Платное телевидение в Москве: охват вырос на 120%

Рынок платного ТВ столичного региона уверенно растет. В этом отношении Москва идет впереди России всей и является очень привлекательным регионом для инвестиций. Область по этому показателю пока отстает. Позиции игроков в самой Москве и Московском регионе заметно отличаются.

Глава 1. Рынок ПТВ Москвы: игроком больше, игроком меньше

Как сообщила аналитик агентства IKS-Consulting Екатерина Макаревич, рынок платного ТВ Москвы и Московской области является самым насыщенным в стране. Несмотря на это, он продолжает показывать достаточно стабильные темпы роста.«Проникновение услуг платного ТВ в Москве, по нашим данным, на конец 2014 года выросло почти на 5% и составило более 120%, — прокомментировала аналитик IKS-Consulting Екатерина Макаревич. — Область по данному показателю отстает практически в два раза, здесь проникновение составит чуть более 65%. Тем не менее, суммарное проникновение Москвы и области приближается к 100%».

По экспертным данным, практически весь рынок вырос за счет усилий двух операторов: МТС и НТВ+. «Первый показал прирост абонентской базы цифрового ТВ по технологии GPON, — пояснила Екатерина Макаревич. — Второй скорректировал тарифную политику и запустил обширную рекламную компанию, которая обеспечила прирост абонентской базы более чем на 200 тысяч пользователей по России. Около 25% этого прироста обеспечено абонентами Москвы и области».

1р

 

Доли игроков платного ТВ на рынке Москвы по количеству абонентов,  по данным аналитического агентства IKS-Consulting

На рынке платного ТВ Москвы стало одним крупным игроком больше и одним меньше.

Заметным событием 2014 года не только московского рынка, но и страны в целом, по данным аналитического агентства IKS-Consulting стал выход оператора МТС на рынок спутникового ТВ и уход с этого рынка крупного игрока «Радуга-ТВ». «Скорее всего, компания начнет активно продвигать услуги спутникового ТВ в 2015 году, особенно в области, где имеется хороший потенциал роста и есть возможность составить конкуренцию «Триколору» и НТВ+», — сообщила Екатерина Макаревич.

Глава 2. Пакетные и индивидуальные предложения операторов

Крупнейшим оператором платного ТВ в столице остается «Ростелеком». Другие игроки в настоящее время и близко не подобрались к его позициям: в Москве он занимает 59% рынка платного ТВ, в общем по Москве и области – 46%. «Если говорить о ведущих игроках рынка Москвы, то почти весь он занят крупными федеральными игроками, лидером среди которых является, безусловно, «Ростелеком», — заявила Екатерина Макаревич. — Компания продвигает свое ТВ под брендом «Онлайм». В конце 2014 года запущено и IPTV для абонентов Москвы. На рынке Москвы и Московской области в целом — несколько иная расстановка игроков, так как в области традиционно сильны позиции спутниковых операторов». 

р2

 

Доли игроков на рынке платного ТВ Москвы и Московской области по количеству абонентов согласно данным аналитического агентства IKS-Consulting

«Ростелеком» в Московском регионе в 2014 году активно развивал сегмент платного ТВ и в 2015 году намерен продолжить экспансию. Как отметила руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева, в 2014 году основных достижений было несколько: запуск услуги «Интерактивное ТВ» в Москве, увеличение продаж платного ТВ почти в два раза по сравнению с 2013 годом и увеличение количества пользователей пакетных предложений – также в два раза.

«Ростелеком» в Московском регионе будет осуществлять продвижение «Цифрового ТВ»  как одного из  приоритетных продуктов, а также планирует увеличить долю VoD, рассматривая его как один из инструментов повышения ARPU услуги», — прокомментировала Инна Губарева.

Надо сказать, что услуга VoD также активно развивается. VoD («video on demand»,  англ. «видео по запросу») — это система индивидуальной доставки абоненту телевизионных программ и фильмов по цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети с мультимедиа сервера. Благодаря ей абоненты могут заказывать фильмы из каталога.

На пакетные предложения и расширение спектра каналов платного ТВ делает акцент  другой крупный игрок, «АКАДО Телеком».

Директор по маркетингу «АКАДО Телеком» Андрей Бояринов отметил, что в течение 2014 года компания вела активную работу по расширению цифрового телевизионного контента. «В нашу сеть включено более 30 новых телеканалов. Среди них – рейтинговые представители известного медиахолдинга Viacom International Media Networks и «НТВ-Плюс», — пояснил Андрей Бояринов. — Наша компания стала первым кабельным оператором в России, который начал трансляцию в своей сети фильмового канала в формате 3D – это телеканал «НТВ-ПЛЮС 3D» телекомпании «НТВ-Плюс». Принимая решение о включении того или иного телеканала в нашу сеть, мы учитываем его рейтинги, качество видеоконтента, финансовую составляющую. В связи с динамичным развитием рынка ТВ, количество  каналов и состав телевизионных услуг не остается неизменным».

По словам Андрея Бояринова, параллельно с включением новых каналов компания ведет  активную работу по повышению доступности платного телевидения для всех категорий пользователей. Она заключается не только в расширении линейки абонентского оборудования, но и в формировании привлекательных предложений для абонентов. В 2014 году компания презентовала абонентам услуги triple play («интернет+цифровое ТВ+телефония») с возможностью выбора наиболее удобного тарифного плана.

«Мы продолжим работу по оптимизации качества видеоконтента в сети «АКАДО Телеком» с учетом потребностей зрительской аудитории,- прокомментировал Андрей Бояринов. — Также в интересах абонентов мы планируем запустить систему индивидуальной подписки на каналы: практика показывает, что  многие клиенты хотят и готовы приобретать не весь ТВ-пакет, а лишь некоторые, качественные и интересные конкретно им, телеканалы. Кроме того, мы постараемся обеспечить всех желающих необходимым абонентским оборудованием, предлагая им, например, новые  HD- устройства Novabase. Отличительными особенностями этих приставок является наличие дополнительной функции — возможности записи на USB-носители телевизионных программ, а также перемотки и паузы, компактность и энергоэффективность».

Как уже было сказано, цифровое ТВ является перспективной, постоянно растущей услугой. По информации агентства IKS-Consulting, одной из главных тенденций 2014 года стало увеличение проникновения цифрового ТВ. Если аналоговое телевидение в среднем прирастает на 3-5% в год, то цифровое — более чем на 15%.

Глава 3. Рынок ПТВ России: 37,8 млн домохозяйств

Рынок платного ТВ по России в целом, по данным агентства «ТМТ Консалтинг», продолжает  демонстрировать стабильный рост. По оценкам «ТМТ Консалтинг», объем рынка платного телевидения в 2014 году по России вырос на 6,1% и составил 57 млрд рублей. Абонентская база операторов увеличилась на 8,3% до 37,8 млн домохозяйств. Проникновение платного ТВ составило 68%.

р3

 

Итоги 2014 года на рынке платного ТВ по данным агентства «ТМТ Консалтинг». Рост абонентской базы и доходов по сравнению с 2013 годом

По оценкам «ТМТ Консалтинг», в составе крупнейших игроков ни на общероссийском, ни на московском рынках изменений не произошло. При этом эксперты отметили продолжающийся быстрый рост в России спутникового «Орион-Экспресса», а в Москве  –  компании МТС. По данным аналитиков, в целом по России МТС преодолела негативный тренд, связанный с оттоком пользователей соцпакетов в процессе перевода сетей компании на цифровые технологии, и впервые за три года показала рост абонентской базы. Годовые темпы роста крупнейшего оператора – компании «Триколор» — хоть и снизились до 8% (по сравнению с 14% годом ранее), все еще остаются значительными. Лидер рынка по выручке «Ростелеком» продолжает увеличивать число подписчиков IPTV за счет строительства сетей PON. Практически остановился рост компании «ЭР-Телеком» в связи с насыщением рынков крупных городов, где действует оператор.

р4

Структура российского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

р5

ТОП-5 российских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

р6

Структура московского рынка платного ТВ по операторам, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

р7

ТОП-5 московских операторов платного ТВ в 2014 году, по данным агентства «ТМТ Консалтинг»

Глава 4. ТВ-приставки: игроки ждут отечественных аналогов

Резко упавший курс рубля может повлиять на этот рынок платного ТВ по одной простой причине: оборудование закупается за рубежом и есть опасения, что оно подорожает.

«Экономические санкции, конечно же, повлияют на рынок платного ТВ, как и на многие другие отрасли российской экономики, — сообщила аналитик IKS-Consulting Екатерина Макаревич. — Например, оборудование для просмотра цифрового ТВ, приставки и роутеры закупаются у иностранных партнеров, и колебания валютного курса неблагоприятно сказываются на их стоимости. Здесь в выгодном положении оказались операторы, у которых уже был запас оборудования на складах. Остальным придется искать пути оптимизации издержек». Таким образом, повышение стоимости оборудования совсем не обязательно коснется абонентов — по крайней мере, далеко не сразу.

Игроки рынка поясняют, что вопрос повышения цен ещё обсуждается. Руководитель направления департамента внешних коммуникаций ОАО «Ростелеком» Инна Губарева сообщила, что на данный момент идут переговоры с поставщиками о цене оборудования на 2015 год. Пока окончательного решения нет.

Все операторы готовы предоставлять абонентское оборудование, например, в рассрочку.

«В своей работе мы используем оборудование таких зарубежных  производителей, как Kaon (Корея), Novabase (Португалия), Humax (Корея), — сообщил директор по маркетингу  «Акадо Телеком» Андрей Бояринов. — Все расчеты по договорам, которые «АКАДО Телеком» заключает с поставщиками устройств, производятся в валюте. В результате падения курса рубля мы вынуждены закупать товар по новым расценкам. Повышение стоимости – вынужденная мера в ответ на ситуацию на отечественном валютном рынке, несмотря на  попытки удержать цены на прежнем уровне.  К сожалению, это тенденция, которая коснулась или коснется многих компаний, работающих с иностранными производителями и поставщиками. Новые цены установлены по итогам финансовых и маркетинговых расчетов, рост стоимости оборудования экономически обоснован и ниже динамики роста цен на валютном рынке. Для стимулирования продаж мы предлагаем абонентам приобретать оборудование в рассрочку на выгодных для них условиях  – и по срокам платежей, и по величине. Также мы презентовали абонентам доступные по цене  HD-устройства Novabase, качество которых не уступает более дорогому абонентскому оборудованию. Думаю, что в будущем возможно импортозамещение устройств. Сейчас аналогов импортного оборудования  на российском рынке нет. Но мы не исключаем того, что в нашей стране  появятся компании, которые будут создавать  качественные  продукты под оператора. И мы будем готовы оказывать этим компаниям всестороннюю поддержку и содействие развитию». 

Источник: http://ict-online.ru/news/n113927/