телевизор, смартфон или планшет, игровая консоль – и в любом месте, лишь бы была хорошая связь.
В России уровень распространения широкополосного доступа опережает проникновение цифрового кабельного ТВ и IPTV.
Различаются следующие типы видео по запросу:
- FVoD (Free Video on Demand) — тип VoD, при котором предоставляется практически безграничный доступ к видео (бесплатно и без демонстрации рекламы);
- AVoD (Advertising Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется вместе с рекламой, которая демонстрируется в видео с определенной периодичностью;
- SVoD (Subscription Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется за счет покупки периодической подписки;
- TVoD (Transactional Video on Demand) — тип VoD, при котором доступ к видео предоставляется в счет уплаты определенной суммы, при этом есть ограничения либо по количеству просмотров, либо по времени, в течение которого контент нужно просмотреть, после чего доступ прекращается;
- EST (Electronic Sell-Through) — тип VoD, при котором доступ предоставляется в счет уплаты определенной суммы, при этом практически нет ограничений (только если их не вводят правообладатели видео).
Нормативно-правовая база в этой области пока не проработана.
В своем выступлении на CES 2016 (International Consumer Electronics Show (CES) — международная выставка потребительской электроники, прошедшая с 6 по 9 января в Лас-Вегасе, США) представитель американской компании Netflix, занимающейся распространением видеоконтента, заявил о начале вещания в 130 новых странах. В списке, кроме прочих, присутствуют Россия и Украина, а также Индия и Южная Корея. На форуме CSTB-2016 эта новость вызвала целый переполох, хотя дороговизна подписки и отсутствие русскоязычной версии этого сервиса ОТТ пока серьезно повлиять на наш рынок телесмотрения не могут. Тем не менее, это вызов, побудивший наших законодателей озаботиться взиманием НДС с иностранных компаний, получающих оплату услуг в нашем сегменте интернета.
Мы помним, как законодательно запретили продажу рекламы на кабельные каналы. И это было явно непродуманное решение. Идея была в том, чтобы в условиях падения доходов от рекламы помочь эфирным каналам, а с другой стороны содержать нишевые каналы только за счет абонентской платы. На деле же рекламные бюджеты ушли в интернет, часть кабельных каналов прекратила существование, абоненты не понимают, за что надо платить, операторы связи понесли существенные убытки, так как федеральные каналы они должны распространять бесплатно, а доходы от распространения кабельных каналов резко упали. Теперь, вдруг, обвинили рекламодателей в «спонсировании пиратских сайтов».
Изменение правил во время игры не идёт на пользу рынку.
Практически все игроки телевизионного рынка стремятся предложить свои услуги и монетизировать аудиторию телевизионного контента в интернете. Помимо линейного вещания, предлагается просмотр передач, недавно прошедших в эфире (catch up, «вслед за эфиром»), запись с эфира, а также библиотеки фильмов, сериалов, передач. За некоторую плату предлагается предэфирный просмотр того, что будет на следующей неделе.
Сегодня пользователи сервисов ОТТ составляют менее 10% зрительской аудитории. Мало того, если даже 10% зрителей вдруг перейдут с эфирного и кабельного вещания в интернет-ТВ, наши магистральные сети просто рухнут. Вообще говоря, деление зрительской аудитории весьма условно, поскольку один и тот же человек смотрит ТВ, как ему удобно – в дороге по мобильному устройству, дома по кабелю на большом экране и так далее. Он вправе одновременно включить и два, и три экрана, допустим, во время спортивных соревнований. Главное – чтобы смотрел. А для этого, как и во все времена, всего лишь нужен интересный контент.